СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение горных пород и минералов своей местности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить знания о минералах и горных породах, формировать умения определять их по внешним признакам.

Просмотр содержимого документа
«Определение горных пород и минералов своей местности»

Тема урока. Практическая работа 6. Определение минералов и горных пород своей местности по диагностическим признакам

Цель урока: закрепить знания о минералах и горных породах, формировать умения определять их по внешним признакам.

Задачи урока:

1. Образовательные: формирование знаний учащихся об образовании минералов и горных пород, их составе, свойствах, видах и использовании человеком в хозяйстве; усвоение понятийного аппарата.

2. Развивающие: обеспечить развитие умений познавательной деятельности при составлении описания и определения горных пород для дальнейшего изучения природы края, совершенствование общеучебных умений сравнивать, находить общее, объяснять результаты исследования; развитие умения работать в группе.

3. Воспитательные: воспитание бережного отношения к минеральным ресурсам нашего края, чувства гордости за Республику, богатую полезными ископаемыми.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся определять минералы и горные породы своей местности; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, блеску, твердости, прозрачности.

Личностные: учащиеся научатся устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, умению уважительно относиться к мнению одноклассников.

Метапредметные: учащиеся продолжат учиться:

регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;

коммуникативные УУД: сотрудничеству с учителем и одноклассниками в поиске информации; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе и следовать им;

познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; умению вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Тип урока: урок – исследование (урок комплексного применения знаний).

Оборудование: образцы горных пород и минералов, раздаточный материал, проектор, карта Луганщины, таблица – определитель «Наиболее распространённые минералы и горные породы в Донбассе».

Формы организации деятельности учащихся: групповая, коллективная.

Методы и приёмы работы: иллюстративно-словесный, практический, исследовательский.

Технологии обучения: ИКТ, интерактивные технологии обучения, технология развития критического мышления.

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 1.

Учитель. Некоторые люди считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. На самом деле успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении. По вашим лицам я вижу, что вы сейчас в настроении, поэтому удачи вам на уроке и в течение дня.

Сегодня на уроке у нас работает 4 группы. Во главе каждой группы лидер ….., который будет наблюдать за порядком, дисциплиной, будет назначать ответственных за то или иное дело и поэтапно фиксировать учебные результаты в листы оценивания.

2.Актуализация раннее усвоенных знаний и умений.

1). Географическая разминка Слайд 2

Учитель. Начнем наш урок с географической разминки (проверка знаний терминов).

Рельеф, равнина, возвышенность, кряж, платформа, плита, щит, эра, тектоника, геология, геоморфология, минералы, горные породы, полезные ископаемые.

2). Учитель. На протяжении нескольких уроков мы изучали обеспеченность территории нашего края минеральными ресурсами. Назовите, чем богата Луганская земля? Где расположены месторождения?

Учитель. Лидеры, оцените участие в географической разминке и зафиксируйте в листе оценки.

3). Домашнее задание

Учитель. Добыча полезных ископаемых вызывает ряд проблем. Домашним заданием было сформулировать экологические проблемы и определить пути их решения. (В рабочих тетрадях лидеры проверяют наличие домашнего задания и отмечают выполнение работы).

Экологические проблемы

Пути их решения



Учитель. Вашу работу мы рассмотрим позже. Лидеры, проверьте наличие домашнего задания и оцените результаты.

3.Формирование темы и задач урока

Учитель. Сегодня мы с вами продолжим изучать природные богатства Луганшины и совершим заочную экспедицию в царство камня. «Камни» - это народное название. В природе существуют горные породы и минералы. (Слайд 3)

Учитель. Давайте вспомним, что вы знаете о горных породах и минералах? Я знаю… (ответы учащихся).

Учитель. Минералы и горные породы – долгожители нашей планеты. Ведь они значительно старше растений, животных и человека. На Земле их бесчисленное множество: красивых и не очень, разных цветов и форм. Сегодня мы узнаем на уроке в процессе выполнения практической работы: чем минералы и горные породы отличаются друг от друга, какова история их появления на Земле, какую пользу приносят людям?

Учитель. Итак, попробуйте, сформулируйте тему урока. (Слайд 4) Это и тема нашей работы. Запись в тетрадь (ученики записывают тему урока в листы с печатной основой, разработанной учителем).

