Название связки примеров-иллюстраций | Как работает связка | Цель применяемого приема |
Детализация/ обобщение | Автор использует прием детализации, переводя внимание читателя с общего плана, изображения (чего?)/рассуждения о… на конкретный образ (чего?)/ конкретное суждение о… | Вычленяя единичный /частный случай из общего, писатель (публицист…) добивается концентрации внимания читателя к подробностям/тонкостям/нюансам исследуемого проблемного вопроса, чтобы понять его многомерность/принцип работы системы и убедиться в значимости каждого отдельно взятого случая для изображения…. |
Дополнение | Второй пример дополняет первый, в котором мы видим…, а далее автор показывает… / видим не только…., но и … | -Это помогает читателю увидеть целостный образ (чего) и помогает понять, что вопрос , поднятый автором, более сложный, чем может показаться на первый взгляд - Такой прием делает аргументацию автора более многослойной, помогает расширить представление читателя о… |
Пояснение | Первый пример раскрывает … (тему…, суть вопроса о…), а второй пример поясняет его тем, как… | Выбранный автором прием свидетельствует о глубинном проникновении писателя(публициста…) в проблему и убеждает читателя в достоверности приведенных суждений |
Сравнение/ сопоставление | Первый пример-иллюстрация демонстрирует (первая сторона вопроса), а второй показывает (вторая сторона вопроса) | - Используя две точки зрения, автор выявляет различия и сходства между подходами решения проблемы, что помогает читателю определиться с личной оценкой происходящего или убедиться в верности своих суждений. - Сравнение первого и второго примера…. (чего?) позволяет заострить внимание читателя на проблеме… Сопоставление помогает/позволяет писателю (публицисту и др.) показать неоднозначность ситуации и сложность принятия единственно верного решения. |
Противопоставление/ контраст | Приведенные примеры противопоставлены друг другу. С одной стороны…, а с другой… Они выявляют не просто разные точки зрения на один и тот же вопрос, а полярные. | Антитеза дает возможность автору выявить истинное и ложное представление о … /указать на полемичность поднятого вопроса/ вскрыть конфликт суждений или интересов общества… с тем, чтобы читателю стало очевидно, какую именно сторону поддерживает автор или к чему призывает читателя. Иногда противопоставление выявляет крайности суждения, ни одно из которых не является верным, тогда антитеза призывает искать компромиссные решения |
Причинно-следственная связь | Важно знать, что автор волен в любом порядке располагать примеры иллюстрации: причина – следствие/ следствие – причина -Примеры использованы автором для выявления причинно-следственных связей между… (чем и чем) - между примерами-иллюстрациями, приведенными из текста, устанавливается причинно-следственная связь, где … - иллюстрация последствий определенных действий, а затем объяснены причины. | Автор указывает недвусмысленно на существование объективных / субъективных причин …(чего?), что вполне можно назвать предупреждением от необдуманных поступков/призывом к осознанности действий, к благоразумию/ принятию взвешенных решений |
Усиление | Автор совершенно справедливо предполагает, что второй пример о… усилит (впечатление, ощущение) от … | Прием усиления воздействует в первую очередь на эмоциональную составляющую восприятия текста и позволяет повысить/масштабировать/укрупнить/ значимость решаемого автором вопроса, а вовлеченный в размышление/происходящее читатель острее чувствует необходимость… |
Подтверждение | Автор опирается на два приведенных примера-иллюстрации, основанных на приеме подтверждения, первый из которых является формулировкой мысли о…, а второй-это доказательство сказанного. | Использование приёма подтверждения позволяет писателю/литературоведу …убедительно и обоснованно раскрыть проблему и высказать глубокую и важную мысль:… |
Аналогия | Автор намеренно приводит аналогичные примеры (чего?), указывая лишь на нюансы, которые заключаются в … | Одно и то же событие может схожим образом отразиться на разных людях, явления могут иметь схожие результаты/ Прием аналогии позволяет более убедительно представить свою точку зрения, доказав ее неоднократно. |
В таблице приведены лишь несколько вариантов формулировок определения связи примеров-иллюстраций и ее анализа.