Лабораторная работа № 27
Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.1. Электростатика
Название практической работы: Определение электрической ёмкости конденсатора
Учебная цель: Определить ёмкость конденсатора. Проверить законы последовательного и параллельного соединения конденсаторов
Учебные задачи: определение ёмкости конденсатора методом измерения накопленного конденсатором заряда
Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия
Норма времени: 2 часа
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
Уметь: составлять электрическую цепь по схеме. Рассчитывать ёмкость исследуемого конденсатора в соответствии с определением
знать: законы соединения конденсаторов
Обеспеченность занятия:
- методические указания по выполнению лабораторного занятия
- лабораторно – практическая тетрадь, карандаш, линейка. Источник электрической энергии 6 в. Миллиамперметр. Конденсаторы (3-4 шт.) известной ёмкости (1-6 мкФ). Конденсатор неизвестной ёмкости. Двухполюсный переключатель. Соединительные провода.
Порядок проведения занятия:
Для выполнения практической работы учебная группа распределяется по трём вариантам.
Теоретическое обоснование
Важной характеристикой любого конденсатора является его электрическая ёмкость C– физическая величина, равная отношению заряда Q – конденсатора к разности потенциалов U между его обкладками:
С = Q / U. Выражается в СИ в фарадах. Ёмкость конденсатора можно определить опытным путём.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Конденсатор в переводе – сгуститель. По какой причине прибору дали такое название?
В чём сущность указанного метода определения ёмкости конденсатора?
Объяснить, можно ли соотношение C =
прочесть так: ёмкость конденсатора прямо пропорциональна его заряду и обратно пропорциональна напряжению между ними?
Почему ёмкость конденсатора постоянна?
От чего и как зависит ёмкость простейшего конденсатора? Запишите формулу этой ёмкости.
Определить заряд батареи конденсаторов, соединённых так, как показано на схеме. Ёмкость каждого конденсатора в мкФ указана на рисунке 1

С1= 4мкф | С2 =3мкф | С3=1мкф | С4 =0,5мкф | С5 = 0.7 мкф |
С8 = 4мкф | С 9 =4мкф | С10 = 5мкф | С11 = 2мкф | |
Рисунок 1
Содержание и Последовательность выполнения практической работы:
Задание 1
Собрать электрическую цепь по схеме, рисунок 2
В цепи установить конденсатор ёмкостью 4,7 мкФ
Конденсатор зарядить; для этого соединить его переключателем на короткое время с источником питания.
Сосредоточить внимание на миллиамперметре, быстро замкнуть конденсатор на измерительный прибор и определить число делений, соответствующее максимальном отклонению стрелки.
Опыт повторить (пять раз найти среднее значение n) для более точного определения числа делений «nср». Hайти отношение количества делений «n ср» к ёмкости взятого конденсатора С: n ср / С = k
Опыт повторить с другими конденсаторами (2,2мкФ, 1мкФ, 0,47мкФ, 0,22мкФ).
Результаты измерений, вычислений записать в таблицу №1
Рисунок 2

Конденсаторы известной ёмкости 5 шт.
4,7мкФ, 2,2мкФ, 1мкФ, 0,47мкФ, 0,22мкФ.
Конденсаторы неизвестной ёмкости 3 шт.


Таблица 1
8. Опыт (п. 1-4) повторить с конденсатором известной ёмкости Сх.
Определить в этом случае число делений nx и найти ёмкость из соотношений
= 
9. Узнать ёмкость исследуемого конденсатора (у преподавателя) и, приняв её за табличное значение, определить
относительную погрешность
№ Опыта | Ёмкость Конденсатора С мкФ | Число делений по шкале милли амперметра n ср | Отношение числа делений к ёмкости конденсатора  | Найденная ёмкость конденсатора Сх мкФ | Относительная погрешность  |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
Задание 2
Составить электрическую цепь по схеме, рисунок 3, включив в неё два параллельно соединённых конденсатора известной ёмкости.
Повторить опыт (п.7) и найти ёмкость батареи параллельно соединённых конденсаторов 
Проверить соотношение
=
+ 
4. Составить электрическую цепь по схеме, рисунок 4, включив в неё два последовательно соединённых конденсатора известной ёмкости.
5. Повторить опыт (п.7) и найти ёмкость батареи последовательно соединённых конденсаторов 
6. Проверить соотношение
=
+
и сделать вывод


Рисунок 3 Рисунок 4
По окончанию практической работы студент должен представить:- Выполненную в рабочей тетради практическую работу в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Список литературы:
1.Физика для профессий и специальностей технического профиля
В. Ф. Дмитриева М.: ИД Академия – 2013
2. Р. А. Дондукова Руководство по проведению лабораторных работ М.: «Высшая школа» 2000