Класс | Предмет | Тип урока |
5 | география | Урок «открытия» нового знания |
Тема: | «Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам» |
Цели | Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее нового понятия «географические координаты»; Деятельностная: формирование у учащихся умений определять географические координаты географических объектов, определять географические объекты по заданным географическим координатам; |
Планируемый результат | Предметные результаты | Универсальные учебные действия, ключевые компетенции |
Учащийся научится: - давать определение понятия «географические координаты» - использовать для определения географических координат понятия «географическая широта, географическая долгота»; - определять географические координаты объектов; - определять на карте географические объекты по заданным географическим координатам; Учащийся получит возможность научиться: использовать полученные географические знания на практике. | Личностные: развитие познавательного интереса как основы мотивации учебной деятельности. - умение использовать географические знания для созидательной деятельности. - понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей. Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель учебной деятельности, преобразовывать учебно-практические задачи в познавательной деятельности, осуществлять деятельность по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать свой результат, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий. Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, умение вступать в диалоги, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение организовывать учебное сотрудничество в группе, в паре, с учителем, со сверстниками. - формировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы Познавательные: - умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации перерабатывать информацию для получения необходимого результата, преобразовать информацию и выбирать наиболее удобную для себя форму, представления информации; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий, давать определения понятия. Представление о географической науке, как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в повседневной жизни. |
Критерии достижения планируемых результатов | Ученик научится: Знать понятия: «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты Знать алгоритм определения географических координат объектов Уметь определять географические координаты |
Основные понятия | Опорные: географическая широта, географическая долгота, меридианы, параллели Новые: географические координаты |
Организация образовательного пространства | Межпредметные связи | Формы, приемы, методы работы | Ресурсы |
математика | Формы: работа в парах и фронтальная работа. Технологии и методы: деятельностный метод обучения Приемы: работа с алгоритмом, работа с предложенным образцом. | Визуальные: презентация по теме. Дидактический материал: тетради, карандаши, карточки с заданием Печатные: учебник, географические атласы |
Этапы урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося/ Осуществляемые и формируемые действия |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Задачи этапа: организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке: 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). |
1. Приветствие. Многие из нас любят путешествовать. - Зачем люди отправляются в путешествие? Мы так хотим покинуть город И новые познать пути. Хотим в другие страны, горы, Осуществить свои мечты. Мечтает кто-то о Париже, О Праге, Лондоне, Москве. О Швеции прочел он книжек Столько, что и во сне не снилось мне. Увидеть мир-мечта каждого человека. Сколько всего нового и прекрасного таит в себе наша планета. Сколько на свете стран - столько и неизведанных далей, дорог и открытий. Кого-то манит нетронутая человеком природа, а кто-то хочет побывать в шумном мегаполисе с небоскребами и миллионами людей, кому-то хочется открыть тайны многовековых замков и дворцов, а кто-то мечтает о теплом солнце на морском побережье. У всех нас разные увлечения и пристрастия, в зависимости от них мы выбираем свой вид путешествия. Одно можно сказать точно, путешествие – это всегда что-то яркое и незабываемое, это море улыбок и хорошее настроение. Но иногда в пути случается непредвиденное. Во время путешествий случаются бедствия и тогда путешественникам нужна помощь. - Как попросить о помощи, рассказать о месте своего пребывания? Вы умеете? Знаете ли вы правила подачи сигнала бедствия? Прежде чем отправиться в наше путешествие, давайте вспомним, какие знания нам могут понадобиться. | Проведение наблюдения. Установление причинно-следственных связей. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Слушать собеседника, строить высказывания. | Контролируют готовность к уроку. Соотносят имеющиеся у них знания с учебной задачей. |
II этап. Актуализация и пробное учебное действие. Задачи этапа: подготовить и мотивировать учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения |
1.Условная линия на карте и глобусе, которая делит земной шар на Северное и Южное полушарие: а) экватор б) параллель в) полюс г) меридиан 2.Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется: а) экватором б) параллелью в) тропиком г) меридианом 3.Направления запад → восток показывают: а) параллели б) меридианы 4.Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: а) 90° б) 360° в) 180° г) 135° 5. На корабле, идущем из Европы в Австралию, возник пожар. С корабля по радио сообщили, что судно находится на 20˚ю.ш. и 80˚в.д., капитан просит о помощи. Покажите на карте точкой то место, куда надо направиться для оказания помощи терпящим бедствие? | Выполняют задания теста, определяют затруднения | Работают в парах – устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают. Формулируют собственное мнение, аргументируют и координируют мнения с позициями одноклассников. | Оценивают правильность выполнения действий. Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их. |
III этап. Выявление места и причины затруднения. Задачи этапа: организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. |
