Просмотр содержимого документа
«Опорная таблица "Синтаксис. Чужая речь"»
Синтаксис. Чужая речь
Чужая речь в предложении – это высказывания других лиц или своё собственное высказывание. |
Способы передачи чужой речи: |
1) Предложения с прямой речью Мы с братом просили маму: «Позвони нам». Прямая речь – это речь какого-либо лица, передаваемая от его имени. В прямой речи воспроизводится все особенности языка говорящего – грамматические, лексические, интонационные, стилистические. Знаки препинания в предложениях с прямой речью: А: «ПР». «ПР…» - а. «ПР,» - а. «ПР? – а. – ПР». «ПР!» - а. «ПР, - а. – ПР». | 2) Предложения с косвенной речью Мы с братом просили маму, чтобы она нам позвонила Косвенная речь – это речь какого-либо лица, сообщаемая от лица того, кто её передаёт. Предложения с косвенной речью – это сложноподчинённые предложения, в которых обе части связываются с помощью союзов или союзных слов, выполняющих роль союзов. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью такие же, как и в сложноподчинённом предложении: перед косвенной речью необходимо поставить запятую. |
3) Диалог Диалог – это вид речи, при котором происходит обмен репликами в процессе общения. При записи диалога перед каждой репликой ставится тире. Мы с братом дружно попросили: - Мама, позвони нам! - Хорошо, - ответила мама | 4) Цитирование Цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста (устного или письменного). Дословно могут воспроизводиться слова, словосочетания, крылатые слова (афоризмы), фрагменты текста и целые тексты. Знаки препинания при цитировании: 1) При осколочном цитировании слова берутся в кавычки. А.В. Луначарский говорил, что молодость Лермонтова «кипела страстью, протестом и тоской». 2) Как в предложении с прямой речью К. Г. Паустовский писал: «Этот рассказ был мне пришлось редактировать несколько раз». 3) Если цитируем стихотворные строки, то кавычки опускаем. А.С. Пушкин в стихотворении «Зимний вечер» писал: Наша ветхая лачужка И печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? |
***Предложения с чужой речью используют, если - важно сохранить все особенности чужой речи - нужно указать на источник передаваемой информации - нужно кратко передать главное - нужно передать внутреннюю речь того, кто размышляет |
*** Выполни задания по теме «Синтаксис. Чужая речь»
А. Расставь знаки препинания в предложениях с чужой речью. Определи способ передачи чужой речи.
1. Витя радостно сообщил что он выиграл спор.
2. Витя радостно сообщил я (Я) выиграл спор!
3. А.С. Пушкин называет ласково свою няню подругой дней голубкой дряхлой.
4. Уколю грозится еж если снимка не пришлёшь!
5. Рагим расскажи мне сказку прошу я старика. Зачем спрашивает Рагим не оборачиваясь ко мне.
6. Расскажи что-нибудь прошу я бабушку.
7. Как в детстве Пушкин просит няню с (С)пой мне песню как синица// Тихо за морем жила//Спой мне песню как девица // За водой поутру шла.
8. Язык которым говорит человек это ключ к его характеру считал К. Станиславский
9. В своих воспоминаниях Бунин рассказывает что Толстой любил всякие физические упражнения.
10. Зима в стихотворениях Пушкина по словам В.Г. Белинского облита блеском роскошной поэзии.
Б. Исправь ошибки в предложениях с чужой речью.
1. Дядя Сергей спросил, мечтаю ли я о чём-нибудь, есть ли у него самое большое желание.
2. Санька смущённо пробормотал, что я хочу посмотреть, как солнце просыпается.
3. А.Т. Твардовский писал в поэме «Василий Тёркин»:
«Тёркин! Кто же он такой?
Скажем откровенно –
Просто парень сам собой
Он обыкновенный»
4. С.А. Есенин в своём стихотворении говорит что берёза принакрылась снегом точно серебром.
5. Заметим ещё его удивительную способность делать поэтическими самые разнообразные предметы говорил В.Г. Белинский о Пушкине.
В. Запишите предложения с чужой речью, используя разные способы.
1. Счастливые часов не наблюдают. (А.С. Грибоедов)
2. Безумству храбрых поём мы песню! (М. Горький)
3. У сильного всегда бессильный виноват. (И.А. Крылов)