ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА, ЕГО СООТВЕТСТВИЯ КАЛЕНДАРНОМУ ВОЗРАСТУ.
Оценка уровня биологической зрелости детей и подростков осуществляется по длине тела, его прибавке, сроков прорезывания постоянных зубов и их количеству, изменениям в пропорциях тела, степени развития вторичных половых признаков.
В среднем и старшем школьном возрасте оценка уровня биологической зрелости осуществляется по длине тела, и погодовой её прибавке, степени выраженности вторичных половых признаков.
В дошкольном и младшем школьном возрасте (начиная с 5 лет) также учитывают такие основные показатели, как длина тела, прибавка тела за последний год, общее количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно. В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут быть использованы: изменения в пропорциях тела (отношение окружности головы к длине тела) и «Филлипинский тест».
При проведении «Филлипинского теста» правая рука ребёнка при вертикальном положении головы кладётся поперёк середины темени, пальцы вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове. «Филиппинский тест считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.
Отношение окружности головы к длине тела – определяется как частное от деления величины окружности головы на длину тела, выраженное в процентах..
Таблица 1. Средние показатели биологического развития для мальчиков
Возраст | Длина тела в см | Средняя погодовая прибавка | Число постоянных зубов | Степень развития вторичных Половых признаков |
10 | 133,4-143,0 | 4-5 | 17-20 | |
11 | 138,4-149,6 | 5-6 | 18-24 | |
12 | 142,9-155,1 | 5-6 | 21-25 | |
13 | 148,0 –163,4 | 6-7 | 25-28 | |
14 | 155,1-172,1 | 7-8 | 28 | P2, |
15 | 159,5-176,3 | 4-5 | 28 | P3Ax2,3F2L2V2 |
Таблица 2. Средние показатели биологического развития для девочек
Возраст | Длина тела в см | Средняя погодовая прибавка | Число постоянных зубов | Степень развития вторичных Половых признаков |
10 | 132,9-146,5 | 7-8 | 17-22 | Ma1,P0,1 |
11 | 137,5-151,5 | 4-5 | 20-24 | MA1,2P 1,Ax0,1 |
12 | 144,3-155,1 | 7-8 | 24-26 | MA1,2,P 1,2,Ax1,2,Me |
13 | 153,5-162,3 | 6-7 | 26-28 | Ma2,3,P3,Ax2,3,Me |
14 | 154,6-165,8 | 2-3 | 28 | Ma2,3,P3,Ax2,3,Me |
15 | 156,6-167,2 | 1-2 | 28 | Ma3,P3,4Ax3,Me |
Карта определения биологического возраста.(для мальчиков).
Окружность головы________________________________________
Отношение окружности головы к окружности груди, умноженное на 100_____________________________________________________
Число постоянных зубов______________________________________
Развитие волос в подмышечной впадине:
Единичные, короткие-________________________________________
Занимают центральный участок впадины, более густые_____________________________________________________
Расположены по всей подмышечной впадине, длинные____________________________________________________
Развитие волос на лобке:
Единичные , короткие________________________________________
Занимают ограниченное пространство, более густые____________________________________________________
На всём треугольнике лобка _________________________________
Расположены на бёдрах_____________________________________
Оволосение лица:
Наличие густого пушка над верхней губой_______________________
Появление отдельных жестких волос на лице _________________
Наличие сформированных усов и бороды________________________
Развитие кадыка____________________________________________
Не контурируется, но ясно выражен при прощупывании_________
Выступает_________________________________________________
Изменение голоса:
Ломающийся_______________________________________________Установившийся мужской______________________________
Карта определения биологического возраста. (для девочек)
Окружность головы________________________________________
Отношение окружности головы к окружности груди, умноженное на 100_____________________________________________________
Число постоянных зубов______________________________________
Развитие волос в подмышечной впадине:
Единичные, короткие-________________________________________
Занимают центральный участок впадины, более густые_____________________________________________________
Расположены по всей подмышечной впадине, длинные____________________________________________________
Развитие волос на лобке:
Единичные , короткие________________________________________
Занимают ограниченное пространство, более густые____________________________________________________
На всём треугольнике лобка _________________________________
Расположены на бёдрах_____________________________________
Развитие молочной железы:
Молочная железа не выдается, сосок поднят ___________________
Сосок и околососковый кружёк выступают в виде конуса, молочная железа приподнята_________________________________________
Молочная железа поднята на большом пространстве____________
Сосок поднимается над околососковым кружком ,молочная железа сформирована_____________________________________________
Срок начала менструаций____________________________________
4