СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение количества информации. Алфавитный подход к определению информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих. Объявление темы урока.

II. Проверка д\з

Карточка 1.

1. Дать определение понятиям: информатика, длина кода

2. Молодой человек спрашивает у девушки: «Куда бы ты хотела пойти сегодня вечером – в кино или в театр?».  «В кино» - ответила она. Какое количество информации содержит ответ девушки?

3. Сравните:        а)       2 КБ           2000Байт

                             б)      14 бит                  14 байт

Карточка 2

1. Дайте определения понятиям: информация, машинный язык

2. Мама спрашивает у сына: «Ты сделал сегодня уроки?». «Нет», - ответил сын. Какое количество информации содержит ответ мальчика?

3. Сравните:        а)       38МБ                   38КБ

                             б)      1000ГБ      1ТБ

Карточка 3

1. Дать определения понятиям: перекодирование, язык

2. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержится в ответе?

3. Сравните:        а)       1 байт                  32 бит

                            б)      2 МБ                   2000КБ

Просмотр содержимого документа
«Определение количества информации. Алфавитный подход к определению информации»

Урок 7. 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: _____________

Тема урока: «Определение количества информации. Алфавитный подход к определению информации. Практическая работа».

Цели урока:

Познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении, и научиться вычислять количество информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Дать представление об единицах измерения информации, приемах ее обобщения и обработки в результате анализа.

  2. Познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении.

  3. Ввести понятие минимального и достаточного алфавита, скорости информационного потока.

Развивающие:

  1. Развитие познавательного интереса, умения видеть и формулировать проблему, находить пути ее решения.

  2. Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, наблюдении и анализе.

  3. Формирование информационной компетентности, грамотности в сфере экспериментального исследования изменения количества информации и зависимость ее количества от изменения объема.

Воспитательная:

Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих. Объявление темы урока.

II. Проверка д\з

Карточка 1.

1. Дать определение понятиям: информатика, длина кода

2. Молодой человек спрашивает у девушки: «Куда бы ты хотела пойти сегодня вечером – в кино или в театр?». «В кино» - ответила она. Какое количество информации содержит ответ девушки?

3. Сравните: а) 2 КБ 2000Байт

б) 14 бит 14 байт

Карточка 2

1. Дайте определения понятиям: информация, машинный язык

2. Мама спрашивает у сына: «Ты сделал сегодня уроки?». «Нет», - ответил сын. Какое количество информации содержит ответ мальчика?

3. Сравните: а) 38МБ 38КБ

б) 1000ГБ 1ТБ

Карточка 3

1. Дать определения понятиям: перекодирование, язык

2. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержится в ответе?

3. Сравните: а) 1 байт 32 бит

б) 2 МБ 2000КБ

III. Теоретическая часть (объяснение нового материала)

Записать тему урока.

Алфавит – это совокупность букв или других знаков данной системы письма.

Виды подходов:

содержательный подход к измерению информации.

алфавитный подход к измерению информации.

субъективный подход к измерению информации.

Количество информации определяется и несет каждый символ алфавита.

Вычисление информационного веса одного символа достаточного алфавита.

IV. Практическая работа на закрепление материала.

1. Сообщение, набранное с помощью компьютера, занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов?

2. Сколько битов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита;

3. Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 50 страниц, на каждой странице - 16строк, в каждой строке - 64 символов. Каков объем информации в книге?

4. Сколько Кбайтов составляет сообщение, содержащее 12288битов?

5. Подсчитать в килобайтах количество информации в тексте, если текст состоит из 600 символов, а мощность используемого алфавита – 128 символов.

6. Сравните (поставьте знак отношения)

    • 200 байт и 0,25 Кбайт.

    • 3 байта и 24 бита.

    • 1536 бит и 1,5 Кбайта.

    • 1000 бит и 1 Кбайт.

    • 8192 байта и 1 Кбайт.

7. Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?

8. Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержит 5 страниц текста?

9. Можно ли уместить на одну дискету книгу, имеющую 432 страницы, причем на каждой странице этой книги 46 строк, а в каждой строке 62 символа?

