Урок № 53-54 | 8А от 09.12. | 8Б от 11.12. | 8В от 10.12. | 2019 |
11.12. | 12.12. | 11.12. |
Тема | «Определенно-личные предложения» |
Цель урока: | дать понятие об определенно-личных предложениях. |
Задачи: |
предметные: | обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно-личных предложений; находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям; использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные; |
метапредметные: | развивать логическое мышление, память, речь учащихся; развитие умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи; |
личностные: | прививать любовь к русскому языку. |
Тип урока: комбинированный. |
Методы урока: словесные, наглядные. |
Технология: исследовательская. |
Оборудование: учебник, тексты. |
ХОД УРОКА |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
-
Организационный этап |
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. | Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
-
Проверка домашнего задания |
Проверить наличие пословиц и поговорок. | Показывают папки. |
-
Мотивация УУД. Целеполагание |
Вступительное слово учителя Учитель. На английском это звучит: «Good morning!». По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А японцы: «Каннитива!». А как это будет звучать на русском языке? Ответ запишите. Учитель. Охарактеризуйте это предложение. Сделайте его синтаксический разбор. Учитель. Обратите внимание, ребята, предложение короткое, из одного главного члена состоящее, а как много мы сказали, произнеся его. Мы пожелали всем быть здоровыми, благополучно существовать. Учитель. - Мы с вами, ребята, продолжаем изучать ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вспомните, что мы называем ПРЕДЛОЖЕНИЕМ? Было бы неинтересно рассказывать просто о предложениях, поэтому поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других. Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое короткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Поезжай). Словарная работа: -А как правильно сказать: «едь», «езжай», «поезжай»? Речь идет о форме повелительного наклонения глагола "ехать". Правильный вариант - поезжай. Необычность этой формы в том, что она, в отличие от самой начальной формы глагола, приставочная. Носители русского языка, интуитивно привыкнув к тому, что у бесприставочных глаголов формы повелительного наклонения тоже без приставок (копать - копай, сажать - сажай), и от "ехать" образуют все что угодно, стремясь обойтись без приставок: едь, ехай, езжай. Но надо помнить, что "едь" и "ехай" - просторечные варианты, непригодные к употреблению даже в бытовом общении. Форма "езжай" допустима как разговорная, в обстановке, далекой от официальности: - Да езжай же, черт тебя возьми! – набросился он на возницу. (Чехов А.П. Первый дебют) А вот использование формы с приставкой по- не только свидетельствует о грамотности самого говорящего, но и смягчает императивность высказывания. Так что именно "поезжай" рекомендуется как литературная норма. - Давайте, ребята, посмотрим, в чём необычность этих предложений? (Они не просто самые короткие, но у них нет одного главного члена предложения). | Ученики. Здравствуйте! Ученики. Это предложение односоставное, так как грамматическая основа состоит из одного сказуемого. (ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слова, выражающие законченную мысль). Оформление тетради. |
-
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока |
- Как вы думаете, о каких предложениях мы будем сегодня говорить, какова тема нашего сегодняшнего урока? Тема нашего урока «Определенно-личные предложения». - Что в названии темы вам знакомо, а чего вы не знаете? - Предположите, что мы должны будем повторить и узнать на этом уроке? - Каковы его цели? | Односоставные предложения. Учащиеся называют цели урока: повторить, какие предложения являются односоставными, узнать, какие существуют виды односоставных предложений, какие предложения называют определенно-личными, почему они так называются, какова их роль в речи. |
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. |
-
Работа над темой урока |
Разминка Цифровой диктант (1- односоставные, 2- двусоставные). -
Я помню чудное мгновенье. -
Яд каплет сквозь его кору. -
Зима. -
И я судьбу благословил. -
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! -
Отчизне посвятим души прекрасные порывы! -
Приветствую тебя, пустынный уголок. -
Я гимны прежние пою. Сверьте свои ответы с ответами (22 12 11 12) | Выполняют на доске. |
Комплексный анализ текста. Далеко за пределы России разносится слава о подлинной жемчужине Ладоги — острове Валаам. Старый Валаам Начинает светать. Слышно, где-то звонят в колокола. Вижу высокий тёмно-зелёный остров. Пеной кипит вокруг него озеро-море. Видны проливы, камни, леса. Древностью веет от тёмных камней и лесов. Из-за скалистого мыса открылся Монастырский пролив. Слева замечаю каменный островок. На нём располагаются молочно-белая церковка и гранитный крест. Это Никольский скит. Он бодрствует на водах, благословляя входящих, указывая путь. Воздух на острове смолистый, вязкий. Небо затягивает облаками. Но на душе благодатно. Задания: -
- Выразительно прочитайте текст. -
- Какова его тема, идея? -
- Что вы знаете о Валааме? (Показ слайдов) -
- Определите значение слов «скит», «благодатно», «мыс». Словарная работа: Скит - небольшой отдельный монастырь в глухой местности; Благодатный - исполненный благодати. Благодать - сила, ниспосланная человеку свыше, о полном благополучии, спокойствии, Мыс - часть суши, выдающаяся острым углом в море, озеро, реку». - Найдите в тексте эпитеты, метафору. - Найдите приложение. - Какие орфограммы и пунктограммы вы увидели в этом тексте? - Объясните постановку дефисов. - Найдите односоставные предложения, подчеркните их основы. -Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу? - Какой можно сделать вывод? Дайте определение односоставным предложениям. Односоставными называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности. Повторение материала на тему: «Виды односоставных предложений» | Работают с текстом в парах. Запись слов. |
