СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Практическая работа «Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выяснить, как на плане и карте изображают неровности земной поверхности; раскрыть понятия «абсолютная высота», «относительная высота» точек на местности; определять относительную и абсолютную высоты точек на местности, изображать рельеф местности горизонталями; систематизировать знания и умения в работе с планом местности.

Просмотр содержимого документа
««Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Практическая работа «Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин».»

География

5 класс

Тема: «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Практическая работа «Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин».

Программа. УМК «Полярная звезда»

16 урок

Цель урока: выяснить, как на плане и карте изображают неровности земной поверхности; раскрыть понятия «абсолютная высота», «относительная высота» точек на местности; определять относительную и абсолютную высоты точек на местности, изображать рельеф местности горизонталями; систематизировать знания и умения в работе с планом местности.

Оборудование: топографический план, нивелир.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунками параграфа.

Тип урока: комбинированный.

Научно-методическое содержание урока. Сходства и различия топографического плана и географической карты. Абсолютная высота, относительная высота. Горизонталь – линия, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой. Измерение относительной высоты нивелиром. Ориентирование по плану, чтение условных знаков, определение расстояний, высот, азимутов. Полярная и азимутная съемка местности

Ведущие понятия: топографический план, абсолютная и относительная высота, нивелир, горизонтали, бергштрихи, условные знаки плана.


Технологическая карта урока

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

Продуктивная деятельность

оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности.

Умение пользоваться картографической информацией

относительная высота, абсолютная высота; горизонтали.

определять относительную и абсолютную высоты по плану; определять по плану с помощью горизонталей направление повышения (понижения) местности


Этап урока

Организационно-технологический блок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

оргмомент




Проверка домашнего задания

Фронтальная работа

Учитель задает вопросы. Приложение 1

Отвечают на вопросы

Изучение нового материала

Фронтальная работа. Просмотр видеоурока 11.

На уроке учащиеся решают проблемный вопрос, как изображают на плане и карте неровности земной поверхности — овраги, холмы, горы.

Учитель вводит понятие «горизонталь».

Вторая половина урока посвящена анализу рельефа на топографической карте (рис. 23).

Учитель предлагает учащимся приготовленные заранее рисунки с разными формами рельефа, изображёнными горизонталями. Учащиеся должны определить эти формы.

Учащиеся знакомятся с понятиями «относительная высота» и «абсолютная высота». Обращаются к рис. 24 учебника, видеоуроку.

Затем с помощью рис. 25 учащиеся выясняют, как изображают холм на плоскости с помощью горизонталей.








Учащиеся определяют более крутые и более пологие склоны, обрывы, овраги и т. д.

ПР №3 «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»

индивидуальная


Выполняют практическую работу используя карты учебника

Закрепление знаний


Выдает детям задания

Выполняют задания. Приложение 2, 3

Домашнее задание

фронтальная

Изучить § 10. Ответить на вопросы 1—5.

Записывают домашнее задание

Дополнительные задания

Выдаются детям имеющим высокий образовательный потенциал

Выдаются задания

Выполняют задания


На заметку учителя (дополнительные сведения)

Дополнительный материал по видеоуроку.

Всем известно, что поверхность Земли неровная. На земной поверхности можно встретить равнины и горы разной высоты. Совокупность неровностей земной поверхности называют рельефом. Каким же образом можно изобразить на карте неровности Земли? Сначала познакомимся с понятиями – относительная и абсолютная высота.

Дело в том, что разные участки земной поверхности находятся на разной высоте. Казалось бы всё довольно просто. Но, как измерить высоту, от какого уровня? Поэтому рассматривают два вида высоты.

Относительная высота – это превышение одной точки земной поверхности над другой. Относительная высота показывает, на сколько одна точка земной поверхности выше другой. Если рассматривать относительную высоту холма, то можно сказать, что это превышение вершины холма над его подошвой.

Простым прибором для измерения относительной высоты является нивелир.

Нивелир – это простой прибор в виде вертикальной рейки высотой 1м с отвесом и горизонтальной планкой.

Последовательность измерения относительной высоты с помощью нивелира называют нивелированием.

Сначала устанавливают нивелир у подошвы холма. С помощью отвеса проверяют его вертикальность. Горизонтальную планку нивелира направляют на склон и «прицеливаются» по направлению планки. Затем отмечают точку на склоне, в которую она направлена и забивают колышек. После этого нивелир переносят к колышку и «прицеливаются» в следующую точку. Таким образом, нивелир переставляют до вершины холма и узнают относительную высоту холма. Абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности над уровнем моря.

Абсолютная высота показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка поверхности выше какого-то единого постоянного, можно сказать абсолютного уровня.

