СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Данная рабочая программа  составлена на основании примерной рабочей программы для 5-9 кл. к учебникам линии «Полярная звезда» под редакцией В.В..Николина, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной, издательство «Просвещение», 2013 г.

                Учебно-методическое обеспечение

География 5 – 6 классы: учебник для  общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина,  В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2014 –) (Полярная звезда).

Супрычев А. В. Тетрадь для практических работ.6 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Личностными результатами обучения географии являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих  взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает  достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и  настоящее многонационального  народа России ;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному  многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной  работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; 

- умение овладевать  навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-  умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке  общего решения  в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной  и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных  практических задач  человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

                                                         

Содержание программы: 5 класс

(35 часов,  1ч. в неделю)

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч.

Что такое география? Почему необходимо изучать географию?  Объекты изучения географии. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Раздел I. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ – 16 ч.

Тема 1. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ — 4 ч.

Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний

Египет. Открытия древних греков и римлян. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Путешествие Марко Поло. Древние путешествия арабов. Глобус М. Бехайма.

Хождение за три моря тверского купца А. Никитина. Португальские мореплаватели (Г. Мореплаватель).

Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку Х. Колумба. А. Веспуччи и второе открытие Америки.португальские мореплаватели: Б. Диаш и Васко да Гама. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Значение великих географических открытий.

Географические открытия в ХVII–XIX вв. Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды:

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования Антарктиды, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.

Практические работы: 1. Составление таблицы «Этапы географического познания Земли».

 Тема №2. ПЛАН И КАРТА — 12 ч.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус,

географическая карта. Ориентирование. Компас и азимут.

Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Определение направлений и измерение расстояний на местности.

Различные способы съемки местности. Составление описания маршрута по плану местности.

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Определение абсолютной и относительной высоты местности.

Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Параллели и меридианы. Градусная сетка и географические координаты. 

Практические работы:

2. Определение различных способов ориентирования на местности.

 3. Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба.

4. Составление описания маршрута по плану местности.

5. Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности.

           6. Определение географических координат по географической карте.

 

Раздел II. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК – 17 ч.

Тема 1. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 3 ч.

Солнечная система. Земля часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты.

Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.

Практические работы: 7.Географические следствия вращения Земли

 вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ – 3 ч.

Заселение Земли человеком. Расы и народы. Изменение численности населения на планете.

Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях.

Многообразие стран мира. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. Россия и страны-соседи.

Практические работы:  8. Обозначение на контурной карте границ наибольших государств  и их столиц на всех материках мира.

Тема 3. ЛИТОСФЕРА  —  10 ч.

Внутреннее строение Земли. Понятие “ литосфера ”, “ земная кора”. Типы земной коры. Литосферные плиты и их движение.

 Минералы и горные породы. Классификация горных пород по происхождению. Полезные ископаемые.

Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения.

Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по происхождению, внешнему виду и высоте. Крупнейшие горы и равнины мира.

Внешние силы, изменяющие рельеф: выветривание, действие силы тяжести, деятельность поверхностных и подземных вод, ветра, ледников, человека.

Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.

Практические работы:  9.Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа (в течение изучения темы).

Резерв – 2 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»



Данная рабочая программа составлена на основании примерной рабочей программы для 5-9 кл. к учебникам линии «Полярная звезда» под редакцией В.В..Николина, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной, издательство «Просвещение», 2013 г.

Учебно-методическое обеспечение

География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2014 –) (Полярная звезда).

Супрычев А. В. Тетрадь для практических работ.6 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Личностными результатами обучения географии являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Содержание программы: 5 класс

(35 часов, 1ч. в неделю)

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч.

Что такое география? Почему необходимо изучать географию? Объекты изучения географии. Источники географических знаний. Методы географических исследований.


Раздел I. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ – 16 ч.


Тема 1. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ — 4 ч.

Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний

Египет. Открытия древних греков и римлян. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Путешествие Марко Поло. Древние путешествия арабов. Глобус М. Бехайма.

Хождение за три моря тверского купца А. Никитина. Португальские мореплаватели (Г. Мореплаватель).

Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку Х. Колумба. А. Веспуччи и второе открытие Америки.португальские мореплаватели: Б. Диаш и Васко да Гама. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Значение великих географических открытий.

Географические открытия в ХVII–XIX вв. Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды:

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования Антарктиды, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.

Практические работы: 1. Составление таблицы «Этапы географического познания Земли».


Тема №2. ПЛАН И КАРТА — 12 ч.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус,

географическая карта. Ориентирование. Компас и азимут.

Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Определение направлений и измерение расстояний на местности.