Анализ информации. Учитель. Перед вами предложениями. Прочтите предложения. - Какие это предложения по количеству главных членов? Подлежащее отсутствует. - Понятен ли смысл? -Какая форма глагола подсказывает, что действие совершается определенным лицом? - Почему предложения так названы? - Нет ли подсказки в самом названии предложений? (Лицо определено, деятель мыслится конкретно). Выдвинем гипотезу. В определенно-личных предложениях деятель мыслится определенно. Форма глагола подсказывает, что действие совершается определенным лицом. Необходимо доказать правильность этой гипотезы или ее опровергнуть. Для этого важно знать, чем может быть выражено сказуемое в о/л предложении. Будем исследователями. В ваших карточках односоставные предложения. Ваша задача – указать, чем выражено сказуемое в каждом предложении. Записать свой пример в таблицу на доску. Групповая работа Ученики устанавливают, что сказуемые в этих предложениях выражаются глаголами 1лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения (1 группа), 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения (2 группа), глаголами повелительного наклонения (3 группа). В результате групповой работы на доске получается следующая таблица: Определенно – личные предложения Примеры | Способы выражения сказуемого | 1. Вижу горы и долины. 2. Живем в деревне. 3. Начну сначала. 4.Споем вместе. | Глаголы 1лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения | 1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? 2. Хочешь помочь мне? 3. Будем смеяться громко. 4. Узнаете много. | Глаголы 2 лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения | 1. Пройдитесь по городу на Неве! 2. Береги природу! 3. Не грустите! 4. Уходи, зима седая! | Глаголы повелительного наклонения | Учитель. Дайте определение односоставным определенно-личным предложениям. Определенно-личным предложением называется односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое в нем выражается глаголами: в форме 1-го или 2-го лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения или формами повелительного наклонения. | | |
Урок 2 – практическая работа | |
Проанализировать информацию и определить способ выражения Примеры определенно-личных предложений | Способы выражения сказуемого | 1. Люблю грозу в начале мая… | Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр. | 2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? | Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр. | 3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. | Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр. | 4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья. | Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр. | -
5. Напиши мне письмецо! -
| Глагол 2 лица, ед.ч, повел. нак. | -
6. Вытрите стол после обеда! | Глагол 2 лица, мн.ч, повел. нак. | | Записать примеры. |
Упражнение (работа с текстом) Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них. Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой. Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер. Девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. Ответ. Назывные предложения: Снова степь. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Определенно-личное предложение: Собираем хворост, разводим костер. |
Употребление о/л предложений в разных стилях речи. Приведем слова Ломоносова об этом типе предложений, которые послужат эпиграфом к следующему этапу урока: Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит. -О чем говорится в высказывании? В высказывании говорится о роли определенно-личных предложений. Поговорим с учениками о стилистических особенностях этих предложений, чтобы они поняли: внимание в определенно-личных предложениях сосредоточено на действии и они часто употребляются в разных стилях речи. Важно отметить, что устную и письменную речь определенно-личные предложения делают живой, непринужденной, динамичной и экспрессивной. Первая группа работает с готовым текстом, вторая, третья, выполняют творческие задания. Карточка 1 Прочитайте текст. Определите стиль. Выпишите определенно-личные предложения. Уведомительная записка Их сиятельству графу Бенкендорфу, шефу полиции. Ваше сиятельство, граф, с глубочайшим почтением довожу до Вашего сведения, что некий поручик Михаил Лермонтов пишет богопротивные сочинения, в коих порочит достоинство сего высшего общества, двора и честь особы государя-императора. Посему прошу обратить, Ваше сиятельство, внимание на то, что государству наносится невосполнимый ущерб вышеупомянутыми сочинениями. Смею надеяться, что письмом своим вношу посильную скромную лепту в торжество справедливости. С глубоким почтением, благожелатель. Карточка 2 Опишите свои действия при решении уравнения 2 (х + 3 ) =10 , используя определенно-личные предложения. Определите стиль. Карточка 3 Составьте текст на тему « Как стать интересным для других?» с использованием определенно-личных предложений. Определите его стиль. | Работа в группах. |
-
Закрепление |
Выпишите из каждого столбика четвёртое «лишнее» и объясните свой выбор. Составьте с выписанными глаголами односоставные предложения и запишите их. Какого вида односоставные предложения у вас получилось? узнали н-л хранят н-л видите о-л читают н-л храним о-л уважают н-л напиши о-л хранили н-л создали н-л вспомнят н-л сохранят н-л заставят н-л напиши – сказуемое в определенно- личном предложении выражено глаголом повелительного наклонения, множественного числа храним – сказуемое в определенно- личном предложении выражено глаголом 1 лица, мн. числа, изъявительного наклонения, настоящего времени. видите – сказуемое в определенно- личном предложении выражено глаголом 2 лица множественного числа, изъявительного наклонения, настоящего времени. | Двое – у доски. |
-
Физминутка |
Разминка для спины и рук. | Разминка. |
-
Рефлексия |
Сегодня на уроке я узнал … В группе работать мне было…, потому что … Помогал мне … Мешал мне ... Больше всего мне понравилось… Труднее всего было … | Анализируют, делают выводы. |
-
Д/з., оценивание |
§22, упр. 144, выписать из произведений художественной литературы 3 определенно-личных предложений. §22, упр. 146 | Запись в дневник. |