Учитель просит показать и назвать объект. - В чем проблема? Учитель. Почему вы не смогли определить место бедствия? Итак, перед вами проблема. Но вы же знаете, что практически любую проблему можно решить. Учитель: А что нужно сделать, для того чтобы определить местоположение объекта? - Ваши предложения, что для этого нужно сделать? | Обнаруживают незнание. Учащиеся открывают «Физическую карту полушарий» и пытаются выполнить задание, но у них ничего не получается, т.к. они не знают как определяется широта и долгота. Учащиеся фиксируют свои затруднения (проговаривают вслух). «Мы не знаем, как определить географическую широту и географическую долготу» | Сравнивают, ведут диалог, вносят предложе-ния, доказывают, обосновывают. Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Слушают собеседника, строят высказывания. Аргументируют свою точку зрения. | Оценивают правильность выполнения действий. Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их. |
IV этап. Целеполагание и организация деятельности (поиск выхода из проблемы) Задачи этапа: определяется цель урока - устранение возникшего затруднения, формулируется тема урока |
Стихотворение о географических координатах (читают) Чтобы мы в огромном мире Не плутали наугад, Старый глобус расчертили Сеткою координат! И в походе, и в работе Нам без них нельзя никак Не доехать, не дотопать, Ничего не отыскать! Гонит ветер в море синем Очень сильную волну, Нет спасенья от стихии И идёте вы ко дну! Принимайте меры спешно -Позывной радист стучи! С точным градусом, конечно, Широты и долготы! Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (определять координаты) Сформулируйте тему урока: «Географические координаты» Сформулируйте цели урока: Узнать что такое геогр.координаты, научиться определять географические координаты объектов и находить их на карте. (Что такое географические координаты объекта? Можем мы сразу определить наши географические координаты? Почему? Проблема – научиться находить географическую долготу, определять географическую широту, а затем географические координаты) Запишите в тетрадь тему урока «Географические координаты» Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для каких профессий это особенно важно? (например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. И наша с вами задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу. Предложите, как мы будем действовать, чтобы работа наша была продуктивной. | Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач, поставленной цели. Предлагают составить алгоритм определения географических координат | Используют речь для планирования и регуляции своей деятельности. Стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. | Самостоятельно анализируют условия и пути достижения цели, ставят цель урока. Самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Учатся основам прогнозирования. |
V этап. Реализация темы урока Задачи этапа: организуется реализация учащимися темы урока |
Работа с картой географического атласа Работа в тетрадях: составление алгоритма определения географических координат объекта. | Индивидуально выполняют алгоритм определения географических координат, выстраивают последовательность событий. | Взаимодействуют с учи-телем во время беседы, осу-ществляемой во фронталь-ном режиме. Слушают собе-седника, строят высказыва-ния. Аргументируют свою точку зрения. | Оценивают правиль-ность выполнения действий.Осуществля-ют самоконтроль, нахо-дят возможные ошибки и исправляют их. |
VI этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Задачи этапа: организуется коммуникативное взаимодействие для самостоятельного решения типовых заданий на новый способ действия с проговариванием решения вслух |
Работа с картами атласа. Работа в тетрадях индивидуально и в парах: 1. Определите географические координаты заданных объектов по составленному алгоритму. 2. Взаимопроверка в парах (сравнение результата). | Выполняют задание по алгоритму. | Слушают собеседника, строят высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнера, умение убеждать. | Оценивают правиль-ность выполнения действий. Осуществ-ляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их. |
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по выработанному алгоритму. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач. Задачи этапа: организовать самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление их самопроверки. |
Практическая работа «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам». Задание: 1.Определите геогр. координаты геогр. объектов. 2.По геогр. координатам определите о каком географическом объекте идёт речь в тексте. 3. Определите географические объекты по карте атласа. 4. Определите, чья группа первой придёт на помощь терпящим бедствие. Расскажите, как вы это определили. | Работают в группах, определяют географические координаты объектов. Ведут поиск географических объектов по заданным географическим координатам. Осуществляют выбор наиболее эффективного решения задачи. | Осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнера. | Оценивают правильность выполнения действий. Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их. |
VIII этап. Включение в систему знаний и повторение. Задачи этапа: Представление результатов деятельности |
Проверка результатов работы Представляем свои географические объекты. | Представляют результат своей работы. | Строят монологическое высказывание.Используют языковые средства для отображения содержания выполненных действий. | Оценивают правиль-ность выполнения действий.Осуществ-ляют самоконтроль, находят возможные ошибки, исправляют их. |
XI этап. Рефлексия учебной деятельности Задачи этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. 1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; 2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; 3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание). |
Как вы думаете, мы достигли цели урока, научились определять географические координаты? (обращение к целям урока) Вывод: Географические координаты позволяют быстро и точно определить местоположение на земном шаре, а так же на карте и глобусе Дайте оценку вашей деятельности. Смог: Не смог: 1. Определить координаты географического объекта 2. Определить географический объект по заданным координатам. 3. Сформулировать тему; 4. Сформулировать цели урока; 5. Предложить свои идеи для продуктивной работы; Сможете ли вы правильно передать своё местоположение в случае непредвиденной ситуации? Учитель комментирует домашнее задание. | Строят логическое рассуждение. Дают определение понятиям. | Формулируют собственное мнение, аргументируют и координируют ее в совместной деятельности | Оценивают достижение поставленной цели урока. Осуществляют контроль по результату действия. |