Различные способы съемки местности. Составление описания маршрута по плану местности.

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Определение абсолютной и относительной высоты местности.

Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Параллели и меридианы. Градусная сетка и географические координаты.

Практические работы:

2. Определение различных способов ориентирования на местности.

3. Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба.

4. Составление описания маршрута по плану местности.

5. Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности.

6. Определение географических координат по географической карте.


Раздел II. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК – 17 ч.


Тема 1. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 3 ч.

Солнечная система. Земля часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты.

Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.

Практические работы: 7.Географические следствия вращения Земли

вокруг своей оси и вокруг Солнца.


Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ – 3 ч.

Заселение Земли человеком. Расы и народы. Изменение численности населения на планете.

Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях.

Многообразие стран мира. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. Россия и страны-соседи.

Практические работы: 8. Обозначение на контурной карте границ наибольших государств и их столиц на всех материках мира.




Тема 3. ЛИТОСФЕРА — 10 ч.

Внутреннее строение Земли. Понятие “ литосфера ”, “ земная кора”. Типы земной коры. Литосферные плиты и их движение.

Минералы и горные породы. Классификация горных пород по происхождению. Полезные ископаемые.

Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения.

Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по происхождению, внешнему виду и высоте. Крупнейшие горы и равнины мира.

Внешние силы, изменяющие рельеф: выветривание, действие силы тяжести, деятельность поверхностных и подземных вод, ветра, ледников, человека.

Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.

Практические работы: 9.Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа (в течение изучения темы).

Резерв – 2 час


 













Тематическое планирование 5 класс

34 часа (1 час в неделю)


раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические

работы



Контроль

по программе

по рабочей программе

всего

итоговые

к/р

обобщение


Введение

1

1





1.

Источники географической информации

19



19

7





- развитие географических знаний о Земле

4



4

1



1


-Земля – планета солнечной системы

3

3

1





- План и карта

12

12

5

3

1


2

Природа Земли и человек

13

13

2





- население Земли

3

3

1

1


1


- литосфера

10

10

1

4

1



Резерв

1

1






Итого

35

35

9

8

2

2



































КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс (34 часа – 1час в неделю)

урока

дата


Тема урока


Количество часов

план

коррек

ция


5-А

5-Б




1




Географические методы изучения окружающей среды


1





Источники географической информации


19





Развитие географических знаний о Земле

4

2/1




Развитие географических знаний о Земле. Практическая работа № 1 «Составление таблицы «Этапы географического познания Земли»


1

3/2




Выдающиеся географические открытия


1

4/3




Современный этап научных географических исследований


1

5/4




Обобщение знаний по теме «Развитие географических знаний о Земле»


1





Земля – планета солнечной системы


3

6/1




Земля – планета солнечной системы. Практическая работа № 2 «Географические следствия вращения Земли»


1

7/2




Форма, размеры и движение Земли


1

8/3




Пояса освещенности. Неравномерное распределение солнечного тепла и света на поверхности Земли.

1





План и карта

12

9/1




Ориентирование и способы ориентирование на местности. Практическая работа № 3 «Определение различных способов ориентирования на местности»

1

10/2




План местности.


1

11/3




План местности. Решение задач по плану местности



12/4




Масштаб и его виды. Практическая работа № 4 «Решение задач с использованием различных видов масштаба»(проверочная)


13/5




Практическая работа № 5 «Составление описания маршрута по плану местности». (проверочная)

1

14/6




Изображение земной поверхности на плоскости. Практическая работа № 6 «Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности»


1

15/7




Географическая карта – особый источник информации


1

16/8




Градусная сетка.


1

17/9




Географическая широта


1

18/10




Географическая долгота. Географические координаты.


1

19/11




Практическая работа № 7 «Определение географических координат по географической карте» (проверочная)


1

20/12




Контрольная работа по теме «План и карта»


1





Природа Земли и человек

13





Население Земли

3

21/1




Заселение человеком Земли.


1

22/2




Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.


1

23/3




Практическая работа № 8 «Обозначение на контурной карте границ наибольших государств и их столиц» (проверочная)

1





Литосфера


10

24/1




Земная кора и литосфера.


1

25/2




Горные породы, минералы, полезные ископаемые.


1

26/3




Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Практическая работа № 9 «Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа (в течение изучения темы) (проверочная)

1

27/4




Землетрясения


1

28/5




Вулканизм


1

29/6




Рельеф Земли. Равнины


1

30/7




Рельеф Земли. Горы


1

31/8




Выполнение проекта «Скульптурный портрет планеты»


1

32/9




Человек и литосфера


1

33/10




Контрольная работа по теме «Литосфера»


1

34




Повторение курса географии за 5 класс.


1

35




Резерв

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!