Данная рабочая программа составлена на основании примерной рабочей программы для 5-9 кл. к учебникам линии «Полярная звезда» под редакцией В.В..Николина, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной, издательство «Просвещение», 2013 г.
Учебно-методическое обеспечение
География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2014 –) (Полярная звезда).
Супрычев А. В. Тетрадь для практических работ.6 класс
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами обучения географии являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации
Содержание программы: 5 класс
(35 часов, 1ч. в неделю)
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч.
Что такое география? Почему необходимо изучать географию? Объекты изучения географии. Источники географических знаний. Методы географических исследований.
Раздел I. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ – 16 ч.
Тема 1. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ — 4 ч.
Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний
Египет. Открытия древних греков и римлян. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Путешествие Марко Поло. Древние путешествия арабов. Глобус М. Бехайма.
Хождение за три моря тверского купца А. Никитина. Португальские мореплаватели (Г. Мореплаватель).
Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку Х. Колумба. А. Веспуччи и второе открытие Америки.португальские мореплаватели: Б. Диаш и Васко да Гама. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Значение великих географических открытий.
Географические открытия в ХVII–XIX вв. Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды:
Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования Антарктиды, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.
Практические работы: 1. Составление таблицы «Этапы географического познания Земли».
Тема №2. ПЛАН И КАРТА — 12 ч.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус,
географическая карта. Ориентирование. Компас и азимут.
Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Определение направлений и измерение расстояний на местности.
Различные способы съемки местности. Составление описания маршрута по плану местности.
Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Определение абсолютной и относительной высоты местности.
Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Параллели и меридианы. Градусная сетка и географические координаты.
Практические работы:
2. Определение различных способов ориентирования на местности.
3. Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба.
4. Составление описания маршрута по плану местности.
5. Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности.
6. Определение географических координат по географической карте.
Раздел II. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК – 17 ч.
Тема 1. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 3 ч.
Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты.
Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практические работы: 7.Географические следствия вращения Земли
вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ – 3 ч.
Заселение Земли человеком. Расы и народы. Изменение численности населения на планете.
Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях.
Многообразие стран мира. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. Россия и страны-соседи.
Практические работы: 8. Обозначение на контурной карте границ наибольших государств и их столиц на всех материках мира.
Тема 3. ЛИТОСФЕРА — 10 ч.
Внутреннее строение Земли. Понятие “ литосфера ”, “ земная кора”. Типы земной коры. Литосферные плиты и их движение.
Минералы и горные породы. Классификация горных пород по происхождению. Полезные ископаемые.
Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения.
Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по происхождению, внешнему виду и высоте. Крупнейшие горы и равнины мира.
Внешние силы, изменяющие рельеф: выветривание, действие силы тяжести, деятельность поверхностных и подземных вод, ветра, ледников, человека.
Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
Практические работы: 9.Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа (в течение изучения темы).
Резерв – 2 час
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»
Данная рабочая программа составлена на основании примерной рабочей программы для 5-9 кл. к учебникам линии «Полярная звезда» под редакцией В.В..Николина, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной, издательство «Просвещение», 2013 г.
Учебно-методическое обеспечение
География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2014 –) (Полярная звезда).
Супрычев А. В. Тетрадь для практических работ.6 класс
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами обучения географии являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации
Содержание программы: 5 класс
(35 часов, 1ч. в неделю)
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч.
Что такое география? Почему необходимо изучать географию? Объекты изучения географии. Источники географических знаний. Методы географических исследований.
Раздел I. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ – 16 ч.
Тема 1. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ — 4 ч.
Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний
Египет. Открытия древних греков и римлян. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Путешествие Марко Поло. Древние путешествия арабов. Глобус М. Бехайма.
Хождение за три моря тверского купца А. Никитина. Португальские мореплаватели (Г. Мореплаватель).
Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку Х. Колумба. А. Веспуччи и второе открытие Америки.португальские мореплаватели: Б. Диаш и Васко да Гама. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Значение великих географических открытий.
Географические открытия в ХVII–XIX вв. Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды:
Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования Антарктиды, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.
Практические работы: 1. Составление таблицы «Этапы географического познания Земли».
Тема №2. ПЛАН И КАРТА — 12 ч.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус,
географическая карта. Ориентирование. Компас и азимут.
Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Определение направлений и измерение расстояний на местности.
Различные способы съемки местности. Составление описания маршрута по плану местности.
Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Определение абсолютной и относительной высоты местности.
Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Параллели и меридианы. Градусная сетка и географические координаты.
Практические работы:
2. Определение различных способов ориентирования на местности.
3. Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба.
4. Составление описания маршрута по плану местности.
5. Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности.
6. Определение географических координат по географической карте.
Раздел II. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК – 17 ч.
Тема 1. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 3 ч.
Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты.
Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практические работы: 7.Географические следствия вращения Земли
вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ – 3 ч.
Заселение Земли человеком. Расы и народы. Изменение численности населения на планете.
Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях.