Учитель. Какие учебные задачи (цели работы) вы поставите перед собой? Запись в тетрадь (ученики записывают цель работы).

1. Закрепить знания о видах горных пород и минералов.

2. Научиться определять их по внешним признакам.

3. Социальная (умение работать в группе, добиваться согласия, уважительно относиться к одноклассникам, учителям, быть дисциплинированными).

Учитель. Назовите оборудование для работы (на столах).

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

1. Объяснение с элементами беседы.

Учитель. Работать вы будете в листах с печатной основой. Изучите памятку «Диагностические признаки горных пород и минералов» (ученики самостоятельно изучают памятку).

Учитель. По каким признакам различают горные породы и минералы? (Слайд 5)

Учитель. Почему определение цвета важно для минералов и не столь важно для горных пород? (горные породы могут состоять из нескольких минералов, иметь примеси, поэтому порода может быть разного цвета)

Учитель. Что такое блеск минералов? С каким блеском выделяют минералы?

Учитель. Что такое прозрачность? Какие минералы бывают?

Учитель. Какие бывают по прочности горные породы?

Учитель. Как определить твердость горных пород и минералов? (стекло у вас на парте есть). Геологи пользуются шкалой Мооса. Самый твердый минерал – алмаз. В помощь вам «Определитель горных пород и минералов». Результаты заносите в таблицу.

2. Работа по определению горных пород и минералов.

А) коллективно.

Учитель. Работаем с образцом №1 (кварц – дети сами должны по свойствам с помощью таблицы «Наиболее распространённые минералы и горные породы в Донбассе» определить образец). Запись свойств в тетрадь.

Учитель. Начинаем работать вместе (признаки я прикрепляю к доске в начерченную таблицу). Определите, что это за минерал …. Правильно, это кварц. (Слайд 6)

Учитель. Магматический минерал. В нашей местности, особенно в окрестностях Нагольного кряжа, встречаются кристаллы бесцветного прозрачного кварца, которые называют горный хрусталь, эти минералы на слайде (до войны там нашли кварцевую жилу и планировали вести добычу). Как минерал он входит в состав других пород: песка, песчаник, аргиллит и другие. Кварц - нечто гораздо большее, чем просто красивый кристалл. Об этом в фильме… Просмотр видео

Учитель. Где применяется кварц? (в оптических приборах, в телефонной и радиоэлектронной аппаратуре, оптическое стекло, кварцевые часы.) Кроме этого считают, что кварц обладает магической силой, очищает, исцеляет. Его часто используют в лечебных целях, помогают даже мелкие кусочки.

Б) коллективно.

Учитель. Работаем с образцом №2 (гипс). Запись свойств в тетрадь.

Учитель. Определите, что это за минерал …. Правильно, это гипс. (Слайд 7)

Учитель. Осадочный минерал. Гипс на территории Луганщины встречается, но большого промышленного значения не имеет, в отличие от Донетчины. Где гипс нашел применение? (в строительстве, медицине, в сельском хозяйстве как удобрение, скульптуре)

В) коллективно.

Учитель. Работаем с образцом №3 (пирит). Запись свойств в тетрадь.

Учитель. Определите, что это за пирит …. Правильно, это пирит. (Слайд 8) Учитель. Магматический минерал. Информацию о пирите приготовил …. . Сообщение ученика

Учитель. Золотистые блестящие кристаллы пирита украшают витрины множества кабинетов и книжных полок (сувениры). Эти крупные из моей домашней коллекции (сросток кристаллов пирита учитель демонстрирует ученикам).

3. Работа в малых группах (Слайд 9)

Учитель. Сейчас вы займетесь исследовательской работой самостоятельно.

1 группа (образец №4 – галит, образец №5 – песок).

2 группа (образец №6 – глина, образец №10 – известняк).

3 группа (образец №8 – каменный уголь, образец №11 – мергель).

4 группа (образец №9 – мел, образец №7 – песчаник).

Ученики по очередности образцов отчитываются о своей работе.

Образец №4 – галит. Отвечает представитель группы … (Слайд 10)

Учитель. Осадочный минерал. Минерал, которым мы используем ежедневно. Внимание на экран. Просмотр видео.

Учитель. Какие виды соли мы используем в быту? (каменная соль, выварочная соль – экстра). Какая более безвредна?

