СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определи и запиши основную мысль текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 текстов по литературному чтению для определения основной мысли текста.

Просмотр содержимого документа
«Определи и запиши основную мысль текста»

Определи и запиши основную мысль текста.

Текст 1

Есть истины, которые должны войти в сознание с детских лет. Среди них — любовь к Родине, к родной природе. Воспитать эти драгоценные чувства в человеке лозунгами, призывами, поучения­ми невозможно. Тут нужен совсем иной подход: надо жить так, чтобы постоянно общаться с природой, думать о ее тайнах и само­стоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь на­слаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорохи леса. Потребность быть среди природы возникает тогда, когда человек в разные времена года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное в том, как растет гриб или как паук плетет паутину, может наслаждаться запахом скошенного луга и прелых листьев, может с одинаковой радостью слушать трели соловья и бес­хитростное чириканье воробушка...

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Текст 2

Сокровище, оставленное нам Ершовым, поистине бесценно. И сейчас мы не перестаем удивляться тому, как юноше, только что вышедшему из отрочества (Ершов родился в 1815 году, а в 1834 году появилось объявление в «Северной пчеле» о выходе «Конька-Горбунка» отдельным изданием), удалось создать произ­ведение, которое живет уже второе столетие и будет жить вечно.

Изумительна эта сказка. В ней заключена истинная народная мудрость, с начала до конца она пронизана солнечным оптимиз­мом, она учит любить труд и верность, презирает жестокость. Эта необыкновенная книга подобна утренней росе на листьях травы, восходу солнца, лунной ночи, первому снегу, теплому весеннему дождю, прилету ласточки весной — простым и мирным радостям человека. Ее очарование не увядает. Любовь к ней не гаснет ни с возрастом, ни со сменой поколений...

Скачет Горбунок по всему миру... Сказка Ершова переведена на немецкий, английский, французский, голландский, испанский, польский, японский и другие языки мира. Сам Ершов писал друзь­ям, что его «Конек-Горбунок» будет жить, пока русское слово бу­дет находить отголосок в русской душе, т. е. до скончания века».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определи и запиши основную мысль текста.

Текст 3

В деревне Михайловское, в доме Пушкина, вскоре после смер­ти поэта стали жить его вдова и дети. Но дом был уже настолько старым и ветхим, что жить в нем было трудно, и скоро все покину­ли его.

И вот в доме обосновались новые жильцы. Над камином в ка­бинете Пушкина устроилась сова, в самом же камине поселилось семейство хомяков... Все они жили здесь, пока старый дом совсем не развалился и на его месте не стали строить новый.

Много лет прошло после смерти Пушкина, но и теперь сова на­вещает место, где он жил. Каждый год осенью, когда дом пустеет, она лунными ночами прилетает, садится между двух труб на высо­кую кровлю и громко плачет. Именно плачет. Это подметил еще Пушкин, когда писал:

То был ли сон воображенья

Иль плач совы...

В старину русские люди называли сову «сирин — птица ве­щая». А древние греки и римляне считали ее символом вечности. Сова в Михайловском и есть символ вечности великого Пушкина.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 4

Есть истины, которые должны войти в сознание с детских лет. Среди них — любовь к Родине, к родной природе. Воспитать эти драгоценные чувства в человеке лозунгами, призывами, поучения­ми невозможно. Тут нужен совсем иной подход: надо жить так, чтобы постоянно общаться с природой, думать о ее тайнах и само­стоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь на­слаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорохи леса. Потребность быть среди природы возникает тогда, когда человек в разные времена года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное в том, как растет гриб или как паук плетет паутину, может наслаждаться запахом скошенного луга и прелых листьев, может с одинаковой радостью слушать трели соловья и бес­хитростное чириканье воробушка...

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определи и запиши основную мысль текста.

Текст 5

Ледяные поля — прямо дух захватывает! То сияют они в свете дня, то тонут во мраке ночи. И какой ночи — полярной. Длиною в полгода. Лишь полыхает в небе северное сияние, а лучи его — и зеленые, и синие, и красные. А вверху слышатся непонятные шорохи, шепоты, словно в небе шепчутся звезды. Это шепчет мо­роз, шуршат мириады иголочек льда.

Но приходит конец и долгой ночи. Вдруг краешек солнца пока­зывается над горизонтом. Свет его еще багровый и тусклый. Но как все рады этому свету, солнцу!

Начинается праздник солнца, праздник весны. Так в Арктику приходит день. Полярный день тоже длится полгода. Весной от­крывается вся суровая красота Арктики. Всюду жизнь: видимая и невидимая. Не видны на белом снегу белые медведи, зато как за­метны белые чайки на черной воде и черные тюлени на белом снегу. А сколько жизни, шума на птичьих базарах! Мелькают крылья, звенят голоса, гудит в скалах эхо.