10. Одно племя имеет 32-символьный алфавит, а второе племя – 64-символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо первого племени содержало 80 символов, а письмо второго племени – 70 символов. Сравните объем информации, содержащийся в письмах.

11. Переведите из одних единиц измерения информации в другие.

  • Перевести в байты: 20Кбайт, 12 бит; 0,6Мб;

  • Перевести в Мегабайты: 64 Кбайт, 3 Террабайт; 0,8Гб;

  • Перевести в биты: 10 Кбайт; 0,03Мб.

V. Итог урока. Домашнее задание.










Карточка 1.

1. Дать определение понятиям: информатика, длина кода

2. Молодой человек спрашивает у девушки: «Куда бы ты хотела пойти сегодня вечером – в кино или в театр?». «В кино» - ответила она. Какое количество информации содержит ответ девушки?

3. Сравните: а) 2 КБ 2000Байт

б) 14 бит 14 байт

Карточка 2

1. Дайте определения понятиям: информация, машинный язык

2. Мама спрашивает у сына: «Ты сделал сегодня уроки?». «Нет», - ответил сын. Какое количество информации содержит ответ мальчика?

3. Сравните: а) 38МБ 38КБ

б) 1000ГБ 1ТБ

Карточка 3

1. Дать определения понятиям: перекодирование, язык

2. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержится в ответе?

3. Сравните: а) 1 байт 32 бит

б) 2 МБ 2000КБ

Карточка 1.

1. Дать определение понятиям: информатика, длина кода

2. Молодой человек спрашивает у девушки: «Куда бы ты хотела пойти сегодня вечером – в кино или в театр?». «В кино» - ответила она. Какое количество информации содержит ответ девушки?

3. Сравните: а) 2 КБ 2000Байт

б) 14 бит 14 байт

Карточка 2

1. Дайте определения понятиям: информация, машинный язык

2. Мама спрашивает у сына: «Ты сделал сегодня уроки?». «Нет», - ответил сын. Какое количество информации содержит ответ мальчика?

3. Сравните: а) 38МБ 38КБ

б) 1000ГБ 1ТБ

Карточка 3

1. Дать определения понятиям: перекодирование, язык

2. «Вы выходите на следующей остановке?» - спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержится в ответе?

3. Сравните: а) 1 байт 32 бит

б) 2 МБ 2000КБ

Карточка 2

1. Дайте определения понятиям: информация, машинный язык

2. Мама спрашивает у сына: «Ты сделал сегодня уроки?». «Нет», - ответил сын. Какое количество информации содержит ответ мальчика?

3. Сравните: а) 38МБ 38КБ

б) 1000ГБ 1ТБ





Практическая работа.

1. Сообщение, набранное с помощью компьютера, занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов?

2. Сколько битов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита;

3. Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 50 страниц, на каждой странице - 16строк, в каждой строке - 64 символов. Каков объем информации в книге?

4. Сколько Кбайтов составляет сообщение, содержащее 12288битов?

5. Подсчитать в килобайтах количество информации в тексте, если текст состоит из 600 символов, а мощность используемого алфавита – 128 символов.

6. Сравните (поставьте знак отношения)

    • 200 байт и 0,25 Кбайт.

    • 3 байта и 24 бита.

    • 1536 бит и 1,5 Кбайта.

    • 1000 бит и 1 Кбайт.

    • 8192 байта и 1 Кбайт.

7. Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?

8. Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержит 5 страниц текста?

9. Можно ли уместить на одну дискету книгу, имеющую 432 страницы, причем на каждой странице этой книги 46 строк, а в каждой строке 62 символа?

10. Одно племя имеет 32-символьный алфавит, а второе племя – 64-символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо первого племени содержало 80 символов, а письмо второго племени – 70 символов. Сравните объем информации, содержащийся в письмах.

11. Переведите из одних единиц измерения информации в другие.

  • Перевести в байты: 20Кбайт, 12 бит; 0,6Мб;

  • Перевести в Мегабайты: 64 Кбайт, 3 Террабайт; 0,8Гб;

  • Перевести в биты: 10 Кбайт; 0,03Мб.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!