СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорный конспект "Приемы сжатия текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой опорный конспект "Приемы сжатия текста",  в котором в сжатой форме представлены приемы компрессии  текста и дана небольшая проверочная работа (состоит из 4 заданий). 

Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект "Приемы сжатия текста"»


Готовимся к ОГЭ            Сжатое изложение

Опорный конспект «Приёмы сжатия текста»

Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

Микротема – тема каждой смысловой части текста. Одна микротема  соответствует одному абзацу.

Тема текста – это то, о чём  говорится в тексте.

Идея текста (основная мысль) – это то главное, что хотел сказать автор.

Ключевые (опорные) слова – особенно важные для понимания данного текста.


Приёмы  сжатия (компрессии) текста

     I.            Исключение

·         вводных слов;

·          однородных членов предложения;

·          повторов;

·          однотипных примеров;

·          риторических вопросов и восклицаний;

·          цитат;

·          деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

·          пояснений;

·          рассуждений;

·          описаний;

·         слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо:

1)      Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.

2)      Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

Например: Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е. Кривченко) (22 слова)

     Здесь избыточными являются однородные обстоятельства, уберем их, оставим обобщающие слова  везде, во всём. Смысл предложения не изменится.

 Сказка живет везде,  во  всем (5 слов)

    II.            Обобщение или объединение

·         парцеллированных предложений;

·          ряда предложений, связанных одной мыслью;

·          частей предложений;

·         конкретных, единичных фактов, событий, явлений

При объединении необходимо:

1)       Найти в тексте мелкие, единичные факты.

2)      Найти в них общее.

3)      Объединить эти факты на основе общего.

4)      Сформулировать получившееся предложение. 

Например: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

    III.            Замена

·         однородных членов обобщающим словом;

·          сложного предложения – простым;

·          части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

·          прямой речи – косвенной;

·          части текста одним предложением;

·          части предложения местоимением и т.д. 

При замене необходимо:

1)   Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
2)  Сформулировать получившееся предложение.

Например:      Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Сказки любят все. (3 слова)



Практическая работа «Способы сжатия текста»

  1. Исключение -

1. Исключите несколько синонимов в ряду однородных членов, сохранив тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.  

1.У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.





2. Удалите из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

2. Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.





  1. Обобщение

  1. Вычлените единичные факты и подберите языковые средства для их обобщённой передачи.

  1. Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.





3.Упрощение

1. Замените придаточное определительное предложение синонимичным определением.

1.Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!