Прекрасны синее небо и незаходящее солнце!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 6

Если вам случится бродить теплой летней ночью по уснувшему лесу или саду, вы можете иногда заметить в траве загадочно мер­цающие огоньки. Они то зажигаются, то гаснут. Будто лесные гно­мы выходят на свой ночной праздник с крохотными фонариками в руках. Так хочется разгадать лесную тайну! Идешь тихонечко на огонек, ищешь в траве загадочный фонарик и... видишь малень­кого червячка. Оказывается, это самка жучка-светляка.

А в тропической Америке живет жук, который светится так яр­ко, что возле него можно читать книгу ночью. Местные жители де­лают из этих жуков фонари: посадят несколько насекомых в стек­лянную банку и вокруг становится светло, как днем. А индейцы во время ночных путешествий привязывают светляков к ногам, чтобы отпугивать ядовитых змей.

Жители тропиков очень любят и берегут светлячков. Там су­ществует обычай: после того как жук-светляк отслужил свою службу, его обязательно возвращают на то место, откуда взяли.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определи и запиши основную мысль текста.

Текст 7

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 8

На лугу гуси щипали траву.

Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты.

Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят.

Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать “одуванчиков” высыпали наружу, целые и невредимые.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определи и запиши основную мысль текста.

Текст 9

В су­мер­ки я воз­вра­щал­ся из леса и уви­дел на до­ро­ге ёжика. По­са­дил я его в кепку, принёс домой и на­звал Фом­кой. В ком­на­те Фомка нашёл за печ­кой ста­рый под­ши­тый ва­ле­нок и за­брал­ся в него. А на том ва­лен­ке любил дре­мать рыжий кот Вась­ка. Всю ночь до рас­све­та он где-то бро­дил, а затем прыг­нул в фор­точ­ку. Лёг он на своё лю­би­мое место за печ­кой, но тут же вы­гнул спину дугой и вы­ско­чил на се­ре­ди­ну ком­на­ты. Вась­ка не на шутку пе­ре­пу­гал­ся: ста­рый дедов ва­ле­нок чихал, каш­лял, фыр­кал.

Я по­ду­мал, что те­перь ры­же­му Вась­ке спо­кой­ной жизни не будет, но ошиб­ся. День за днём кот и еж при­гля­ды­ва­лись друг к другу, а потом при­вык­ли и по­дру­жи­лись, даже мо­ло­ко стали нить из од­но­го блюд­ца. Как-то еж пой­мал в сенях мы­шон­ка и по­ка­зал его коту. При­сты­жен­ный кот за­ур­чал и пред­по­чел уда­лить­ся во двор. Вась­ка был толст, ленив и на мышей не об­ра­щал вни­ма­ния.

Осе­нью я пу­стил Фомку под дом, но почти каж­дый вечер еж при­бе­гал к крыль­цу, сту­чал по блюд­цу ла­па­ми и тре­бо­вал мо­ло­ка. На зов ко­лю­че­го друга яв­лял­ся кот. Но самое уди­ви­тель­ное, что с тех пор и Вась­ка начал ло­вить мышей. Ведь не­да­ром го­во­рит­ся, что с кем по­ве­дешь­ся, от того и наберёшься!

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст 10

Кос­мо­нав­ты го­во­рят, что Земля, если по­смот­реть на неё из кос­мо­са, не такая уж и боль­шая. И вот на этой не­боль­шой Земле теп­лит­ся жизнь при­ро­ды. И нигде её, может быть, боль­ше нет. Эта жизнь дра­го­цен­на! А мы её часто не бережём.

Вес­ной мы ло­ма­ем целые ве­ни­ки вербы с ба­раш­ка­ми, огром­ные охап­ки черёмухи. И вот уже во­круг го­ро­дов не оста­лось боль­ше черёмухи, вербы. Их место за­ня­ли сор­ня­ки, кра­пи­ва, ольха. Мы ста­ра­ем­ся пой­мать самых кра­си­вых птиц, а не­ко­то­рые охо­тят­ся на птиц с ро­гат­кой, со­би­ра­ют кол­лек­ции пти­чьих яиц, го­ня­ют белок. И вот рядом с нами ужи­ва­ют­ся толь­ко во­ро­бьи, во­ро­ны, галки и мыши. Мы сами себя об­де­ля­ем, обед­ня­ем, опу­сто­ша­ем.

Не знаю, как вам, а мне при виде разорённых му­ра­вей­ни­ков и обо­дран­ных берёз ста­но­вит­ся так стыд­но, будто я сам это сде­лал. Огля­ни­тесь во­круг, по­смот­ри­те под ноги — везде жизнь та­ин­ствен­ная и уди­ви­тель­ная. Она ра­ду­ет нас, удив­ля­ет и про­свет­ля­ет. Мы долж­ны лю­бить, ува­жать и бе­речь при­ро­ду, ведь без на­ше­го вни­ма­ния и по­мо­щи сама по себе она может не усто­ять.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!