Художественная культура Японии
Истоки культуры восходят к IV тыс. до н.э. Ко II тыс. до н.э сложилась мифология – поклонение силам природы, почитали богов: Солнца, Луны, Водной стихии.
Верховное божество – богиня Солнца Аматерасу (от которой ведет свое происхождение императорская фамилия).
Поклонение богам – синтоизм (синто яп.– путь богов) – человек происходит от одного из духов, влиятельных богов - ками, душа умершего способна стать ками, который способен воплотиться в ритуальные предметы: меч, зеркало, фигурку бога, дощечку с именем бога. Такой предмет – синтай – превращается в предмет поклонения.
Ханивы - глиняный круг с изображением домов, утвари, людей, животных – это скульптура из обожженной глины.
Ханива – символ богатства и власти, а позже носит декоративный характер.
Периоды развития культуры Японии:
- древнейший и древний – IV тыс. до н.э. - I-я пол. VI в.н.э.
- Раннее Средневековье – II-я пол. VI в. – конец XII в. – эпоха Хэйан (по названию столицы) – складывается светская архитектура, живопись, литература, подъем экономики (связи с Китаем и Кореей), развитие буддизма, японские летописи – Кодзики (мифы и исторические сказания) – выполнены китайскими иероглифами в 712 г. по приказу царей Ямато. В эпоху Хэйан возникает модное течение Мононо Аварэ (печальное очарование вещей) – размышление о недолговечности всего существующего (жизнь коротка, потому печальна). Расцвет лирической поэзии в жанре Танка – мидзикаута (короткая песня) –нерифмованное пятистишье- 5+7+5+7+7. Живопись–Ямато-Э картина на свитке. XI-XII – строительство буддийских храмов, в архитектуре влияние китайского зодчества.
- Развитой феодализм – конец XII - XVI в. Власть в руках сёгуна (правителя страны от имени императора) Минамото Ёритомо. Милитаризация власти, формирование сословия самураев (буси) – японская светская знать или военное сословие мелких дворян. Устные описания военных сражений под аккомпанемент музыкального инструмента – бива или без него – гунки. В живописи – изображение реального исторического лица (портрет Минамото Ёритомо).
Рождение театра – театр Но – спектакли по историческим сюжетам и буддийским легендам, без занавеса и декораций, роли исполняют мужчины в масках. XV в.- появление «сухого сада» - сада камней. Чайная церемония – получение духовного наслаждения. Икебана, бонсай.
- Позднее Средневековье – XVII -60-е годы XIX века - объединение страны, проникновение христианства.
Гравюра (принимали участие художник, резчик, печатник), гравюра по дереву - ксилография, живопись - укиё-э - бытовой жанр, жанровая живопись – фудзокуга – картины нравов и обычаев, различных занятий, декоративная живопись на раздвижных перегородках и ширмах, роспись керамических, фарфоровых изделий.
Яркие кимоно: косодэ –длинный рукав, оби – пояс, харэги – праздничная одежда, нэцке (брелок на поясе) –
миниатюрная скульптура из дерева, слоновой и моржовой кости или рога носорога, оленя.
Со 2-й пол. XVI в. строятся укрепленные замки и пышные дворцы для знати. В XVII в. сложился театр Кабуки (слово состоит из 3-х иероглифов, обозначающих искусство пения и танца), все роли исполняют мужчины, герои не носят масок, парики, грим, движения на сцене имеют определенную символику – овладеть сложно; в репертуаре исторические драмы и бытовые сцены из жизни горожан.