СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорные схемы по русскому языку для 5-ого класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

         При изучении любой учебной дисциплины необходима системность, которая предполагает множество элементов, находящихся в отношениях и связях  друг с другом, образующих определенную целостность и единство. Это значит, что в языкознании так же, как и в любой другой науке, применим подход, в основе которого лежит системное рассмотрение объекта, который, в свою очередь, сам является системой. Он ориентирует на создание  единой теоретической картины в форме символа. Таким символом может стать опорный конспект. Кодирование учебной информации, умение дешифровать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развернутом виде – важные навыки, позволяющие реализовать требования развивающего обучения.

         Технология работы с опорными конспектами была предложена и разработана В.Ф. Шаталовым, развита его последователями Ю.С. Меженко (на уроках русского языка) и О.И. Любимовым (уроки литературы). В 80-90 годы ХХ века эта технология вызвала жаркие споры ее противников и сторонников. Противники считали, что превращение языковедческой проблемы, и в особенности литературного произведения, в «стрелки» и символы, не несущие никакой смысловой нагрузки, исключающие логическую связь формы и содержания, губят «живую душу» таких предметов как русский язык и литература».

         Сторонники же считают,  опорные конспекты -  приспособление к особенностям о мышления и памяти школьника. Применяя принцип крупноблочной подачи теоретического материала, учитель получает возможность увеличить количество часов на развитие письменной и устной речи, тем самым развивая не только грамотность учащихся, но и практические навыки овладения языком.

         Уже не одно десятилетие в педагогике ведется спорт о целесообразности применения опорных конспектов и алгоритмов на уроках русского языка и литературы. Опыт работы показывает, что   опорный конспект, не являясь единственным методом проведения урока,  помогает систематизировать знания школьников, решить главную задачу на сегодняшний день – формирование компетенций.

         Опорные конспекты по русскому языку  обычно мною применяются на этапе объяснения нового материала. При  составлении опорного конспекта    мы используем  сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто  наши опоры  представляют собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. У нас нет определённых цветов для выделения той или иной информации, каждый выбирает тот цвет, который больше нравится. В результате получается яркая картинка, легко запоминающаяся.                                                                                                                                                     Овладение техникой составления опорных схем представляет собой несколько этапов:

  I этап -  5-ый класс. Опора представляется ребятам в готовом варианте. При объяснении нового материала   рисую на доске схему или алгоритм. Ученики работают вместе со мной в специальных  тетрадях (опорах). На этапе закрепления полученных знаний (на том же уроке) учу детей пользоваться составленной схемой. Учащиеся многократно слышат и проговаривают морфологические признаки изучаемой части речи или  правило выбора орфограммы. К концу урока учащиеся уже достаточно хорошо запоминают морфологические категории той или иной части речи  или   правило,  что  облегчает подготовку домашнего задания.

II этап – 6-ой класс. Опорные схемы составляются совместно с учителем  или самостоятельно учащимися. В 6-ом классе опоры используются не только при изучении нового материала, но и на этапе обобщения. Самостоятельное составление опорных схем способствует развитию индивидуальных  способностей школьников, логического мышления. Зачётными  занятиями   предусматривается воспроизведение составленных ранее схем.

 III этап – 7-ой класс. К 7-ому классу учащиеся владеют методикой составления опорных схем, поэтому большей частью составляются самостоятельно. Причём, составление схем не ограничивается материалом, предложенным   учебником, учащиеся при работе используют дополнительные источники.   Семиклассники отмечают, что при помощи схемы гораздо легче запомнить морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи, а также орфографические правила.

Использования  опорных  схем на уроках русского языка помогает добиться

- прочного усвоения теоретических знаний, формирования прочных навыков его применения;

- овладения учащимися навыками грамотной речи с использованием терминов;

- формирования навыков грамотного письма у всех учащихся, в том числе и у слабых;

- сокращения времени на выполнение домашнего задания, т.к. делает его более понятным, не требуется заучивания правила из учебника;

- понимания учащимися критерия учительской оценки, делает ее более объективной за счет оценки воспроизведенной схемы и умения её применять;

- умения систематизировать знания, когда ученики самостоятельно облекают теоретический материал в схему;

- экономии времени на тренировочные упражнения и упражнения по развитию речи;

- эффективной организации повторения как на протяжении учебного года, так и при подготовке к экзамену.

Таким образом,  с  опорными конспектами можно работать с 5 по 11 класс:              

 - при изучении нового материала;                                                                                                                              - при повторении и систематизации изученного;                                                                                                  - при подготовке к ОГЭ  и ЕГЭ;                                                                                                                                    - при выполнении домашнего задания;                                                                                                - с классом и при индивидуальном обучении.                                                         

Обучение с помощью опорных конспектов  способствует развитию:

- коммуникативных универсальных учебных действии:  строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

познавательных универсальных учебных действий: строить логическую цепь рассуждения, приводить  доказательства, извлекать необходимую информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;

регулятивных универсальных учебных действий: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

При составлении  опорных схем  у школьников  формируются  навыки  правильного, аккуратного  оформления конспекта, грамотной речи,  умения  выделять главное. Использование конспекта в процессе выполнения практических заданий предусматривает многократное обращение к нему, что ведёт к запоминанию  без заучивания.

В данном пособии предлагается материал по составлению опорных схем для 5-ого класса.

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!