Тема: «Определенно-личные предложения»
Класс: 8
Дата проведения:
Цель урока:.обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения;
дать понятие определенно-личных предложений; формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям
Задачи: организовать на уроке образовательное пространство, работающее на результаты:
предметные : познакомить обучающихся с понятием «определенно-личные предложения», помочь уч-ся определить способ отличия определенно-личных предложений от других односоставных по значению, по способу выражения сказуемого, по структурным особенностям; выявить способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях; определить роль определенно-личные предложений в тексте;
метапредметные: побуждать обучающихся применять для решения учебных задач урока мыслительные операции : синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме( познавательные УУД).Помочь обучающимся сформулировать цель деятельности на уроке и составить план - последовательность действий решения учебной задачи, побуждать обучающихся корректировать и оценивать свои действия, использовать волевую саморегуляцию (регулятивные УУД). Вступление обучающихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли(коммуникативные УУД).
Личностные: воспитание умения преодолевать трудности, применив волевые усилия; воспитание стремления трудиться.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы обучения: Работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.
Оборудование и ТСО 1. Учебник.
2. Тетрадь.
3. Компьютерная презентация.
Термины: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое), грамматические признаки, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.
Ход урока
Оргмомент
Вступительное слово учителя. Постановка учебной задачи.
Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Итак, начнем. Нам известна крылатая фраза: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться"
-Как вы понимаете данное высказывание? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя).
Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом. Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом. Ведь Бернард Шоу сказал: "Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность"
Запишите число, классная работа.
На столе у каждого лежит лист самооценки. По мере выполнения заданий вы будете оценивать себя самостоятельно. Если вы выполнили задание без ошибок, поставьте себе «5» баллов; если 1-2 ошибки, то «4» балла, а если 3 и более ошибок – «3» балла. Все результаты заносите в лист самооценки. В конце урока каждый подведет итоги и сам оценит свою работу.
Вид работы | «5» | «4» | «3» | «2» | Итог.оценка |
1.Повторение | | | | | |
2.Цифровой диктант | | | | | |
3. Анализ предложений | | | | | |
4. Работа в группах | | | | | |
1. Актуализация изученных знаний.
Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с различными видами предложений. Давайте проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях.
а) повторение по контрольным вопросам: По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?
Какие предложения называются двусоставными / односоставными?
а) цифровой диктант (1-если предложения односоставные, 2-если предложения двусоставные.
Я помню чудное мгновенье. Яд каплет сквозь его кору. Зима. И я судьбу благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Отчизне посвятим души прекрасные порывы! Приветствую тебя, пустынный уголок. Я гимны прежние пою.
(Ответы: 22121112) (слайд 4)
Ребята, не забудьте оценить себя. (результат в лист самооценки).
б)Проблемная ситуация.
Посмотрите на слайд: (слайд )
Ученику 11 класса на экзамене дали такое задание: среди предложений 1-4 найти простое односоставное определенно-личное предложение.
1) Соловьиное эхо несется с блестящей реки (двусоставное).
2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья (односоставное).
3) Каждый звук и шорох слышу я (двусоставное).
4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (односоставное).
Что нужно знать для того, чтобы выполнить задание?
(Какое предложение называется определенно-личным. Чем выражено сказуемое в этом предложении?)
- какова тема сегодняшнего урока? (слайд 6 )
3. Давайте сформулируем цель нашего урока.
(слайд )
Напоминаю, что формулировка цели строится по плану «вспомнить- узнать-научиться»
(слайд 7 )
-вспомнить отличие односоставных и
двусоставных предложений;
-дать понятие определенно-личных предложений;
-научиться находить определенно-личные предложения;
определять вид односоставных предложений
Цель нашего урока. (слайд 7)
Запишите тему в тетрадях.
3.Изучение нового материала. Анализ предложений.
1. Повторение личных окончаний глаголов 1 и 2 лица: -у, -ю, -ишь, -ешь, -им, -ем,
-ите, -ете.
2. Поставить глаголы любить в 1 лице ед.числа, бродить, ждать, манить в 1 лице ед.ч., стоять во 2 л. ед.ч., посвятить в 1 лице мн.ч., пройти в 1 л. ед.ч. и в пов.накл. мн.ч.
3. Анализ предложений (слайд 8)
1 л., ед.ч., н.в, из. накл. | Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин) |
1 л., ед.ч., н.в, из. накл. | Брожу над морем, жду погоды. Маню ветрила кораблей. (А.С. Пушкин) |
2 л., ед.ч., н.в, из. накл. | Что стоишь, качаясь, тонкая рябина. (Нар. песня) |
1 л., мн.ч., буд.в, из. накл. | Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А.С.Пушкин) |
1 л., ед.ч., буд.в, из. накл. | Пройду осторожно, не трону ветвей и чуткого птичьего сна не встревожу. |
2 л., повелит. накл. | Пройдите по городу Неве, вглядитесь в него. Красуйся, град Петров. (А.С. Пушкин) |
Значит, на какие местоимения может указывать глагол – сказуемое в определенно-личных предложениях?
1л. Я Мы 2л. Ты Вы)
Значит, в какой форме употребляется глагол в определенно- личных предложениях? (в форме 1 и 2 лица, ед. и мн. числа, наст. и будущ. времени, изъявительное и повелительное наклонение)
Попробуем сформулировать правило.
Повторение алгоритма. (Слайд )
Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно определить вид предложения? Повторим алгоритм.
1.нахожу грамматическую основу
2.смотрю: односоставное или двусоставное предложение
3. если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое
4.если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения
если подлежащее - только назывное
(Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица ед.числа, мн.ч. изъявительного и повелительного наклонения).
(Слайд 9)
4.Анализ предложений. Класс списывает предложения в тетрадь, подчеркивает основы:
(Слайды 10-13).
1) Люблю тебя, Петра творенье!
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
(А.С. Пушкин)
2) Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - жизнь потеряешь, прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь.
3) Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
(А.С. Пушкин)
4)Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
(А.С. Пушкин)
5. Закрепление нового материала (слайд 14)
Работа в парах: среди предложений найдите определенно-личные
1 вариант
Пойду по широкому полю.
В журнале пишут много интересного.
Всегда старайтесь выполнить работу в срок.
По дороге я встретил многих знакомых.
Слышишь эти непонятные звуки?
Можно взять эти советы за правило.
2 вариант
Библиотеку закрывают ровно в семь.
Когда вы приедете в наш город?
Осторожно поднимаю ветку и наблюдаю за зверьком.
Непременно составьте план сочинения.
Красотой ее нельзя не восхищаться.
Обязательно приведи пример из текста.
Вывод по уроку.
- Итак, теперь давайте вернемся к началу нашего урока и посмотрим, сможем ли мы теперь найти правильный ответ?
Возвращение к тесту ЕГЭ, задание В4.
Учащиеся успешно находят правильный ответ - предложение №4. (Слайд
6. Рефлексия. Подведение итогов урока Выставление оценок за урок