Уровень Мирового океана (уровень Балтийского моря) принято считать абсолютным уровнем потому что поверхность воды горизонтальна и уровень моря не так уж сильно колеблется.

Выдающийся немецкий географ и путешественник Александр Гумбольдт разработал метод изолиний, с помощью которого была составлена схематическая карта распределения температуры воздуха в Северном полушарии. Метод оказался очень удобным для показа рельефа на картах. По горизонталям можно определять не только высоты земной поверхности, но и формы рельефа, крутизну склонов.

В настоящее время на топографических картах чтобы изобразить рельеф применяют способ горизонталей в сочетании со способом отметок.

Допустим нам нужно изобразить на карте холм. На помощь приходят изогипсы – линии равных высот.

Вспомните, как вы в детстве играли с игрушкой пирамидкой. Если мысленно посмотреть со стороны верхушки, то можно увидеть кольца разного диаметра, нанизанные на стержень. Если эти кольца перенести на бумагу, то получатся концентрические круги, похожие на мишень для стрельбы.

При изображении холма необходимо выполнить два условия. Во-первых, круги должны быть строго горизонтальными, это значит, что каждая точка на линии должна иметь одинаковую высоту над уровнем моря. И во-вторых, расстояние между кругами должны быть одинаковыми. Например, 1м. Значит, каждая последующая горизонталь выше предыдущей на 1м.

Рельеф местности состоит не только из холмов (положительных форм рельефа), но и впадин (отрицательных форм рельефа). Что различать изображение холма от изображения впадины используют специальные черточки на изогипсах, которые называются бергшрихи. На изображении холма они направлены от вершины к подножию, а на изображении впадины – от её края к центру.

Небольшие формы рельефа изображаются на крупномасштабных (топографических) картах. Для большей наглядности промежутки между изогипсами окрашивают в определённый цвет.

На мелкомасштабных картах для изображения рельефа применяется послойная окраска. Территории, имеющие различную абсолютную высоту, закрашиваются на карте определённым цветом. Используемые на карте цвета и соответствующие им высоты приводятся в шкале высот и глубин.

Шкала высот и глубин является обязательной частью легенды карты. Пониженные участки суши окрашиваются зелёным цветом, а приподнятые – различными оттенками коричневого цвета. Чем выше горы, тем темнее используемый цвет. Глубина океанов показывается синим цветом. Чем больше глубина, тем более тёмный оттенок синего цвета.

В России абсолютные высоты отсчитываются от нуля кронштадтского футштока. Футштоком называют водомерную рейку, используемую для отсчёта высоты уровня воды в данном месте водоёма. Нуль футштока вычислен на основе многолетних наблюдений за уровнем Балтийского моря, которые были начаты ещё в 1703 году. В городе Кронштадте с 1707 года действует единая для России футшточная служба.

Прибор для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня моря называется мареограф (от лат. mare- море и древнегр. «графо» - пишу).

Кронштадтский футшток представляет собой чугунную линейку с делениями, укреплённую на устое городского моста через Обводной канал.

По некоторым данным, наблюдения за уровнем Балтийского моря по кронштадтскому футштоку велись уже в XVIII веке. С 1898 года измерения производятся с помощью поплавкового самописца уровня моря (мареографа), помещённого в колодце восьмигранного павильона, который горизонтальной трубой связан с каналом.

Чтобы измерить и нанести на карты глубины впадин, уровни морей, рек и озёр, высоту холмов и гор, топографы со штативом, нивелиром и трёхметровой рейкой, делая замеры через 100 м, пешком прошли всю страну от кронштадтского эталона до Тихого океана. Это топографы и геодезисты установили, что Чёрное море ниже Балтийского на 35 см, Каспийское – на 27,3 метра, Байкал выше на 459 метров.

Топографы и геодезисты определяют не только абсолютную высоту. Известно, например, что центр круглого зала Пулковской обсерватории является исходным пунктом всех геодезических сетей.



Приложение 1

  1. Что такое план местности? Для чего человеку необходим план местности?

  2. Что такое условные знаки?

  3. Что такое масштаб? Перечислите виды масштаба.

  4. На плане местности указан именованный масштаб: в 1 см 5 м. Ему соответствует численный масштаб:

а) 1:5; б) 1:50; в) 1:500; г) 1:5000; д) 1:50 000.

  1. Изобразите условными знаками:

а) кустарник; б) смешанный лес; в) грунтовую дорогу; г) луг;

д) отдельно стоящее дерево; е) болото.

  1. Длина Волги составляет 3700 км, Енисея — 3800 км, Лены — 4300 км. Изобразите размеры рек прямыми линиями в масштабе: в 1 мм 100 км.

  2. Назовите численный масштаб:

а) в 1 см 20 км; б) в 1 см 200 км.

  1. По плану города выясните, в какой его части находится ваша школа. По какому маршруту вы идёте из школы домой? Каково расстояние от дома до школы? И т. д.

  2. Изобразите условными знаками следующие объекты: болото, смешанный лес, школу, озеро, овраг, кустарник, реку, фруктовый сад, просёлочную дорогу.

  3. Проведение топографического диктанта в форме связного рассказа, в процессе которого учащиеся вместо слов, обозначающих объекты, рисуют топографические знаки, например:

Учащиеся из школы пошли на экскурсию в смешанный лес. Их путь проходил по просёлочной дороге, мимо фруктового сада, озера, через овраг, грунтовую дорогу. Особенно трудно было пробираться через кустарник и небольшое болото.

Приложение 2.

1. Установите соответствие

Термины

Определения

А) относительная высота точки

Б) абсолютная высота точки

В) горизонталь

Г) изогипса

Д) рельеф

1) высота поверхности над уровнем моря

2) превышение этой точки земной поверхности над другой по отвесной линии

3) совокупность неровностей земной поверхности

4) линии на карте, соединяющие точки с равными высотами земной поверхности над уровнем моря

5) окружности, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой

6) превышение этой точки земной поверхности над уровнем моря по отвесной линии

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






Правильный ответ: 26543

2. Какие формы рельефа Земли вы знаете? Продолжите список

А) горы

Б) ____________

В) ____________

Г) ____________

Д) ______________

Приложение 3.

ТЕСТ

  1. Выберите неправильное утверждение.

А) чем круче склон, тем ближе друг к другу расположены изогипсы;

Б) бергштрихи проводятся перпендикулярно к горизонталям;

В) бергштрихи направлены вверх по склону;

Г) абсолютная высота – это превышение точки земной поверхности над уровнем моря.

2. На картах мелкого масштаба рельеф показывается с помощью:

А) изолиний; Б) послойной окраски;

В) цифровых значений; Г) значков.

3. Абсолютная и относительная высота отличаются друг от друга:

А) местом измерения; Б) уровнем, от которого они отсчитываются;

В) величиной; Г) масштабом.

Ответы на тест:

1 – В. 2 – Б. 3 – Б.














Дополнительные задания по материалам ОГЭ. Работа с планом местности

1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ______________ м.

Правильный ответ: 400.

2. Определите по карте, в каком направлении от точки В находится точка А.

Ответ: ________________

Правильный ответ: юго-запад.

3. Школьники выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите 2 довода.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильный ответ: участок № 1, так как это ровная поверхность, луг, и нет препятствий.

4. Школьники выбирают место для игры в футбол. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода. Ответ запишите на бланке ответов № 2, сначала указав номер задания.

Ответ: ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильный ответ: в ответе говориться о том, что больше всего указанным требованиям отвечает

1) участок 1.

В обосновании приведены следующие доводы:

2) участок плоский с горизонтальной поверхностью;

3) участок находится на лугу или участок не заболочен.

5. Определите по карте расстояние на местности по прямой от пасеки до лесопильни. Получившийся результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ______________ м.

Ответ 370

6. Определите по карте азимут, по которому надо идти от пасеки до лесопильни. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ____________ °.

Ответ: 100

7. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3 лучше выбрать для строительства колодца с ветряным двигателем, предназначенного для водоснабжения поселка Долгое. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Ответ: ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: лучше подойдет участок 3, так как возвышенность (ничего не мешает прохождению ветра) и рядом находится поселок.

8. Школьники выбирают место для катания на санках с крутой горки. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования вашего ответа приведите два довода.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: участок 1. Имеет крутой склон для катания на санках. Участок без препятствий (нет деревьев).

9. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: участок 1. Близко к шоссе. На склоне южной экспозиции.

10. Участники школьной горнолыжной секции выбирает место для катания с крутой горки. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: участок 2. Крутой склон для катания на горных лыжах. Без препятствий.

Задания 11-13 выполняются с использованием приведенного ниже фрагмента топографической карты.

11. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки В до точки уреза воды 153,0 м. Измерения проводите между центром соответствующего условного знака и точкой. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

Ответ: _____ м.

12. Определите по карте, в каком направлении от точки В находится точка уреза воды 153,0 м.

Ответ: _________

13. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Ответ: ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильный ответ: участок 1, так как южный склон и рядом находится шоссе

Задания 14 выполняется с использованием приведенного ниже фрагмента топографической карты.

14. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования вашего ответа приведите 2 довода.

Ответ: ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильный ответ: участок 1, так как южный склон (склон южной экспозиции) и рядом находится шоссе.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!