Определение уровня профессиональной компетентности учителя физики в школе для слепых и слабовидящих детей.
В концепции модернизации российского образования были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого – компетентность.
Одной из важнейших предпосылок повышения качества образования в условиях его модернизации названы «повышение квалификации учителей по новому содержанию общего среднего образования, реализация комплекса мер воспроизводства и поддержки кадрового потенциала образования и науки»
В структуре профессиональной компетентности учителя можно выделить три составляющие: научно-теоретическую, методическую и психолого-педагогическую, а так же при работе с детьми с ОВЗ, слепыми и слабовидящими, особое внимание, считаю, необходимо уделить коррекционной компетентности, которая является одной из составляющих частей общей психолого-педагогической компетентности учителя.
Высокий уровень развития одной из них не может компенсировать недостаточную сформированность других. Педагоги, имеющие высокий уровень подготовки в области фундаментальной науки, не всегда успешно справляются с педагогическим трудом по показателям деятельности учащихся.
То есть имеются учителя, которые, несмотря на глубокое знание предмета и высокий уровень ответственного отношения к делу, не умеют обучить своему предмету детей с ОВЗ, слепых и слабовидящих. Дать им мотивацию для изучения данного предмета, а также применить свои знания при выполнении практических работ, опытов, лабораторных работ.
Необходимо отметить, что формирование методической компетентности опирается на знания и умения в области научно-теоретической и психолого-педагогической компетентности. Не имея достаточного уровня подготовки в области физики, учитель не сможет эффективно решать методические задачи. Например, конструирование учебного процесса начинается с анализа содержания обучения, определения объема и уровня физического материала, который при любой
организации учебного процесса должен быть усвоен учащимися. Учитель с низким уровнем научно-теоретической подготовки понимает под содержанием, подлежащим усвоению, только текст параграфа учебника. Таким образом, составляющие профессиональной компетентности не просто суммируются, но находятся во взаимосвязи, схематично представленной на рисунке слайда.
Ну и конечно же, обладая всеми вышеперечисленными компетенциями, если учитель не обладает компетенциями работы со слепыми и слабовидящими детьми, правилами письма по системе Л. Брайля, то вообще не справится с задачей обучить такого ребенка передмету- физика.
Важнейшей задачей учителя является моделирование, проектирование и конструирование учебного процесса для любого сочетания начальных условий педагогической ситуации. По отношению к этой деятельности мы выделяем три уровня профессиональной компетентности учителя. Находясь на первом
уровне, который можно назвать эмпирическим, учитель в своей практической деятельности руководствуется готовыми разработками, рекомендациями, не умея самостоятельно анализировать и конструировать учебный процесс, находить обоснованное теоретически, а не эмпирически решение педагогической задачи при обучения слепых и слабовидящих детей.
Второй уровень предполагает, что внешняя предметная деятельность предваряется внутренней теоретической, т.е. осуществляется осмысление цели действий, ожидаемых результатов, предполагаемых действий, условий их выполнения. Находясь на этом уровне, педагог, основываясь на существующих методических рекомендациях, разработках, может проанализировать предложенные решения на теоретической основе и осознанно выбрать последовательность применения педагогического инструментария – методов, форм, средств обучения слепых и слабовидящих детей.
Третий уровень – учитель конструирует учебный процесс исходя из его логики, свободно применяет в практической деятельности теоретические основы (в области фундаментальной науки, методики преподавания физики и психолого-педагогической науки) педагогической деятельности, находит
обоснованное решение любой педагогической и дидактической задачи, ориентируясь на развитие учащихся и саморазвитие при обучения слепых и слабовидящих детей.
В настоящее время проблема развития профессиональной компетентности является особенно актуальной, т.к. постоянно изменяются условия профессиональной деятельности: содержание, цели обучения, состав учебно-методических комплектов (УМК). От учителя требуется индивидуальное
конструирование урока в соответствии условиями обучения, с дидактической ситуацией и содержанием обучения, целями конкретной школы и класса, состава учащихся, УМК (второй и третий уровень развития профессиональной компетентности). Думаю, что обобщенные умения учителя по организации учебного процесса слепых и слабовидящих детей не развиваются самопроизвольно в процессе педагогической деятельности, развитие профессиональной компетентности достигается систематическим и целенаправленным формированием каждого из компонентов.
Основная цель при определении профессиональных качеств состоит в том, чтобы обеспечить готовность учителей физики успешно работать в условиях модернизации образования, условием же эффективного учебного процесса является достаточный уровень профессиональной компетентности учителя.
А также в наибольшее значение имеют, прежде всего, условия образовательной среды, а именно ее инновационный характер. Ведь именно инновационная образовательная среда предполагает включение учителя в активное выполнение профессиональной деятельности, что, в свою очередь, предполагает развитие профессиональной компетентности.
Для диагностики профессиональной компетентности можно использовать следующие средства:
1. Оценка показателей по результатам проведенных уроков.
2. Анализ выполненных учителем методических разработок.
3. Диагностирующие задания, моделирующие профессиональную деятельность.
4. Анализ диагностики учебных достижений учащихся на уровневой основе.
5. Работа учителя на семинарах, занятиях педагогических мастерских в системе повышения квалификации.
6. Самоанализ учителя уровня собственной педагогической деятельности, востребованность профессионального роста.
В итоге, если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике. Таким образом, под профессиональной компетентностью педагога можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Список литературы:
И. П. Чупина, М.М. Рассанова; Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2020. № 3 (82). С. 36-43. УДК 371.136
А.А. Печеркина Э.Э. Сыманюк Е.Л. Умникова РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Екатеринбург 2021.