| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
Отделение школьного образования и прикладной информатики
Специальность преподавание в начальных классах
Студентка Ш-21 группы
Власова Анастасия
«Определение социальной позиции педагога»
Сообщение
По учебной дисциплине Педагогика
Преподаватель:
Аксенова Валерия Сергеевна
Ейск, 2020г.
Б.Д. Парыгин дает определение: «Позиция – это отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей его средой».
Социальные психологи рассматривают позицию как место человека в контактной группе.
Г.Н Андреева определяет понятие «статус» или «позиция» как «место индивида в системе групповой жизни», «в структуре деятельностных отношений в группе».
Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельность, которые являются источником его активности.
Позиция педагога определяется требованиями общества и внутренними источниками активности (влечения, переживания, мотивы, цели педагога, мировоззрение и идеалы).
Социальная позиция педагога базируется на системе взглядов, убеждений и ценностных ориентации, сформированных у выпускника общеобразовательной школы, намеревающегося посвятить себя учительской профессии. Одним из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих её целостность и готовность к деятельности; является профессионально-ценностная ориентация. Она может быть охарактеризована как избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, формирующееся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для неё.
В процессе профессиональной подготовки формируется мотивационно-целостное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности.
Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет, какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, чётко осознавая свои действия, не всегда может подробно объяснить их мотивы, почему он нередко поступает вопреки здравому смыслу и логике.
Л.Б.Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:
информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений;
друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
просителя, если педагог упрашивает воспитанников быть «хорошими»;
вдохновителя, если он стремится увлечь интересными делами.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект, в зависимости от личности воспитателя.
Всегда отрицательные результаты дают:
- несправедливость по отношению к ребенку;
- превращение ребенка в кумира и диктатора;
- унижение достоинства ребенка;
- подавление его инициативы.