ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ В МОРЕ С ПОМОЩЬЮ МАГНИТНЫХ КОМПАСОВ
Напряженность магнитного поля Земли
Магнитный меридиан
Земля представляет собой огромный магнит и имеет свое магнитное поле, которое в каждой конкретной точке земной поверхности характе-ризуется направлением магнитных силовых линий и напряженностью магнитного поля.
Напряженность магнитного поля – это сила, действующая на единицу магнитной массы – выражается в эрстедах (ампер/метр) и изображается вектором, касательным к магнитной силовой линии
T
P
N
N
M
Принято, что магнитные силовые линии направ-лены от южного магнитного полюса ( S M ) к северному ( N M ) и имеют вид замкнутых кривых.
Положение магнитных полюсов не совпадает с положением географических полюсов и меняется с течением времени.
O
S
M
P
S
Если мы проведем вертикальную плоскость через вектор напряженности магнитного поля перпендикулярно к плоскости истинного горизонта, то такая плоскость будет называться плоскостью магнитного меридиана , а пересечение этих плоскостей (пл. ИГН и пл. магнитного меридиана) даст нам линию магнитного меридиана ( NM – SM ).
Горизонтальная составляющая земного магнетизма
Работа магнитного компаса основана на использовании магнитного поля Земли, под действием которого магнитная стрелка (основная часть магнитного компаса его чувствительный элемент), имеющая практически одну степень свободы вокруг вертикальной оси, установится по направлению горизонтальной составляю-щей земного магнетизма Н
где – вектор напряженности магнитного поля Земли;
J – магнитное наклонение.
С приближением к магнитным полюсам значение J увеличивается, а следовательно, уменьшается и показания магнитного компаса становятся менее точными.
Магнитное склонение. Магнитные направления
Так как магнитные полюсы не совпадают с географическими полюсами, то и нап-равление истинного меридиана не совпа-дает с направлением магнитного меридиа-на на какой-то угол.
Угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между северной частью истинного и северной частью магнит-ного меридианов называется магнитным склонением и обозначается как d Магнитное склонение отсчитывается от N И к востоку ( Е ) или западу ( W ) от 0 до 180 .
N
N
И
И
N
N
M
M
-
+
« - »
к W
« + »
к Е
d
d
Магнитное склонение (восточное)
Магнитное склонение (западное)
Если магнитный меридиан ( N М ) отклонен к востоку (к Е ) от истинного меридиана, то магнитное склонение считается восточным и, при вычислениях, ему приписывается знак «+» .
Если магнитный меридиан ( N М ) отклонен к западу (к W ) от истинного меридиана, то магнитное склонение считается западным и, при вычислениях, ему приписывается знак «–» .
для судов № 1 и № 3 d = 0 , а для судна № 2 – d = 180 ( max ). Для всех других судов, не находящихся на линии, соединяющей их, (№ 4), склонение может иметь самое различное значение от 0 до 180 .
Наблюдениями установлено, что магнитное поле Земли не остается постоянным. Изменение магнитного поля сопровождается изменением элементов земного магнетизма, а, значит и изменением магнитного склонения.
Величина изменения магнитного склонения за один год называется годовым изменением магнитного склонения и составляет, в среднем, от 0,0 до 0,2 .
Данные о магнитном склонении для целей судовождения (его величина, наименование, годовое изменение, к какому году оно приведено) приводятся на МНК (в ее заголовке и в «картушках» на участках карты).
Если магнитное склонение в различных точках карты разное, то данные о нем приводятся или в «картушках» истинных направлений или на меридианах карты.
Изогона – линия, соединяющая точки с одинаковым склонением.
Агона – линия, соединяющая точки с d = 0.
Магнитная аномалия – точка или район, где магнитное склонение резко отличается от окружающего.( 1,2 W или ) .
Расчет значения магнитного склонения на день плавания производится по данным МНК (карты).
Например: Магнитное склонение 5,7 Е , приведено к 1990 г. Годовое уменьшение – 0,1 (дано в заголовке МНК).
