ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Определение типа ВНД
Цель: определить тип высшей нервной деятельности по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, также по степени развития первой и второй сигнальных систем действительности.
Теоретическая часть
Тип высшей нервной деятельности – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. По мнению И. П. Павлова, существует четыре наиболее часто встречающихся типа ВНД общих для человека и животных:
-
Сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов (“живой” тип, для которого характерно быстрое привыкание к обстановке, активная реакция на новые раздражители, способность к легкой смене одного процесса другим);
-
Сильный, но не уравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением (“безудержный” тип, трудноподдающийся воспитанию);
-
Сильный, уравновешенный, инертный, с малой подвижностью нервных процессов, которому свойственны медлительность во всех действиях, незначительная реакция на новые раздражители;
-
Слабый с недостаточным развитием возбуждения и торможения, с быстрой истощаемостью нервных клеток, которая приводит к потере работоспособности, с легкостью перехода в заторможенное состояние.
И. П. Павлов считал, что типы высшей нервной деятельности приблизительно совпадают с типами темперамента, описанными античными авторами, т.е. холерику соответствует сильный, возбудимый, неуравновешенный тип, меланхолику – слабый, неуравновешенный, малоподвижный, сангвинику – сильный, уравновешенный, подвижный тип, а флегматику – сильный, уравновешенный, инертный.
В процессе индивидуального развития в связи с постепенным созреванием нервной системы проявления ее индивидуально-типологических различий имеют свои особенности. Н. И. Красногорский, изучив специфику проявления в детском возрасте свойств силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, а также взаимоотношения сигнальных систем, выделил четыре типа высшей нервной деятельности:
1. Сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, быстрый – сангвинический тип, характеризующийся быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети этого типа отличаются хорошо развитой, быстрой, отчетливой, с правильными интонациями речью с богатым словарным запасом, зачастую сопровождающейся выразительной мимикой и жестикуляцией. Подкорковая безусловно-рефлекторная деятельность у них регулируется функционально сильной корой, поэтому дети отличаются хорошим поведением и, как правило, не представляют трудности для воспитания.
2. Сильный, уравновешенный, медленный – флегматичный тип. Условные рефлексы у детей с таким типом образуются медленнее, чем у представителей первого типа, но они прочные; угасшие условные связи восстанавливаются также медленнее; хорошо проявляются тормозные реакции. Речь правильная, с достаточным запасом слов, но несколько замедленная, без резко выраженной жестикуляции и мимики. Характерен выраженный контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Дети этого типа обычно отличаются примерным поведением, хорошо учатся. При сложных заданиях повышают свою активность и настойчиво стараются их выполнить.
3. Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный, безудержный – холерический тип. Отличается сильной подкорковой активностью, не всегда в полной мере контролируемой корой. Характерна недостаточность тормозного процесса. Условные связи образуются медленнее, чем у детей первых двух типов, причем быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети этого типа чрезвычайно эмоционально возбудимы, вспыльчивы, им свойственны аффекты в поведении. Речь – быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, отдельными вскрикиваниями. Учатся такие дети удовлетворительно, однако к условиям школы зачастую приспосабливаются тяжело, и их воспитание может представлять трудности.
4. Слабый, понижено возбудимый – меланхолический тип. Характерна общая пониженная возбудимость и коры, и подкорки. Условные рефлексы образуются медленно, они неустойчивы. Слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах проявляется в трудностях привыкания к школе, к новым условиям обучения, вообще к изменениям. Речь таких детей слабая и тихая, часто замедленная. Они не переносят сильных и продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.
Типологические особенности нервной системы четко проявляются и в деятельности школьника. Например, дети сильного типа могут достаточно долго и напряженно (в пределах возрастных возможностей) работать в классе или дома с высоким темпом и интенсивностью на фоне положительного эмоционального состояния. Для них характерны устойчивое внимание и в то же время способность достаточно быстро переключатся на новый вид деятельности, они могут работать долго и интенсивно.
ЗАДАНИЕ 1. Методика выполнения работы:
1. Определение типа высшей нервной деятельности
А) Познакомьтесь с показателями силы, уравновешенности и подвижности нервной системы
Б) Дайте оценку каждого показателя по шкале указанной в таблице № 1.
Таблица № 1.
Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы | Баллы |
Утвердительный ответ: а) в высшей степени б) в средней степени в) в малой степени | +3 +2 +1 |
Неопределенный ответ | 0 |
Отрицательный ответ: а) в малой степени б) в средней степени в) в высшей степени | - 1 - 2 - 3 |
Показатели силы нервной системы:
-
В конце каждого занятия не чувствую усталости. Материал усваиваю хорошо как в начале занятия, так и в конце.
