Определение ИКТ-компетентности
Действие по оценке ИКТ-компетентности должно начинаться с понимания, что, прежде чем ИКТ-компетентность можно будет эффективно измерить, надо четко представлять, что же мы хотим измерять, т.е. надо дать четкое определение ИКТ-компетентности.
Вначале рассмотрим, что стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в официальных документах Министерства образования и науки. Круг компетентностей, которым следует учиться школьникам, не определен окончательно, как и само понятие компетентности. За основу понятия «компетентностный человек» взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности. Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности.
ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
В популярной литературе часто ставится знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью, что не соответствует действительности. Компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным, но, по сути, даже не является частью информационной грамотности, которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения. Таким образом, структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (навыки расположены в порядке возрастания сложности познавательных действий, необходимых для их выполнения):
Определение (идентификация) | Умение точно интерпретировать вопрос |
Умение детализировать вопрос |
Нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде |
Идентификация терминов, понятий |
Обоснование сделанного запроса |
Доступ (поиск) | Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации |
Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки) |
Формирование стратегии поиска |
Качество синтаксиса |
Управление | Создание схемы классификации для структурирования информации |
Использование предложенных схем классификации для структурирования информации |
Интеграция | Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников |
Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию |
Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию |
Оценка | Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью |
Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям |
Умение остановить поиск |
Создание | Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой |
Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы |
Умение обосновать свои выводы |
Умение сбалансированно осветить вопрос при наличии противоречивой информации |
Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов |
Сообщение (передача) | Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда) |
Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав) |
Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации |
Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу |
Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения |
В 2009 году тестировались учащиеся семи регионов проекта «Информатизация системы образования» (ИСО): Калужской и Челябинской областей, Республики Карелия, Пермского, Ставропольского, Красноярского и Хабаровского краев. Всего было протестировано 4324 ученика. Результаты показали, что только 22% имеют уровень выше базового в ИКТ-компетентности, 21%- имеют базовый уровень и 57% - ниже базового.
На диаграмме ниже приведены средние результаты всех протестированных школьников с разделением по познавательным умениям. Каждое умение оценивалось по трехбалльной шкале: низкий, средний, высокий уровни. Относительно высокие результаты, показанные учащимися по таким умениям, как управление и создание информации, отчасти объясняется тем, что на каждое из этих умений было предложено 1–2 задания, и эти задания оказались легче или понятнее остальных.
При анализе результатов тестирования большое внимание уделялось влиянию на уровень ИКТ-компетентности таких социально-демографических факторов как квалификация школы, пол, место жительства, образование родителей, а также успеваемость учащегося.
Например, было выявлено, что среди школ с повышенной квалификацией (прошедших аттестацию на статус лицея или гимназии) фактически отсутствуют образовательные учреждения, где ИКТ-компетентность учащихся находится в пределах первого (низшего) уровня; в то же время каждая десятая обычная общеобразовательная школа является слабой в этом отношении. Помимо этого следует также обратить внимание на то, что доля школ с третьим (высшим) уровнем компетентности учащихся среди обычных общеобразовательных школ составляет 8,3%, а среди гимназий и лицеев – 46,7%.
Интерес представляет также зависимость ИКТ-компетентности школьника от его общей академической успеваемости. Полученные данные показывают, что чем выше академическая успеваемость учащегося, тем выше его уровень компетентности в области ИКТ. Это дает основания полагать, что имеет место и обратная связь: активное использование компьютера в учебной деятельности помогает учащемуся в достижении высоких результатов в различных образовательных областях.
Анализ полученных данных также показывает, что среди школ, где компьютер в процессе обучения используется преимущественно лишь на уроках информатики, крайне мала доля образовательных учреждений с третьим уровнем ИКТ-компетентности учащихся – 2,7%. Иначе складывается ситуация среди школ, где компьютерные технологии широко применяются в изучении ряда предметов помимо информатики. Доля школ с третьим уровнем ИКТ-компетентности учащихся здесь в 10 раз выше – 27,0%. Это позволяет сделать вывод о том, что включение компьютера в изучение не только информатики, но и других предметных областей, то есть его использование в качестве средства учебной деятельности, в значительной степени повышает уровень компетентности учащихся в сфере ИКТ-технологий.