Многообразие стран мира. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. Россия и страны-соседи.
Практические работы: 8. Обозначение на контурной карте границ наибольших государств и их столиц на всех материках мира.
Тема 3. ЛИТОСФЕРА — 10 ч.
Внутреннее строение Земли. Понятие “ литосфера ”, “ земная кора”. Типы земной коры. Литосферные плиты и их движение.
Минералы и горные породы. Классификация горных пород по происхождению. Полезные ископаемые.
Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения.
Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по происхождению, внешнему виду и высоте. Крупнейшие горы и равнины мира.
Внешние силы, изменяющие рельеф: выветривание, действие силы тяжести, деятельность поверхностных и подземных вод, ветра, ледников, человека.
Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
Практические работы: 9.Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа (в течение изучения темы).
Резерв – 2 час
Тематическое планирование 5 класс
34 часа (1 час в неделю)
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы |
Контроль |
по программе | по рабочей программе | всего | итоговые | к/р | обобщение |
| Введение | 1 | 1 | | | | |
1. | Источники географической информации | 19 |
19 | 7 | | | |
| - развитие географических знаний о Земле | 4 |
4 | 1 | | | 1 |
| -Земля – планета солнечной системы | 3 | 3 | 1 | | | |
| - План и карта | 12 | 12 | 5 | 3 | 1 | |
2 | Природа Земли и человек | 13 | 13 | 2 | | | |
| - население Земли | 3 | 3 | 1 | 1 | | 1 |
| - литосфера | 10 | 10 | 1 | 4 | 1 | |
| Резерв | 1 | 1 | | | | |
| Итого | 35 | 35 | 9 | 8 | 2 | 2 |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 часа – 1час в неделю)
№ урока | дата | Тема урока | Количество часов |
план | коррек ция |
| 5-А | 5-Б | | | |
1 | | | | Географические методы изучения окружающей среды | 1 |
| | | | Источники географической информации | 19 |
| | | | Развитие географических знаний о Земле | 4 |
2/1 | | | | Развитие географических знаний о Земле. Практическая работа № 1 «Составление таблицы «Этапы географического познания Земли» | 1 |
3/2 | | | | Выдающиеся географические открытия | 1 |
4/3 | | | | Современный этап научных географических исследований | 1 |
5/4 | | | | Обобщение знаний по теме «Развитие географических знаний о Земле» | 1 |
| | | | Земля – планета солнечной системы | 3 |
6/1 | | | | Земля – планета солнечной системы. Практическая работа № 2 «Географические следствия вращения Земли» | 1 |
7/2 | | | | Форма, размеры и движение Земли | 1 |
8/3 | | | | Пояса освещенности. Неравномерное распределение солнечного тепла и света на поверхности Земли. | 1 |
| | | | План и карта | 12 |
9/1 | | | | Ориентирование и способы ориентирование на местности. Практическая работа № 3 «Определение различных способов ориентирования на местности» | 1 |
10/2 | | | | План местности. | 1 |
11/3 | | | | План местности. Решение задач по плану местности | |
12/4 | | | | Масштаб и его виды. Практическая работа № 4 «Решение задач с использованием различных видов масштаба»(проверочная) | |
13/5 | | | | Практическая работа № 5 «Составление описания маршрута по плану местности». (проверочная) | 1 |
14/6 | | | | Изображение земной поверхности на плоскости. Практическая работа № 6 «Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности» | 1 |
15/7 | | | | Географическая карта – особый источник информации | 1 |
16/8 | | | | Градусная сетка. | 1 |
17/9 | | | | Географическая широта | 1 |
18/10 | | | | Географическая долгота. Географические координаты. | 1 |
19/11 | | | | Практическая работа № 7 «Определение географических координат по географической карте» (проверочная) | 1 |
20/12 | | | | Контрольная работа по теме «План и карта» | 1 |
| | | | Природа Земли и человек | 13 |
| | | | Население Земли | 3 |
21/1 | | | | Заселение человеком Земли. | 1 |
22/2 | | | | Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. | 1 |
23/3 | | | | Практическая работа № 8 «Обозначение на контурной карте границ наибольших государств и их столиц» (проверочная) | 1 |
| | | | Литосфера | 10 |
24/1 | | | | Земная кора и литосфера. | 1 |
25/2 | | | | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | 1 |
26/3 | | | | Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Практическая работа № 9 «Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа (в течение изучения темы) (проверочная) | 1 |
27/4 | | | | Землетрясения | 1 |
28/5 | | | | Вулканизм | 1 |
29/6 | | | | Рельеф Земли. Равнины | 1 |
30/7 | | | | Рельеф Земли. Горы | 1 |
31/8 | | | | Выполнение проекта «Скульптурный портрет планеты» | 1 |
32/9 | | | | Человек и литосфера | 1 |
33/10 | | | | Контрольная работа по теме «Литосфера» | 1 |
34 | | | | Повторение курса географии за 5 класс. | 1 |
35 | | | | Резерв | 1 |