-
В конце учебного года занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и в начале.
-
Сохраняю высокую работоспособность до конца в период экзаменов и зачетов.
-
Быстро восстанавливаю силы после сессии, любой работы.
-
В ситуациях опасности действую смело, легко, подавляя излишнее волнение, неуверенность, страх.
-
Склонен к риску, к «острым» ощущениям во время сдачи экзаменов и в других опасных ситуациях.
-
На собраниях, заседаниях смело высказываю свое мнение, критикую недостатки своих товарищей.
-
Стремлюсь участвовать в общественной работе.
-
Неудачные попытки (при решении задачи, сдаче зачетов и т.д.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели.
-
В случае неудачного ответа на экзаменах, получения двойки, незачета настойчиво готовлюсь к пересдаче.
-
Порицания родителей, преподавателей, друзей (неудовлетворительная оценка, выговор, наказание) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение.
-
Безразличен к насмешкам и шуткам.
-
Легко сосредоточиваю и поддерживаю внимание во время умственной работы при помехах (хождение, разговоры).
-
После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредоточиваюсь на работе.
Показатели уравновешенности нервных процессов
-
Спокойно делаю трудную и неинтересную работу.
-
Перед экзаменами, выступлениями сохраняю спокойствие.
-
Накануне экзаменов, переезда, путешествия поведение обычное.
-
Хорошо сплю перед серьезными испытаниями (соревнования и др.).
-
Сдерживаю себя, легко и быстро успокаиваюсь.
-
В волнующих ситуациях (спор, ссора) владею собой, спокоен.
-
Характерна вспыльчивость и раздражительность по любому поводу.
-
Проявляю сдержанность, самообладание при неожиданном известии.
-
Легко храню в секрете неожиданную новость.
-
Начатую работу всегда довожу до конца.
-
Тщательно готовлюсь к решению сложных вопросов, поручений.
-
Настроение ровное, спокойное.
-
Активность в учебной работе, физической работе проявляется равномерно, без периодических спадов и подъемов.
-
Равномерная и плавная речь, сдержанные движения.
Показатели подвижности нервных процессов.
-
Стремлюсь скорее начать выполнение всех учебных и общественных поручений.
-
Спешу, поэтому допускаю много ошибок.
-
К выполнению заданий приступаю сразу, не всегда обдумывая их.
-
Легко изменяю привычки, навыки и легко их приобретаю.
-
Быстро привыкаю к новым людям, новым условиям жизни.
-
Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.
-
Быстро втягиваюсь в новую работу.
-
Легко перехожу от одной работы к другой.
-
Люблю, когда задания часто меняются.
-
Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.
-
Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к деятельности.
-
Чувства ярко проявляются в эмоциях, в мимике и негативных реакциях (краснею, бледнею, бросает в пот, дрожь, ощущаю сухость во рту и т.д.).
-
Часто меняется настроение по любому поводу.
-
Речь и движения быстрые.
В) Ответы, выраженные в баллах, занесите в таблицу № 2.
Таблица № 2.
Сила | Уравновешенность | Подвижность |
Номера показателей | оценка | Номера показателей | оценка | Номера показателей | оценка |
1 … 14 сумма баллов со знаком « + » сумма баллов со знаком « – » алгебраическая сумма баллов, % | 15 … 18 сумма баллов со знаком « + » сумма баллов со знаком « – » алгебраическая сумма баллов, % | 29 … 42 сумма баллов со знаком « + » сумма баллов со знаком « – » алгебраическая сумма баллов, % |
2. Оценка результатов работы по определению типов ВНД
А) Сложите в каждой графе баллы со знаком « + » и отдельно со знаком « – », переведите их в проценты. За 100% принимается общее число оценок, умноженное на максимальный балл.
Б) На основании полученных данных сделайте заключение о выраженности силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов собственной нервной системы, придерживаясь следующих ориентировочных границ: 50% и более – высокая, 49 – 25% - средняя, 24 – 0% - низкая. Соответствующие границам цифры со знаком « + » характеризуют высокую, среднюю и низкую выраженность силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, со знаком « – » - слабость, неуравновешенность и инертность.
Рекомендации к оформлению работы:
1. Начертите в тетради таблицы № 1 и № 2 .
2. Занесите в таблицу № 2 результаты исследования.
3. Сделайте вывод о вашем типе ВНД, составьте его характеристику.