Учитель. И одна и другая соль в большом количестве в определенной степени вредна. Какой соли отдать предпочтение, вы решите сами. Специалисты утверждают, что морская соль подходит для здорового питания. В ней сохраняются все минералы и микроэлементы, и при этом не содержит вредных посторонних примесей. Используется в кулинарии, в медицине.

Образец №5 – песок. Отвечает представитель группы … (Слайд 11)

Учитель.Осадочная горная порода. Где на территории Луганщины есть месторождения строительного песка? (в долине Северского Донца).

Образец №6 – глина. Отвечает представитель группы … (Слайд 12)

Учитель. Осадочная горная порода. Глина всем хорошо известна, мы ее редко покупаем, так как она широко распространена в нашем крае. Используется в строительстве. Информацию о глине приготовил …. . Сообщение ученика

Учитель. Вот, какие умельцы живут в Луганщине.

Образец №7 – песчаник. Отвечает представитель группы … (Слайд 13)

Учитель. Осадочная горная порода. Песчаник в народе еще называют «дикий камень», образован из уплотненного сцементированного песка. (Рассмотрите при помощи лупы). Внимание на экран, почему песчаник называют «камнем фаворитом» Луганщины? Просмотр видео. Обсуждение.

Образец №8 – каменный уголь. Отвечает представитель группы.. (Слайд 14)

Учитель. Осадочная горная порода. Сколько миллионов лет длился процесс угленакопления? (65 млн лет). А где применяется каменный уголь?

Учитель. Я пригласила на урок ….. Выступление ученицы 4 класса

Выступление ученика (8 кл.) Подготовил дополнительную информацию…

Образец №9 – мел. Отвечает представитель группы … (Слайд 15)

Учитель. На слайде Бараньи лбы — визитная карточка географического центра Луганщины Новоайдарского района. Выходы меловых отложений.

Образец №10 – известняк. Отвечает представитель группы (Слайд 16)

Учитель. Осадочная горная порода. В определители вы прочитали, что известняк реагирует с кислотой (опыт с уксусной кислотой).

Учитель. У вас 2 вида известняка (плотный и ракушечник). Рассмотрите при помощи лупы, определите ракушечник. Почему так называют? (из остатков морских животных). Просмотр видео.

Учитель. Где применяется известняк? (в строительстве зданий, щебень при строительстве дорожного полотна, в производстве бетонных панелей, шихта – основа для производства стекла, известь, минеральное удобрение)

Образец №11 – мергель. Отвечает представитель группы … (Слайд 17)

Учитель. Осадочная горная порода. В Луганске есть улица Мергельная, почему ее так назвали? (дома теплые, цемент)

Слайд 18 Вы справились с выполнением практической работы.

5. Обобщение и систематизация знаний

Учитель. Проверим, как вы усвоили эту тему. Каждая группа выбирает лепесток и дает ответ на вопрос (сначала всем раздать, 15 секунд дать подумать и сформулировать ответ).

1. Прием "Ромашка Блума" (разные вопросы на лепестках ромашки, группа выбирает, быстро посовещавшись, отвечают).

Простой Из чего состоит мел? (Из останков животных, живших в меловой период).

Уточняющий Это природное образование нашло применение в оптических приборах, в телефонной и радиоаппаратуре в электронных приборах, стекольной и керамической промышленности, в ювелирном деле. (Кварц).

Объясняющий – Почему добытый открытым способом каменный уголь гораздо дешевле того, который добывается в шахте?

Творческий Какие из рассмотренных на уроке полезных ископаемых, вы бы использовали при строительстве дома?

Практический – Благодаря свойству высекать огонь, этот минерал использовался в колесцовых замках первых ружей и пистолетов. (Пирит).

Оценочный – Как вы думаете, какой минерал называют «минералом жизни»? (Поваренную соль или галит).

Занимательный – У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете? (На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения. Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.)

Познавательный

Как называются люди, добывающие золото? (Старатели).

2. Работа в малых группах по составлению синквейна (раздать карточки – задания)

Учитель. Творческое задание по составлению синквейна.

1 группа – уголь; 2 группа – соль; 3 группа – мел; 4 группа – песок.

6. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

Учитель. Время нашего урока подходит к концу. Прошу лидеров групп оценить работу (лидеры подсчитывают, задаются вопросы остальным ученикам). Ребята, как вы думаете, знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

Учитель. Как вы считаете, достигли мы поставленных задач урока?

Учитель. Лидеры, как вы оценили работу на уроке?

Слайд 19. Домашнее задание: закончить работу над заполнением таблицы, оформить вывод. Написать эссе «Мысли о будущем» (по желанию, на тему рационального использования полезных ископаемых), вы можете развить тему экологических проблем, которые готовили к сегодняшнему уроку.

7. Рефлексия Приём “Цветовой индекс”.

Учитель. Поиграем в игру “Цветовой индекс”. Выберите кружок определенного цвета. Кружок красного цвета обозначает: "Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня! Я получил заслуженную оценку!". Желтый цвет - "Урок был в определенной степени полезен для меня". Синий цвет - "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь". В конце урока каждый приклеивает кружок к смайлику (группы выходят по очереди). Определяется эмоциональный отклик.

Учитель. Полезные ископаемые – исчерпаемый, невозобновимый вид ресурсов, поэтому необходимо рационально использовать то, что дает нам природа. Любите и изучайте родной край!



























Список литературы

1. Мой родной край – Луганщина: Конспекты тем для учителей и учащихся /Составители Сорокина Г.А., Трегубенко Е.Н. – Луганск: СПД Резников, 2009.

2. Харченко С.Я., Данильев А.А., Филлипов В.Л. и др. Мой родной край – Луганщина. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений Луганской области – Луганск: СПД Резников В.С., 2012.

3. Мой родной край – Луганщина. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений Луганской области /С.Я. Харченко, А.А. Данильев, В.Л. Филиппов и др./ - Луганск: СПД Резников В.С., 2013.

4. Апареева Е.К. Мой родной край – Луганщина. Учебно-методическое пособие для учителей /Е.К. Апареева, А.А. Данильев, Е.Н. Дятлова и др. – Луганск: СПД Резников В.С., 2013.

5. Фисуненко О.П., Жадан В.И. Природа Луганской области. – Луганск, 1994.

6. Практические работы по географии. 8 класс: методическое пособие для учителя / Сост. В.В. Астахова – Шарандина, И.Ю. Пархоменец, И.А. Тишанинова, Р.Н. Туркина. Под общ. ред. Т.П. Чебаненко. – Луганск, 2017.

7. Художники Луганщины. Учебное пособие для учителей и учащихся

/Составители А. Г. Бардикова, Н.Р. Войтенко, Е.А. Лиховид. Под редакцией:

В.А. Черкасс. – Луганск, 2017.

8. В.И. Евдокимов. География. Полный курс в географических диктантах. – М: «Московский лицей», - 2002.

















Приложение №1

Ф.И. _________________________ Класс _______

____________________________________________(дата)

Практическая работа № 6

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Цель работы:______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование: образцы горных пород и минералов, таблица для определения.

Ход работы

Памятка «Диагностические признаки горных пород и минералов»

1. Цвет для определения горных пород не столь важен, как для определения минералов.

2. Блеск. Показывает способность горных пород преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.

3. Прозрачность. Характеризуется способностью минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечных лучей, прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу, полупрозрачные – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

4. Прочность. По этому признаку горные породы разделяются на следующие категории: 1) рыхлые (сыпучие) породы; легко распадаются на слагающие их частицы и растираются между пальцами. При ударе тупым концом молотка в них образуется значительное углубление; 2) слабо связанные (уплотненные) породы; разламываются руками, частично растираются пальцами. При ударе тупым концом молотка в них образуется незначительное углубление; 3) прочно связанные (каменистые) породы; не разламываются руками. Заметное углубление образуется при ударе лишь острым концом молотка или не образуется вовсе.

5. Твёрдость: а) мягкая (царапается ногтём); б) средней твёрдости (не царапается ногтём, не царапает стекло); в) твёрдая (царапает стекло).

Задание 1. Заполните таблицу. Опишите образцы и определите минералы и горные породы своей местности.

