СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение спряжения глаголов по неопределённой форме и окончанию 3 лица множественного числа. Загрязнение воздуха.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная разработка по русскому языку для 4 класса на 3 четверть 

Просмотр содержимого документа
«Определение спряжения глаголов по неопределённой форме и окончанию 3 лица множественного числа. Загрязнение воздуха.»

Раздел:


Охрана окружающей среды

ФИО педагога


Селиванова Валентина Сергеевна

Дата:



Класс: 4

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока:

Определение спряжения глаголов по неопределённой форме и окончанию 3 лица множественного числа. Загрязнение воздуха.

Цели обучения в соответствии с учебной программой

4.1.3.1 прогнозировать содержание информации по заголовку, диаграмме/схеме/таблице, обосновывая свое мнение;

4.2.3.1 формулировать вопросы и ответы, отражающие понимание и свое отношение к содержанию текста, чтобы углубить понимание и уточнить ответ;

4.3.3.1 передавать (подробно, сжато) содержание текста, представляя доказательства, чтобы объяснить события или идеи (с помощью учителя)

Цели урока:

Определяют спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.



Этап урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы


Начало

урока

Позитивный настрой

Здравствуйте. Я – Валентина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Сегодня мы отправимся в путешествие, а для этого на ваших партах должен быть порядок. Сейчас наши места, это места в поезде, на котором мы отправимся в путешествие. Первыми билеты получат те, у кого на столе будет порядок.

Кто получил билет, может занимать своё место.

Наш поезд отправляется.

Ученики проверяют свое рабочее место, готовят всё необходимое


Билеты на поезд. Звуки поезда.

Актуализация знаний

Ехать в поезде достаточно скучно, поэтому нам нужно себя чем-то занять. Как на счёт того, чтобы сыграть в игру? Кто согласен, поднимите руку.

Игра называется «Да-нет». Я задаю вопрос, а вы отвечаете да или нет. Если вы ответили нет, то должны назвать правильный ответ.

Глагол имеет три спряжения?
Спряжение это изменение по родам и числам?
К первому спряжению относятся слова: брить, стелить, зиждиться?

Ко второму спряжению НЕ относятся слова: гнать, держать, дышать и слышать?

К первому спряжению относятся глаголы: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть?

Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на –оть, -уть?

Вот мы и доехали. Благодаря игре, время пролетело очень быстро.







Нет, два.
Да.
Да.

Нет, они относятся ко второму спряжению.



Нет, они относятся ко второму спряжению.


Нет, они относятся к первому спряжению.




Середина

урока

Каллиграфическая минутка

Перед нами ворота, но они закрыты. Чтобы их открыть, нам нужно вставить пропущенные буквы в пословицу.

…дно дер…во срубил – сор…к пос…ди. (Одно дерево срубил – сорок посади).

Какие буквы мы вставим и почему?







Какое спряжение у глагола посади? И почему?







Как вы понимаете эту поговорку?

Отлично. Теперь и ворота открылись, мы можем войти в город.





Одно – пишем о, так как это словарное слово. Пишем заглавную О, потому что это начало предложения.
Дерево – пишем е, проверочное слово древо.

Сорок – пишем о, так как это словарное слово.

Посади – пишем а, проверочное слово посадка.
Посади – второе спряжение. Если поставить в неопределённую форму, то посадить оканчивается на – ить. А если поставить в третье лицо множественное число, то они что они что сделают посадят, оканчивается на – ят.

Дети высказывают свои предположения.



Презентация.

Рабочий лист.

Подведение к теме.

Ребята, прочитайте в билете, куда мы приехали.
Верно, город Глаголов. А зачем мы сюда приехали? В билете этого не указано, тогда нам придётся выяснять это самим. Давайте прогуляемся по городу, может быть, мы на что-то наткнёмся.

Один ученик читает тему урока.









Презентация.

А чего это глаголы тут столпились? Что случилось?
Нас всех не пускают в ваши дома.
Что ж, сейчас посмотрим.

Ребята, какие два дома тут есть?

Тогда, нам нужно отправить все глаголы в нужные дома.

Глаголы: брить, смотреть, стрелять, болеть, вертеть, шуметь, будить, зиждиться.



Все глаголы: спасибо, что помогли нам!

Вот какие проблемы у глаголов. Видимо, проблемы расселения нам и придётся решать.

Что-то вдалеке виднеется, пойдёмте туда.








Дом первого и второго спряжения.



Первое спряжение: брить, зиждиться, стрелять, болеть, зиждиться.
Второе спряжение: смотреть, вертеть, шуметь, будить.



Рабочий лист.

Это же завод, который распространяет ужасный дым. Что же нам сделать, чтобы дым был не таким токсичным?

Я с вами согласна, давайте зайдём на завод и предложим нашу помощь в замене оборудования.

Здравствуйте, мы из 4 «А». У нас есть предложение для директора этого завода.
Говорить: - проходите, директор как раз свободен.

Здравствуйте, мы пришли к вам с предложением по улучшению экологии.

Загрязнять: - а нам помощь не нужна, у нас с экологией всё хорошо.
Выбрасывать: - вот именно. Идите от сюда, пока можете.

Что ж, ребята, перед нашим носом закрыли дверь. Нам нужно обратиться в акимат к Акиму этого города.


Предположения детей.



Физминутка.

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!

Дети выполняют упражнения.



Вот мы и дошли до акимата. Давайте, зайдём внутрь.
Принимать: здравствуйте, а вы по какому вопросу?
Нам по вопросу экологии в вашем городе.
Принимать: - тогда заполните бланк.
Ребята, самое время применять наши знания.

Мы туристы из … «…» класса, прос…м, организов…ть нам встречу с акимом города «Глаголы» Сохранять Природовичем. У нас име…тся несколько интересных предложений по охране экологии вашего города.

Ребята, вы будете работать на своём листе, а я буду писать общий бланк.

Принимать: отлично, бланк заполнен верно, проходите.






Мы туристы из 4 «А» класса, просим, организовать нам встречу с акимом города «Глаголы» Сохранять Природовичем. У нас имеется несколько интересных предложений по охране экологии вашего города.


Рабочий лист.

Вот так ребята, нужно быть внимательными и не допускать ошибок в документах.

Здравствуйте, Сохранять Природович. У нас к вам жалоба на ваш завод.
Сохранять: Что случилось?
Мы туристы, приехали к вам в город, придумали, как помочь заводу меньше вредить природе, а нас выгнали.
Сохранять: да что вы? Я только недавно вернулся с командировки, поэтому даже не знал, что у нас есть такая проблема. Раз так произошло, то я доверю вам выбор новых директоров на завод.

Ребята, поможем выбрать новых директоров завода? Кто согласен, поднимите руку!

Нам нужно выбрать глаголы из списка. Но не забывайте, что они должны помочь городу.

(Беречь, видеть, загрязнять, выкидывать, портить, фильтровать, бить, помогать, врать, дышать, курить).

Нам нужны глаголы лишь первого спряжения, поэтому давайте определим спряжения глаголов.

А теперь, какие глаголы подойдут на нашу работу?

Сохранять: отлично, спасибо за вашу помощь. Вы можете вернуться на завод, чтобы рассказать о своих идеях новым работникам.

















1 спряжение: беречь, загрязнять, выкидывать, фильтровать, бить, помогать, врут

2 спряжение: видеть, портить, дышать, курить.


Беречь, фильтровать, помогать.

+/-


Вот и снова завод.

Здравствуйте, новые директора. У нас есть идеи по улучшению экологии вашего города.

Беречь: мы вас слушаем.

Ребята, расскажите, что можно сделать, чтобы заводы меньше вредили воздуху и экологии.

Помогать: это отличная идея.

Фильтровать: действительно. Теперь нам нужно сменить правила нашего завода.




Конец

урока




Формативное оценивание

Ребята, у вас на партах лежит карточка «Правила». Подпишите её.

Вам нужно выписать все глаголы, поставить их в неопределённую форму и выделить суффиксы, а так же поставить их в третье лицо множественное число и выделить окончания. Определить спряжения.


Правила. Прочитай текст, выпиши глаголы, поставь их в н.ф. и в третье лицо множественное число. Выдели окончания и суффиксы. Определи спряжения.

1. Гнать тех, кто курит.

2. Фильтровать выхлопы.

3. Сажать больше деревьев.

4. Не мусорить на территории завода и в городе.



Критерии:
Используя знания, определяют спряжение глаголов – 1 балл (10 глаголов – 10 баллов).


Карточка

Итог урока:

Отлично поработали, пора домой. А в дороге ответьте на несколько моих вопросов.

Ребята, на что оканчиваются глаголы, которые относятся ко второму спряжению?


Определите спряжение слова «приносить».

Какой суффикс здесь есть?


На – ить (кроме: брить, стелить, зиждиться).
На – ать (гнать, дышать, держать, слышать).
На – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть).

Второе спряжение.

Суффикс т с ь, и перед ним и.



Рефлексия.

Вот мы и в школе. Пора оценить своё путешествие. На партах у вас лежат карточки «Отзыв». Оставьте свой отзыв на поездку. Что вам понравилось, что было сложно, что было легко.