Тема урока: Определение подобных треугольников
Цели урока:
Образовательные:
ознакомление с понятиями подобия, сходственных сторон, коэффициентом подобия, пропорциональности отрезков; изучение характеристик подобных треугольников и их свойств;
Развивающие:
формирование у обучающихся ключевых умений, имеющих универсальное значение для всех видов деятельности – выделение проблемы, сбора, сравнения, анализа и обработки информации, обобщения результатов и формулировки выводов;
Воспитательные:
воспитание трудолюбия, терпимости, ответственного отношения к делу.
Оборудование: компьютер, наборы треугольников, транспортиры, линейки, презентация, раздаточный материал (рабочая карта), оценочный лист.
Ход урока
I. Орг. момент
(слайд № 1)
В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить.
Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида. Его ещё называют “дьявольским”, “проклятым”. Загадочность его заключается в том, что в нем бесследно исчезают самолеты и корабли. Природа этого места остается, тайной и по сей день
(Слайд №2,3,4).
Учитель: Как вы думаете, что это за место?
(Слайд № 5)
Обучающиеся: Бермудский треугольник.
II. Мотивация и актуализация знаний.
Учитель: Какой же геометрической фигуре мы посвятим сегодняшний урок?
Обучающиеся: Треугольнику.
Учитель: Давайте вспомним все, что нам известно о треугольнике.
(Слайд № 6)
Вопросы:
Какая фигура называется треугольником?
Какие элементы треугольника вы знаете?
Какими могут быть треугольники в зависимости от величины углов, длин сторон?
Расскажите о равнобедренном треугольнике
(Слайд № 7)
о равностороннем треугольнике
(Слайд № 8)
о прямоугольном треугольнике
(Слайд № 9)
Чему равна сумма углов треугольника?
(Слайд № 10)
Признаки равенства треугольников.
(Слайд № 11)
Сравнение заданий ВПР и ЕГЭ с последующим решением
1. Лестницу длиной 3 м прислонили к дереву. На какой высоте (в метрах) находится верхний её конец, если нижний конец отстоит от ствола
дерева на 1,8 м?
2. Точка крепления троса, удерживающего флагшток в вертикальном положении, находится на высоте 5,5 м от земли. Расстояние от основания флагштока до места крепления троса на земле равно 4,8 м. Найдите длину троса. Ответ дайте в метрах.
Ребята, это еще маленькая часть того, что мы должны знать и узнаем в будущем.
III. Изложение нового материала.
Показываю два равных треугольника.
Учитель: Что вы можете сказать об этих треугольниках?
Обучающиеся: Равные.
Учитель: Как проверить, что они равны?
Обучающиеся: Треугольники должны совместиться наложением.
Показываю еще 2 треугольника, которые не являются равными, а являются подобными.
Учитель: А что вы можете сказать об этих треугольниках?
Обучающиеся: ...?
Учитель: Я предлагаю провести небольшую исследовательскую работу. (По рядам заранее раздаю наборы подобных треугольников, работа проводится в парах).
Учитель: Исследуйте пары треугольников. Подумайте, что вы можете сказать об их соответствующих элементах. (Дети работают в парах и делают выводы. На слайде осуществляем самопроверку).
(слайд № 12)
S = 900 O=900 |
T = 700 P=700 |
R = 200 Q=200 |
ST/OP=1/2 TR/PQ=1/2 SR/OQ=1/2 |
(слайд № 13)
Учитель: Как вы думаете, как их можно назвать?
Обучающиеся: Равноугольные и с пропорциональными сторонами, похожие.
Учитель: Называются эти треугольники подобными треугольниками. Какова же будет тема нашего урока?
Обучающиеся: Подобные треугольники.
Учитель: Тема нашего урока: “Определение подобных треугольников”
(слайд № 14).
Как и при любом исследовании, результаты будут зависеть от того, насколько точно и аккуратно будет сделана работа. Перед вами на столах наборы для исследования, рассмотрев несколько примеров, ваша задача ввести понятие подобных треугольников и сформулировать их основные свойства.
Учитель: Для того чтобы начать работу, давайте, вспомним понятия:
- Что называется отношением двух отрезков?
- Когда отрезки являются пропорциональными отрезками?
1этап. Для каждого из рисунков, заполните таблицу 1, результаты внесите в рабочую карту:
(слайд № 16)
На выполнение этого этапа исследования отводится 6-7 минут, затем выполняем самопроверку со слайда
(слайд № 17)
2 этап. Ответьте на вопросы:
Что можно сказать про углы каждой пары треугольников? (соответственные углы каждой пары треугольников равны).
Что можно сказать про стороны каждой пары треугольников? (соответственные стороны каждой пары треугольников пропорциональны).
- Сформулировать определение подобных треугольников, вписав необходимые пропущенные слова:
Если углы двух треугольников РАВНЫ и стороны одного треугольника ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫ сходственным сторонам другого, то такие треугольники называются ПОДОБНЫМИ.
(слайд № 18)
Число равное отношению сходственных сторон подобных треугольников называется КОЭФФИЦИЕНТОМ ПОДОБИЯ.
Физкультминутка:
3 этап. Определите, чему равны коэффициенты подобия каждой пары треугольников из 1 этапа исследования. Ответы запишите в рабочую карту. Выполняем самопроверку со слайда..
(слайд № 19,20)
4 этап. Сравните данные коэффициенты подобия треугольников с соответствующими им отношениями периметров и площадей. Результаты запишите в рабочую карту.
Ответьте на вопросы:
Чему равно отношение периметров подобных треугольников? (отношение периметров подобных треугольников равно коэффициенту подобия)
Чему равно отношение площадей подобных треугольников? (отношение площадей подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия)
Ответы запишите в рабочую карту. Выполняем самопроверку со слайда.
(слайд № 21,22)
Учитель: Оцените себя в оценочном листе.
IV. Решение задач.
Учитель: Теперь рассмотрим, где же на практике применяется подобие треугольников. Ребята, уже совсем немного времени вам остаётся до ОГЭ в 9 классе, поэтому мы решим задачу из раздела реальная математика:
(Слайд № 23)
Один ученик решает задачу у доски, остальные в рабочих тетрадях.
Учитель: Оцените себя в оценочном листе.
V. Подведение итогов урока (рефлексия), выставление оценок.
Возвращаемся к слайду, содержащему цели урока, дети отвечают, что узнали, чему научились.
(слайд № 24)
Вычислите в оценочном листе средний бал и прокомментируйте свою деятельность на уроке, поставив себе оценку.
Выставляю оценки за урок.
VI. Домашнее задание (слайд № 25)
VII. Заключительное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке все хорошо постарались для того, чтобы достигнуть поставленных вами целей. В ходе проведения исследования были открыты новые для нас понятия и сформулированы свойства. В дальнейшем мы с вами узнаем как подобие можно применить в жизненных ситуациях. На сегодня все молодцы и спасибо за урок!(слайд № 26)
5