Назва- ние

Цвет

Блеск

Прозрачность

Прочность

Твёрдость

Примене-

ние

1









2








3








4








5








6








7








8








9








10








11








Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №2

Лист оценки работы группы


Критерии оценки

(оценивание знаковое «+»)

Фамилии участников группы










1. Участие в разминке «+»






2. Выполнил(а) домашнее задание «+»






3. Учувствовал(а) во всех заданиях группы «+»






4. Внимательно выслушал(а) то, что говорили (предлагали) другие члены группы «+»






5. Подавал(а) группе идеи, предложения «+»






6. Общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними «+»






7. Выступал(а) с результатом работы группы, дополнял(а) ответ «+, +»






8. Готовил(а) дополнительный материал «+»








Если у вас от 8 до 9 «+», то ваша оценка «5».

Если у вас от 7 до 5 «+», то ваша оценка «4».

Если у вас от 4 до 2 «+», то ваша оценка «3».

Если у вас всего 1 «+», то ваша оценка «2».

Приложение №3

Сообщения учеников

1. Издавна глина использовалась для лепки посуды. На слайде вы видите детские игрушки, кувшины. Все это делали наши земляки, жители села Пархоменко. Раньше село называлось Макаров Яр, так как в начале 18 века запорожский казак Макар Безродный построил зимовник, чтобы следить за набегами турецко-татарской орды. В окрестностях села была найдена желтая глина высокого качества и песок. Казаки строили гончарные горны, в которых изготавливали горшки, макитры, миски. Из остатков глины лепили игрушки, особенно популярными были свистульки (на слайде). Сегодня народные умельцы села Пархоменко возрождают славные традиции старинных гончаров.

2. Я …………………………., учени….. 4 класса. В 3 классе мы работали над проектом «Экономика родного края». Наша группа изучала такие вопросы: 1) история шахты; 2) образование каменного угля на территории нашего края; 3) применение каменного угля; 4) профессия «шахтер». В конце проекта мы оформили газету «Черное золото» Донбасса».

3. Я узнала, что уголь имеет огромное применение. Их него добывают серу, германий, цинк, свинец. Используют для выплавки металлов, для изготовления лаков, красок, растворителей, линолеума, графита, нафталина, лекарства, сахарина. Также производят взрывчатые вещества, духи, строительные материалы. В настоящее время получают свыше 400 видов промышленных продуктов. Я горжусь, что моя Родина – Донбасс.

4. На слайде вы видите портрет известного художника Луганщины Губского Ивана Кондратьевича. Он родился в Луганске, сейчас здесь живет и пишет картины. Тематика его картин «работа и жизнь». Он писал о людях, о войне, о шахтерском труде. Одна из его картин называется «Общее усилие». Художник запечатлел момент добычи угля. Он в своей картине показал, что труд шахтера трудный и опасный. Я с ним согласна. У меня папа (дедушка) шахтер ... Он (они) мне рассказывали, что не каждый сможет побороть страх при спуске в клети на глубину, работать в забое, ощущать постоянную опасность обрушения породы, выбросов газа. О почетной профессии шахтера сочиняют стихи, поют песни, пишут картины.

5. Пирит является самым известным и узнаваемым минералом. Он обладает свойством давать искры при ударе, за что и получил свое название: в переводе с греческого «камень, высекающий огонь». Почти 200 лет назад пирит и кремень были практически единственными "спичками" человека. Пирит – "мужской" камень. Благодаря своим "мужским" качествам, он придает своему владельцу большую силу.

Древними греками пирит почитался как символ мужества в бою, помогал не поддаться страху. Сейчас, как талисман - это камень пожарных, сотрудников МЧС и тех, кто охраняет закон. Используется для получения серной кислоты, серы. В Донбассе часто встречается в пределах Красного Луча–Антрацита–Ровеньков.

Приложение №4

Памятка по составлению синквейна

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: 
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из 4 – 6 слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.


Работа в малых группах по составлению синквейна

1. Уголь

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5. ____________________________________

Памятка по составлению синквейна

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: 
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из 4 – 6 слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.


Работа в малых группах по составлению синквейна

1. Соль

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5. ____________________________________



Памятка по составлению синквейна

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: 
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из 4 – 6 слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.



Работа в малых группах по составлению синквейна

1. Мел

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5. ____________________________________

Памятка по составлению синквейна

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: 
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из 4 – 6 слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.



Работа в малых группах по составлению синквейна

1. Песок

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5. ____________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!