«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ»
(методика Б.И.Додонова)
Потребности личности тесно связаны с эмоциями. При удовлетворении или возможности удовлетворения потребности возникают положительные эмоции. Если имеющаяся потребность не удовлетворяется или не может быть удовлетворена, человек переживает отрицательные эмоции. В норме люди любят положительные эмоции, поэтому стремятся удовлетворить свои потребности. Стремление к определенным типам переживаний, к удовлетворению определенных потребностей Б.И.Додонов назвал общей эмоциональной направленностью и разработал методику для изучения этой особенности личности.
Описание методики
Текст опросника состоит из 50 утверждений. Испытуемый должен сделать выбор ответа в соответствии со шкалой:
«Безусловно, да» - а
«Пожалуй, да- — в
«Пожалуй, нет» — с
«Безусловно, нет» — d
Инструкция:
« … Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности. Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:
«Безусловно, да» - а
«Пожалуй, да- — в
«Пожалуй, нет» — с
«Безусловно, нет» — d
Занесите Ваш выбор в опросный лист … ».
Текст опросника:
Я часто беспокоюсь о близких, друзьях.
Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.
Мне очень приятно, когда на меня обращают внимание.
Для меня всегда важно добиться успеха в работе.
Я люблю острые ощущения.
Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизведанном месте.
Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.
Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.
Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).
Люблю заниматься коллекционированием.
Хочу приносить людям радость и счастье.
Для меня важно одобрение окружающих.
Приятно испытывать чувство превосходства над противником.
Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.
Охотно иду на риск.
Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.
Люблю разбираться в причинах явлений, событий.
Я могу прийти в восторг от красоты природы.
Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.
Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.
Я всегда жалею неудачников.
Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.
Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.
Приятно чувствовать, что день прошел недаром.
Я человек решительный.
Люблю все таинственное и необычное.
Стремлюсь приводить свои знания в систему.
Произведение искусства может тронуть меня до слез.
Люблю приятное, бездумное времяпровождение, например, вечеринки.
Люблю делать покупки.
Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.
Среди моих родственников, знакомых, есть люди, которых я обожаю.
Я самолюбив(а).
Я чувствую радостное возбуждение, душевный подъем, когда работа идет хорошо.
Я люблю преодолевать опасности.
Иногда меня тянет странствовать.
Я люблю читать о научных открытиях, поисках и находках.
Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.
Я склонен (склонна) к лени.
Люблю рассматривать свои коллекции.
Я стараюсь помогать людям.
Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне добро.
Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.
Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.
Азарт, спортивная злость, обычно улучшает результаты моей деятельности.
Я люблю помечтать.
Самое приятное для меня переживание — радость открытия истины, чувство близости решения.
Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.
Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.
Я неохотно расстаюсь со своими вещами.
Обработка первичных данных:
Ключ
Подсчитайте общую сумму баллов по каждой из 10 строчек, учитывая, что а-2, в=1, с(-1), d=(-2) баллам:
Сумма баллов по ответам:
1) 1, 11,21,31,41
2) 2, 12, 22, 32, 42
3) 3, 13, 23, 33, 43
4) 4, 14, 24, 34, 44
5) 5, 15, 26, 35, 45
6) 6, 16, 26, 36, 46
7) 7, 17, 27, 37, 47
8) 8, 18, 28, 38. 48
9)9, 19/29,39,49
10) 10, 20, 30, 40, 50
Направленность:
1) Альтруистическая
2) Коммуникативная
3) Глорическая
4) Праксическая
5) Пугническая
6) Романтическая
7) Гностическая
8) Эстетическая
9) Гедонистическая
10) Акиэитивная
Интерпретация полученных результатов:
Подсчитав количество баллов в каждой строке и проранжировав результаты, выделите преобладающие эмоции Вашей личности — Вашу эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное -10 баллов.
-10 ______0 ______ +10
1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят в том, что у испытуемого ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать, (Высокие результаты — больше 5, низкие — меньше -5). Результаты близкие к 0 говорят о том, что у респондента нет ярко выраженной потребности. И та, и другая потребность выражены в равной степени, нет жесткой установки.
2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении.
3. Глорические эмоции (от лат, gloria — слава). Высокие результаты говорят о том, что испытуемый имеет ярко выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным.
4. Праксические эмоции. Высокий результат говорит о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в
склонности больше размышлять, чем действовать, иногда — в ярко выраженной потребности в расслаблении.
5. Пугиические эмоции (от лат. pugna — борьба). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких — ярко выражена потребность в безопасности и формирующаяся на основе этой потребности осторожность.
6. Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких — наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм, как черта характера.
7. Гностические эмоции (от грен, gnosis — знание) — эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита.
8. Эстетические эмоции. При высоких баллах — потребность в восприятии прекрасного выражается ярко. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах — эта потребность не развита.
9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена ярко. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности.
10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition приобретение) — это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. Пои высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких - такая потребность не проявляется.
Смирнова Г.Е., Наумкина Е.В. Методика Додонова Б.И. Определение общей эмоциональной направленности личности// Школьные технологии. 1997. №1, с. 100-103.