Для плавания в 2008 г. Если на карте указано «годовое увеличение», то для нашего примера
Примечание: Независимо от наименования магнитное склонение ( d ) увеличивается или уменьшается по своей абсолютной величине.
Магнитные направления
Магнитные направления – это направления, измеряемые относительно магнитного меридиана.
К ним относятся: магнитный курс (МК);
магнитный пеленг (МП).
Магнитный курс судна – направление продольной оси судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью магнитного меридиана и носовой частью продольной оси судна - (МК).
N
N
M
И
d
МК
ИК
Магнитный пеленг – горизонтальный угол между северной частью магнитного меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект – (МП).
МП
ИП
КУ
Магнитный курс (МК) и магнитный пеленг (МП) измеряются от N M по часовой стрелке от 0 до 360 (круговая система счета направлений). Связь магнитных и истинных направлений осуществляется по формулам:
Так на судне определяются истинные направления по магнитному компасу если бы он находился под воздействием только одного магнитного поля Земли. Но на магнитный компас , установленный на судне, кроме магнитного поля Земли, будет воздействовать и общее магнитное поле судна , создаваемое судовым железом, намагниченным силой земного магнетизма, а также работой судовых электроустановок. Следствием этого является то, что стрелка магнитного компаса отклонится и от направления магнитного меридиана и установится по направлению равнодействующей всех вышеуказанных сил (магнитного и электромагнитного полей судна).
Девиация магнитного компаса. Компасные направления.
N
N
И
M
Плоскость компасного меридиана – вертикальная плос-кость, проходящая через стрелку магнитного компаса, установленного на судне и перпендикулярная плоскости истинного горизонта наблюдателя.
Компасный меридиан ( N К – S К ) – линия пересечения плоскости компасного меридиана с плоскостью истинного горизонта наблюдателя.
Девиация магнитного компаса – угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между северными частями магнитного и компасного меридианов ( - дельта)
N
K
Девиация магнитного компаса отсчитывается от северной части магнитного меридиана к Е или к W от 0 до 180 .
При вычислениях восточную ( Е ) девиацию принято считать положительной ( «+» ) , а западную ( W ) – отрицательной ( «–» ) .
Девиация магнитного компаса зависит от многих причин:
района плавания;
курса судна;
состояния корпуса судна;
работы электромеханизмов и др.
Компасные (по магнитному компасу) направления
Направления, измеряемые относительно компасного меридиана называют компасными направлениями . К ним относятся: – компасный курс, компасный пеленг.
Компасный курс (по магнитному компасу) – направление продольной оси судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью компасного меридиана магнитного компаса и носовой частью продольной оси судна . Обозначается – КК МК .
Компасный пеленг (по магнитному компасу) – горизонтальный угол между северной частью компасного (по магнитному компасу) меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект. Обозначается – КП МК .
Компасные направления по магнитному компасу (КК МК и КП МК ) измеряются от северной части компасного меридиана магнитного компаса по часовой стрелке от 0 до 360 (круговая система счета направлений). Зависимость между компасными направлениями магнитного компаса и его магнитными направлениями определяется формулами:
Для перехода от компасных направле-ний по магнитному компасу к истин-ным направлениям и обратно служит общая поправка магнитного компаса.
где d – склонение, выбранное с МНК (карты) и приведенное к году плавания;
– девиация, выбираемая из РТШ по значению ККМК (из таблицы девиации магнитного компаса).
Поправка магнитного компаса – это горизонтальный угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между северной частью истинного и северной частью компасного (по магнитному компасу) меридианов.
Поправка магнитного компаса (отрицательная)
Поправка магнитного компаса (положительная)
Обозначается как МК . Пределы ее измерения (изменения) от 0 до 180 .
Если компасный меридиан магнитного компаса () отклонен к востоку (к Е ) от истинного меридиана ( N И ), то поправка магнитного компаса ( МК ) считается положительной (рис. 3.9) и при вычислениях ей придается знак «+».
Если компасный меридиан магнитного компаса () отклонен к западу (к W ) от истинного меридиана ( N И ), то поправка магнитного компаса ( МК ) считается отрицательной (рис. 3.10) и при вычислениях ей придается знак «–».
Например: 1. d = +4,5 Е ; = +4,0 ; МК = ?
МК = d + = +4,5 + (+4,0 ) = +8,5
2. d = +4,5 Е ; = –9,5 ; МК = ?
МК = d + = +4,5 + (–9,5 ) = –5,0
Теперь ясно, что для перехода от компасных направлений по магнитному компасу (снимаемые с прибора значения КК МК или КП МК ) к истинным направлениям, которые будем проводить на карте – нам нужно знать значение поправки магнитного компаса ( МК ).
Поправка магнитного компаса и ее определение
Магнитное склонение ( d ) меняется со временем и с изменением координат судна, но его значение на заданный момент (год плавания) и для данного района плавания можно всегда рассчитать по данным морской навигационной карты.
Девиация же магнитного компаса ( ) изменяется не только при изменении координат места, но и с изменением курса судна, от вида и размеров груза, от положения грузовых, поворотных и выдвижных средств судна и других причин.
Значит определение поправки магнитного компаса – это определение его . Значение девиации не должно быть большим.
Как правило 2 раза в год, после ремонта, докования, отстоя и т.д. по специальной методике «уничтожаются» все виды девиации (магнитная, электромагнитная, креновая) после чего определяется остаточная девиация тем или иным способом.
Величина остаточной девиации оформляется в виде таблицы или графика. Определение остаточной девиации производится при определенных положениях грузовых, поворотных и выдвижных средств судна и дважды → для судов , оборудованных специальным размагничивающим устройством:
– при включенном размагничивающем устройстве («РУ включено»);
– при выключенном размагничивающем устройстве («РУ выключено»).
Значение девиации мы можем получить, если сравним магнитные направления (МП или МК) с соответствующими им компасными направлениями по магнитному компасу ( КП МК или КК МК ).
Расчет истинных направлений по магнитному компасу
Перевод и исправление румбов
N М
N И
N К МК
Если магнитный компас находится вне поля действия судового железа и электромагнитного поля судна (на берегу, в шлюпке, антимагнитном судне и пр.), то можно считать, что = 0 и МК = d (т.е. магнитный и компасный меридианы совпадают) –
тогда
N М
МК
МК
d
КК МК
ИК
КП МК
МП
ИП
Если магнитный компас находится на судне и подвержен влиянию его полей, то 0 и МК = d + , тогда
Переход от компасных направлений к истинным (или от компасных к магнитным) получил название – исправление румбов .
Переход от одних направлений (магнитных или истинных) к другим (компасным) получил название – перевод румбов.
Расчет истинных направлений по гирокомпасу
Под влиянием сил трения, инструментальных погрешностей и других причин, главная ось чувствительного элемента (ЧЭ) гирокомпаса (ГК) отклоняется от плоскости истинного меридиана на некоторый угол и устанавливается в плоскости гироскопического (гирокомпасного) меридиана , тогда – угол в плоскости истинного горизонта между северной частью истинного меридиана ( N И ) и северной частью гирокомпасного меридиана ( ) называется поправкой гирокомпаса. Обозначается как – ГК .
Если гирокомпасный меридиан отклонен от истинного к востоку (к Е ), то поправка гирокомпаса считается положительной и при вычислениях ей придается знак «+» .
Поправка гирокомпаса (положительная)
Поправка гирокомпаса (отрицательная)
Если гирокомпасный меридиан ( ) отклонен от истинного меридиана ( N И ) к западу (к W ), то поправка гирокомпаса считается отрицательной и при вычислениях ей придается знак «–» .
Зависимость между гирокомпасными и истинными направлениями выражается формулами:
Вспомогательная
задача
Прямая задача
(исправление румбов)
Обратная задача
(перевод румбов)
КК = ИК - МК
КП = ИП - МК
МК = ИК – d
ИК = КК + МК
ИП = КП + МК
ИК = МК + d
ИП = МП + d
МК = КК +
МП = КП +
МП = ИП – d
КК = МК –
КП = МП -
МК = ИК –КК
МК = ИП – КП
d = ИК – МК
d = ИП – МП
= МК – КК
= МП - КП