СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей.»

Общий обзор Организма человека Проверочная работа

Общий обзор Организма человека

Проверочная работа

1.Сердце человека относят к следующему уровню организации а)атомно-молекулярному б)тканевому в)органному г)системному

1.Сердце человека относят к следующему уровню организации

а)атомно-молекулярному

б)тканевому

в)органному

г)системному

2.Белки в организме человека относят к следующему уровню организации живого а)атомно-молекулярному б)тканевому в)органному г)системному

2.Белки в организме человека относят к следующему уровню организации живого

а)атомно-молекулярному

б)тканевому

в)органному

г)системному

3.Многообразие размеров и форм клеток организма человека можно объяснить а)разнообразием химических элементов, образующих их структуру б)разнообразием органических веществ, входящих в их состав в)спецификой выполняемых ими функций в многоклеточном организме г)спецификой размещения в структурах органов

3.Многообразие размеров и форм клеток организма человека можно объяснить

а)разнообразием химических элементов, образующих их структуру

б)разнообразием органических веществ, входящих в их состав

в)спецификой выполняемых ими функций в многоклеточном организме

г)спецификой размещения в структурах органов

4.Ткань, для которой характерны функции: защитная, транспортная и опорная а)эпителиальная б)соединительная в)мышечная г)нервная

4.Ткань, для которой характерны функции: защитная, транспортная и опорная

а)эпителиальная

б)соединительная

в)мышечная

г)нервная

5.Вид ткани, для которой характерно минимальное содержание межклеточного вещества а)эпителиальная б)соединительная в)мышечная г)нервная

5.Вид ткани, для которой характерно минимальное содержание межклеточного вещества

а)эпителиальная

б)соединительная

в)мышечная

г)нервная

6.Органы человека а)всегда состоят из одного вида тканей б)в норме не могут работать вне организма в)являются исключительно внутренними структурами г)всегда работают независимо друг от друга

6.Органы человека

а)всегда состоят из одного вида тканей

б)в норме не могут работать вне организма

в)являются исключительно внутренними структурами

г)всегда работают независимо друг от друга

7.Системы органов, регулирующие жизнедеятельность всего организма как единого целого а)опорно-двигательная и пищеварительная б)кровеносная и дыхательная в)нервная и эндокринная г)выделительная и покровная

7.Системы органов, регулирующие жизнедеятельность всего организма как единого целого

а)опорно-двигательная и пищеварительная

б)кровеносная и дыхательная

в)нервная и эндокринная

г)выделительная и покровная

Правильные ответы 1-в 2-а 3-в 4-б 5-а 6-б 7-в Оценка «5»-нет ошибок «4»-1 ошибка «3»-2-3 ошибки «2»-4 и более

Правильные ответы

1-в

2-а

3-в

4-б

5-а

6-б

7-в

Оценка

«5»-нет ошибок

«4»-1 ошибка

«3»-2-3 ошибки

«2»-4 и более

Опора и движение   Состав, строение и рост костей

Опора и движение

Состав, строение и рост костей

Цель урока -выяснить особенности строения опорно-двигательной системы, состава, строения и роста костей.

Цель урока

-выяснить особенности строения опорно-двигательной системы, состава, строения и роста костей.

Это интересно 1.Считается, что в теле взрослого человека примерно 206 костей, а у ребенка - примерно 300. В процессе взросления некоторые кости срастаются в более крупные. 2.Ключица является наиболее часто ломающейся костью человека. 3.Самыми прочными костями считаются бедренные, даже несмотря на то, что они полые: говорят, что они прочнее бетона. 4.Самая короткая кость – стремечко, расположенное в среднем ухе и передающее колебания барабанной перепонки к чувствительным клеткам внутреннего уха. Ее длина – всего 2-4 миллиметра.

Это интересно

  • 1.Считается, что в теле взрослого человека примерно 206 костей, а у ребенка - примерно 300. В процессе взросления некоторые кости срастаются в более крупные.
  • 2.Ключица является наиболее часто ломающейся костью человека.
  • 3.Самыми прочными костями считаются бедренные, даже несмотря на то, что они полые: говорят, что они прочнее бетона.
  • 4.Самая короткая кость – стремечко, расположенное в среднем ухе и передающее колебания барабанной перепонки к чувствительным клеткам внутреннего уха. Ее длина – всего 2-4 миллиметра.
Это интересно 5.Почти половина всех костей человека находится в его запястьях и ступнях. 6.Самая длинная кость в теле человека – бедренная: ее длина составляет около 27,5 процентов от роста человека. 7.Костная масса взрослого человека составляет около 15 процентов от общей массы тела. 8.Клетки нашего скелета постоянно обновляются, в результате чего каждые 7 лет мы получаем полностью обновленный скелет, не имеющий ни единой общей клетки с тем, что был лет 8 назад.

Это интересно

  • 5.Почти половина всех костей человека находится в его запястьях и ступнях.
  • 6.Самая длинная кость в теле человека – бедренная: ее длина составляет около 27,5 процентов от роста человека.
  • 7.Костная масса взрослого человека составляет около 15 процентов от общей массы тела.
  • 8.Клетки нашего скелета постоянно обновляются, в результате чего каждые 7 лет мы получаем полностью обновленный скелет, не имеющий ни единой общей клетки с тем, что был лет 8 назад.
Опорно-двигательная система Пассивная Активная МЫШЦЫ СКЕЛЕТ

Опорно-двигательная система

Пассивная

Активная

МЫШЦЫ

СКЕЛЕТ

Функции опорно-двигательной системы (ОДС) 1.Опорная - поддержание всех других систем и органов, сохранение формы тела 2.Двигательная - передвижение в пространстве тела и его частей 3.Защитная – ограничивая внутренние полости, предохраняет от внешних воздействий расположенные в них внутренние органы  Основной структурной единицей ОДС являются -кости -мышцы

Функции опорно-двигательной системы (ОДС)

1.Опорная - поддержание всех других систем и органов, сохранение формы тела

2.Двигательная - передвижение в пространстве тела и его частей

3.Защитная – ограничивая внутренние полости, предохраняет от внешних воздействий расположенные в них внутренние органы

Основной структурной единицей ОДС являются

-кости

-мышцы

Состав и строение кости А)Структурная основа кости – костная ткань Б)Состав костной ткани Органические вещества -коллаген -придают костям упругость Неорганические вещества -минеральные соли Р, Са, Mg -придают костям твердость

Состав и строение кости

А)Структурная основа кости – костная ткань

Б)Состав костной ткани

Органические вещества

-коллаген

-придают костям упругость

Неорганические вещества

-минеральные соли Р, Са, Mg

-придают костям твердость

Состав и строение кости

Состав и строение кости

Состав и строение кости Кость состоит из множества трубочек -остеонов Строение остеона Остеон состоит из нескольких слоев тонких костных пластинок расположенных вокруг канала, по которому проходят кровеносные сосуды (питают остеон) и нервные волокна. Между пластинками расположены костные клетки - остеоциты (с отростками) остеон

Состав и строение кости

Кость состоит из множества трубочек -остеонов

Строение остеона

Остеон состоит из нескольких слоев тонких костных пластинок расположенных вокруг канала, по которому проходят кровеносные сосуды (питают остеон) и нервные волокна. Между пластинками расположены костные клетки - остеоциты (с отростками)

остеон

Состав и строение кости Микроскопическое строение кости Губчатое вещество -  костные трубочки уложены рыхло в кости Головка кости Губчатое вещество Компактное вещество Компактное вещество -костные трубочки уложены плотно в кости Надкостница

Состав и строение кости

Микроскопическое строение кости

Губчатое вещество - костные трубочки

уложены рыхло в кости

Головка кости

Губчатое вещество

Компактное вещество

Компактное вещество -костные трубочки

уложены плотно в кости

Надкостница

Состав и строение кости Строение бедренной кости Эпифиз – концевая суставная головка, содержит красный костный мозг, покрыт белым гиалиновым хрящом(уменьшает трение между костями в суставах Диафиз – средняя часть кости (тело) -внутри канал (полость) - заполнен желтым костным мозгом Надкостница – оболочка из соединительной ткани, покрывающая диафиз

Состав и строение кости

Строение бедренной кости

  • Эпифиз – концевая суставная головка, содержит красный костный мозг, покрыт белым гиалиновым хрящом(уменьшает трение между костями в суставах
  • Диафиз – средняя часть кости (тело) -внутри канал (полость) - заполнен желтым костным мозгом
  • Надкостница – оболочка из соединительной ткани, покрывающая диафиз
Свойства костей Прочность Эластичность Твердость Приближена к стали. Предки кости животных использовали в качестве орудий труда. Позволяет защитить организм от повреждений при повышенной нагрузке Позволяет выдерживать высокие нагрузки

Свойства костей

Прочность

Эластичность

Твердость

Приближена к стали.

Предки кости животных использовали в качестве орудий труда.

Позволяет защитить организм от повреждений при повышенной нагрузке

Позволяет выдерживать высокие нагрузки

Работа с учебником 1.Прочитайте статью «Рост костей» стр.33. Ответьте на вопросы: А)За счет каких структур происходит рост костей в длину и в толщину?    Б)За счет чего происходит срастание переломов? В области шейки кости (между дафизом и эпифизом) клетки делятся и кость растет в длину Рост кости в толщину осуществляют клетки надкостницы Срастание перелома осуществляют клетки надкостницы

Работа с учебником

1.Прочитайте статью «Рост костей» стр.33. Ответьте на вопросы:

А)За счет каких структур происходит рост костей в длину и в толщину?

Б)За счет чего происходит срастание переломов?

В области шейки кости (между дафизом и эпифизом) клетки делятся и кость растет в длину

Рост кости в толщину осуществляют клетки надкостницы

Срастание перелома осуществляют клетки надкостницы

Работа с учебником 2.Прочитайте статью «Виды костей» стр.33-34. Заполнить таблицу: Вид кости Особенности Пример

Работа с учебником

2.Прочитайте статью «Виды костей» стр.33-34. Заполнить таблицу:

Вид кости

Особенности

Пример

Домашнее задание § 7, таблицу доделать.

Домашнее задание

§ 7, таблицу доделать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!