Мотивационно-целевой | Фронтальная Интеллектуальная разминка (повторение опорных знаний) Фронтальная Подводящий диалог
Презентация Прогностическая оценка | Кейс 1 Морякам необходимо доставить на борт корабля бочки с пресной водой. Чтобы просто поднять их, надо приложить очень большую силу – силу, равную силе тяжести ( весу) бочки. Такую силу моряки приложить не могут. Что им необходимо сделать, чтобы решить проблему? Ответ: …. Тогда они кладут доски на край борта и землю и вкатывают бочки по образовавшейся наклонной плоскости, прикладывая силу значительно меньшую, чем вес бочки! Определите о чём мы сегодня на уроке будем говорить? ( о наклонной плоскости) Кейс 2 Иванов Иван Иванович наметил большую стройку. Нужно прикинуть какое оборудование и стройматериалы необходимо закупить к лету. Какой магазин выбрать, думал Иван Иванович. Он открыл страничку рекламы в местной газете. Сразу бросилась в глаза яркая картина рекламы. Всё для вас на улице Кольцевой. КПД наших приборов 100%. Все наши усилия полностью превратятся в полезную работу. Работай без потерь! – гласила реклама. Что-то тут подозрительно – размышлял Иван Иванович. В чём обманный ход компании, чтобы провести покупателей? Определите о чём мы сегодня на уроке будем говорить? ( о КПД и он должен быть меньше 100%) Значит сегодня будем определять КПД при подъёме тела по наклонной плоскости. Время 3 минуты. Формулировка цели и задач урока. Какова тема нашего урока? Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости. Какая будет цель нашего урока? Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Каким образом мы достигнем поставленной цели? Очень хорошо! Перед тем, как приступить к следующему этапу, поработаем с оценочным листом. Подпишите его, внимательно прочитайте умения и заполните первую колонку. Обратите внимание на критерии. Для этого повторим. Учебное задание №1( базовый уровень). Описание задания. Физический диктант. 1. Закончите предложение: Коэффициентом полезного действия или КПД называется – характеристика механизма, определяющая ……………………………………………………………. 2. Полезная работа – это ………………………………………………………………. 3. Полная работа – это …………………………………………………………………. 4. Запишите формулу для расчёта КПД ……………………………………………… 5. КПД = 40%, как это понимать? 6. От чего зависит КПД наклонной плоскости? Время выполнения 5- 6 минут. Методический комментарий: каждый ученик работает индивидуально. Часть 1. Критерии: 0 – не знаю, не понимаю; 1 – знаю частично, сомневаюсь; 2 – знаю, понимаю. Умения | Прогноз | Самооценка | КПД называется- характеристика механизма, определяющая …………. | | | Полезная работа – это…. | | | Полная работа – это | | | Формула для расчёта КПД | | | КПД 40% . Что означает? | | | КПД наклонной плоскости зависит от ………….. | | | Выполнял медленно | | | | Итого: максимум 10 | Образец : Коэффициентом полезного действия или КПД называется – характеристика механизма, определяющая какую долю полезная работа составляет от полной 2. Полезная работа – это работа, совершенная по подъему грузов или преодолению какого-либо сопротивления. 3. Полная работа – это (затраченная) - это работа, совершенная приложенной силой. 4. Запишите формулу для расчёта КПД - КПД = Аполезн/Азатр*100% 5. КПД = 40%, как это понимать? Из 100 % 40 составляет полезная. 6. От чего зависит КПД наклонной плоскости? От высоты, от веса бруска, от трения. Рефлексия. Всё ли получилось? Если не получилось, то почему? Хватило ли вам времени на выполнение задания? | Личностные: самоорганизация, эмоциональный, положительный настрой на урок, осознание своих знаний и возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия; прогнозировать деятельность на уроке, умение определять и формулировать тему и цель урока; осознание цели и задач обучения, умение высказывать свое предположение на основе учебного материала; взаимодействовать в группе. Познавательные: умение анализировать, выделять, умение осознанно строить речевое высказывание |
2. Процессуальный | Групповая работа (эксперимент) Представление результатов | Из пятистишия «О, сколько нам открытий чудных...» (1829, опубл. 1884) А. С. Пушкина (1799-1837). О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. Как вы понимаете эти строки? (Для себя будете делать открытие). Учебное задание № 2( базовый уровень). Описание задания. Выполнение лабораторной работы. Работа в группах. Тема. Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости. Цель работы: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости) меньше полной. Приборы и материалы: доска динамометр, линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой. Выполнение работы. Техника безопасности. 1. Работа, совершаемая при подъёме тела вверх по вертикали, равна произведению силы тяжести Fт на высоту h ( полезная работа): А1= Fт · h . 2. На такую же высоту h можно поднять тело, равномерно перемещая его вдоль наклонной плоскости длиной l, прилагая к нему силу F. Поэтому полная работа : А2= F · l . При отсутствии трения А1 = А2, при наличии трения А2 ˃ А1  План действий 1. Измерьте высоту h и длину l наклонной плоскости. 2. Динамометром измерьте силу тяжести бруска Fт. 3. Прицепив к бруску динамометр, равномерно двигайте брусок вверх по наклонной плоскости. Измерьте силу тяги F. 4. Вычислите А1 и А2. 5. Вычислите КПД наклонной плоскости. 6. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. Высота Наклонной плоскости h, м | Сила тяжести Fт, Н | Полезная работа А1, Дж | Длина наклонной плоскости l, м | Сила тяги F, Н | Полная работа А2, Дж | КПД, % | | | | | | | | Вывод по работе. Время выполнения 15 минут. Методический комментарий: выберите в группе ведущего, хранителя времени, секретаря, оратора. Организация деятельности всех членов группы. Возникли или нет затруднения. Что нужно знать, чтобы преодолеть затруднения. Часть II (работа в группе): Критерии: 0 – нет; 1 – частично; 2 - да. Мои действия в лабораторной работе | Самооценка | Задание мне было понятно | | Я прислушивался к мнению других | | Я предлагал свои варианты выполнения | | Я активно участвовал в выполнении задания | | Я рассказывал у доски о полученных результатах | | | Итого: максимум 10 | | Познавательные: умение структурировать знания; умение сформулировать алгоритм действия; Коммуникативные: умение работать в группах; организовывать учебное взаимодействие в группе. Предметные: давать определения новым понятиям темы; умение сформулировать алгоритм действия; построение логической цепи рассуждения. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: планирование в соответствии с поставленной задачей своего действия; взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. |
3. Рефлексивно-оценочный | Побуждающий диалог Домашнее задание | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учащихся. Подошла к концу наша с вами работа. Какую цель мы поставили в начале урока? Мы ее достигли? Благодаря чему, каким умениям? Ваш КПД на уроке? Молодцы! Заполните последнюю часть оценочного листа. Общая сумма баллов:_______________________ Моя оценка:__________________ Сегодня на уроке: Я понял(а)________________________________________________________________ Я не понял(а)_____________________________________________________________ Подсчитайте общий балл и поставьте себе оценку. 18-20 баллов – 5 14-17 баллов – 4 10- 13 баллов – 3 Менее 10 баллов – надо ещё поработать над темой Какие результаты получились? Я тоже хочу отметить вашу работу, а может быть, вы поможете мне в этом? Какие ваши предложения? Откроем дневники и запишем домашнее задание. Спасибо за активную работу!
Подготовить сообщения по теме: Простые механизмы и тело человека. Устройство мясорубки. Упр. 32. ; РТ с. 153- 154 На выбор
| Познавательные: выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления. Личностные: умение провести самооценку; осознавать успешность своей деятельности. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |