СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение качественных задач в процессе преподавания физики в профессиональных образовательных учреждениях.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум строительства и жилищно - коммунального хозяйства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение качественных задач в процессе преподавания физики в профессиональных образовательных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Составила: Хе Чун Су

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Долинск

                                                        2024

 

К настоящему времени накоплено огромное  количество качественных задач, они появились около 200 лет назад. Главная особенность качественных задач в том, что их внимание обучающихся акцентируется на  объяснении физических явлений, свойств тел, вещества, изучаемых процессов.

Решаются они, как правило устно, путем логических умозаключений, легко воспринимаются учащимися и те их решают охотнее, чем количественные задачи.

К качественным задачам относятся задачи, не требующие вычислений. Они приближают изучаемую теорию к окружающей жизни, развивают интерес к предмету, способствуют построению логических умозаключений, основанных на физических законах.

Качественные задания составлены по тематическому принципу, что позволяет применять их и при изучении новой темы, а также на следующих занятиях, где происходит закрепление и проверка знаний учащихся.

Качественные задачи, связанные с конкретными предметами, легко воспринимаются учащимися и те их решают охотнее, чем количественные.

Выполнение каждого задания рассчитано на 8 -15 минут. Они могут применяться:

1.Для письменного контроля знаний обучающихся (проверка знаний обучающихся);

2. Для устного контроля знаний обучающихся по полным или неполным заданиям вариантов;

3. Для фронтального письменного контроля знаний всех обучающихся при завершении изучения темы;

4. Для совершенствования навыков решения задач по физике в период подготовке к экзаменам.

Ответы обучающихся должны быть полными и конкретными, указывая то или иное физическое явление или закон.

Проверка знаний обучающихся является важным этапом процесса обучения, Она позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателем, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки и недочёты в знаниях обучающихся. Проверяя и анализируя знания обучающихся, преподаватель имеет возможность судить о завершении процесса обучения по отдельным разделам физики.

Качественные задачи следует рассматривать на уроках физики в СПО и уделять им особое внимание Их можно разделить на две части. Одни из них общетехнического содержания. Они развивают политехнический кругозор, и дают основы физики для всех учащихся училищ. К этому типу задач вносятся задачи «на простые детали машин», «на принцип действия того или иного прибора», «на смекалку», «на описание явлений природы» и другие задачи профессионального содержания. Они способствуют привитию интереса к выбранной профессии. Готовя обучающихся профессиям  и специальностям:

«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Сварщик ) ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», «Оператор диспетчерской службы»,

«Социальная работа».

 Большое внимание уделяю решению задач по темам «Испарение и конденсация», «Свойства материалов», «Механические волны. Звук», «Постоянный электрический ток» и др.

2.Темы качественных задач:

1. Броуновское движение.

2. Испарение и конденсация.

3. Механические свойства твёрдых тел и материалов.

4. Тепловые двигатели.

5. Постоянный электрический ток. Тепловые действия электрического тока.

6.Тепловые явления. Термодинамика.

7. Электрическое поле.

8.Электроемкость. Емкость плоского конденсатора.

9. Магнитные свойства вещества. Применение ферромагнетиков.

10. Электромагнетизм.

11. Производство, передача и использование электрической энергии

12. Механические волны. Звук.

13. Электромагнитные волны.

14. Оптика. Законы отражения и преломления света.  

 .

2.1Качественные задачи по теме: «Броуновское движение. Диффузия».

1. Перечислить основные положения молекулярно - кинетической теории.

2. Какое движение называется броуновским? Примеры.

3. От чего зависит интенсивность броуновского движения?

4. Что такое диффузия? Примеры (в газах, жидкостях, твердых талах).

5. Привести примеры использования диффузии в промышленности.

6. Как объяснить процесс окрашивания твердых тел красителями?

7. Какое физическое явление используется при засоле рыбы, овощей, варке ва­ренья?

8. Почему при склеивании кинопленки снимают эмульсионный слой?

9. Для чего при холодной сварке некоторых деталей соединяемые поверхности, укладываются внахлестку и подвергаются сильному сжатию?

10.  С какой целью при транспортировке и хранении листы технического и оконного стекла перестилают бумагой?

11.  Почему при слесарной и станочной обработке металлов затрачиваются зна­чительные усилия? Почему сталь обрабатывать труднее, чем алюминий?

12.  Почему при паянии место соединения деталей нагревают до температуры плавления припоя или выше?

13. Чем соединение деталей путем паяния сходно со склеиванием?

14.  Для придания твердости поверхности слой стальных изделий насыщают уг­леродом (цементация), азотом (азотирование), алюминием (алитирование). Процессы проводят при высоких температурах. На каком физическом явле­нии основаны технологические процессы?

15.  Почему с повышением температуры возрастает интенсивность броуновско­го движения и диффузии?

16. Почему некоторые материалы перед покрытием их лаком нагревают?

17.  Почему на передней поверхности резца и режущей кромки образуется на­лет?

18.  Какую роль играет диффузия в природе (атмосфера, питание растений)?

 

2.2.Качественные задачи по теме: «Испарение и конденсация»

1. Почему в морозный день над не замерзшей рекой появляется туман?

2. Влияет ли ветер на показания термометра в морозный день?

3. Какое значение имеет для организма выделение пота?

4. Почему медсестра или врач, измеряя температуру тела человека, следит, чтобы человек не был вспотевшим и под мышками, куда кладут термометр, было сухо?

5. Стекла окон в жилых домах, а также в машинах покрываются в зимнее утро ледяными узорами. Объяснить, почему это происходит?

6. Почему в резиновой одежде труднее переносить жару?

7. Почему вода гасит огонь? Что быстрее потушит пламя - кипяток или холодная вода?

8. Мы не ощущаем ожога, если кратковременно коснемся раскалённого утюга мокрым пальцем. Почему?

9. Статистика показывает, что вблизи промышленных центров туманы в выходные дни слабее, чем в рабочие. Объяснить это.

10. Можно ли привести воду в кипение, подогревая её паром в 100*С?

11.Почему ожог паром сильнее, чем кипятком?

12. При строительстве зданий на плиты покрытий под слой утеплителя укладывают так называемый пароизоляционный слой. Каково назначение этого слоя?

13.Статистика показывает, что вблизи промышленных центров туманы в выходные дни слабее, чем в рабочие. Объясните это.

15. Для предохранения овощных культур от воздействия ожидающихся заморозков производят искусственный полив. С какой целью это делают?

16. Как объяснить образование облачного следа за самолетом, летящим на большой высоте?

17. Почему запотевают очки у человека, пришедшего с холода в тёплую комнату?

 

2.3.Качественные задачи по теме: «Механические свойства твердых тел и материалов "

1. Почему при строительстве различных сооружений стальные балки никогда вплотную не упираются концами в кирпичные или железобетонные стены?

2. Для чего при постройке больших мостов, плотин и кирпичных зданий делаются температурные швы?

3. Чтобы продлить срок службы резца, применяется охлаждающая жидкость. Почему охлаждающая жидкость должна подаваться обильно?

4. Какие виды деформации испытывают:

1) Резец токарного станка

2) Валы коробки подач и коробка скоростей

3) Зубья зубчатых шестерен в коробке скоростей и коробке подач.

4) Тросы подъемного крана

5) Шуруп

6) Дверной ключ

7) Вал лебедки

8) Потолочная балка

9) Крылья самолета

10) Кривошип в тепловом двигателе

5. Почему при закалке возрастает твердость стали?

6. Как изменяется структура при прокате?

7. Из каких материалов следует изготовлять заклепки?

8. Почему резцы не изготовляют из стекла, твердость которого равна твердости инструментальной стали?

9. Как изменяется энергия тела при пластических деформациях?

10.Почему в сильный мороз упавший гаечный ключ может разлететься на части

11 .Почему рамы сельскохозяйственных машин изготовляют из тавровой стали?

12.Почему, если в накаленный стеклянный сосуд налить холодную воду, он треснет, а кварцевый - нет ?

13.Почему контрольно-измерительные инструменты делают из материала с очень малым коэффициентом расширения?

14.Почему в технических чертежах предусмотрены определенные допуски?

 

 

15. Для предохранения овощных культур от воздействия ожидающихся заморозков производят искусственный полив. С какой целью это делают?

16. Как объяснить образование облачного следа за самолетом, летящим на большой высоте?

17. Почему запотевают очки у человека, пришедшего с холода в тёплую комнату?

2.4.Качественные задачи по теме: «Тепловые двигатели».

1 .Что называют коэффициентом полезного действия (КПД) теплового двигателя?

2.Чему равен максимально возможный коэффициент полезного действия теплового двигателя?

З.В чем преимущества многоцилиндрового двигателя перед одноцилиндровым?

4.Чем больше сжимается горючая смесь в цилиндре карбюраторного двигателя, тем больше его мощность. Однако на практике объем горючей смеси в таком двигателе уменьшают лишь в 7 - 9 раз . Чем это объяснить ?

5. Каков принцип действия дизельного двигателя?

6. В чем преимущество дизельного двигателя перед карбюраторным?

7. В какое время года К.П.Д. трактора выше? Почему?

8. Как изменится К.П.Д. тепловой машины, если температура нагревателя будет повышаться, а температура холодильника - понижается?

9. Почему в дизели не требуется зажигания горючей смеси с помощью электрической искры?

10. Какой такт является рабочим в реактивном двигателе?

11. К какому типу двигателей следует отнести огнестрельное оружие?

12. Почему шатунные подшипники автомобилей иногда плавятся?

13. Почему шариковые подшипники меньше нагреваются, чем подшипники скольжения?

14. Одинаковым ли делают диаметры поршней тепловых двигателей в верхней и нижней частях?

15. Поршень тракторного двигателя имеет не цилиндрическую, а коническую форму?

 

 

 

2.5. Качественные задачи по теме: «Постоянный ток. Тепловые действия электрического тока».

1. Почему проводник , по которому идет ток, нагревается?

2. Почему сопротивление металлических проводников увеличивается при нагревании?

3. Почему провода в скрытой электрической проводке не перегреваются?

4. Почему температура проводника , по которому течет постоянный ток , достигнув определенного значения , не повышается не смотря на то , что в проводнике продолжает выделяться теплота?

5. Почему прикосновение к рельсу безопасно, хотя при движении трамвая по рельсу проходит ток ?

6. Спираль электроплитки перегорела и была укорочена . Как изменится количество теплоты, выделенное плиткой за единицу времени?

7. Какие нагревательные приборы применяются в быту и на производстве?

8. Каким сопротивлением (большим или малым) обладает амперметр. Пояснить почему?

9. Можно ли по внешнему виду отличить предохранители на 2А и 5 А, если длина свинцовых проволочек одинакова?

10. Почему предохранители изготавливаю

 

2.6. Качественные задачи по теме: «Тепловые явления. Термодинамика»

1) Может ли засорение отверстия в крышке топливного бака стать причиной прекращения подачи топлива в систему питания двигателя?

2) Какая из машин скорее начнет буксовать на грунтовой дороге во время дождя — колесный трактор или автомобиль?

3) Что целесообразнее сделать перед началом работы на тракторе: немного не докачать воздух в камеры шин или перекачать его?

 4) Как и почему изменяются параметры газа в шинах трактора и автомобиля во время их движения?  

5) Надувая камеру футбольного мяча ртом, мы каждый раз «посылаем» в нее порции воздуха. Почему через некоторое время камера перестает раздуваться? Можно ли для определения давления в ней применять закон Бойля — Мариотта?

6) Одно из назначений масла — охлаждение деталей. Почему масло используется для этой цели?

7) Какие почвы имеют большую удельную теплоемкость: вспаханные или невспаханные?

8) На что расходуется затраченная человеком энергия при строгании, опиливании, сверлении и т. д.?

 

 

9) Почему во время работы двигателей внутреннего сгорания температура воды в радиаторах повышается?

10) Почему шатунные подшипники автомобилей иногда плавятся?

11) Тепловые двигатели большой мощности имеют больший КПД. Почему?

12) Почему в систему охлаждения теплового двигателя не следует заливать жесткую воду?

  

2.7.Качественные задачи по теме: «Электрическое поле».

1. В кабине бензовоза имеется надпись: «При наливе горючего обязательно включайте заземление». Почему необходимо выполнять это требование9

2. Снимая одежду из синтетической ткани, мы часто ощущаем покалывание (оно усиливается в сухую погоду). Объяснить причину этого явления.

3. Чем объяснить, что при промышленном изготовлении пороха его обволакивают порошком графита?

4. Почему проводник, покрытый пылью, быстро теряет заряд?

5. При транспортировке жидких горючих материалов корпус автоцистерны заземляют. Почему не заземляют цистерны, в которых перевозят воду или цементный раствор0

6. Где безопаснее всего укрыться во время грозы:

а) на высоком холме; б) под высоким деревом; в) под мелким кустарником; г) в поле, под одиноко стоящим высоким деревом?

7. В установках для улавливания пыли воздух пропускают через металлические трубы, по оси которых протянута металлическая проволока. Проволока заряжена отрицательно, а труба - положительно. Объяснить работу установки.

8. Почему наблюдается искрение между шкивами и проводным ремнём? Как ликвидируют искрение?

9. Для чего к корпусу самоходного комбайна прикреплена цепь, часть которой тянется по земле?

10. На текстильных фабриках нередко нити прилипают к гребням чесальных машин, путаются и рвутся. Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно 17 создаётся повышенная влажность. Объясните физическую сущность этой меры.

11. При окраске кузовов машин часто используется электрическое поле. При этом краска подаётся к распылителю, заряженному отрицательно, окрашиваемое изделие заряжается положительно. Почему такое покрытие прочнее?

12. Почему провода электрической сети прикрепляют к столбам при помощи фарфоровых держателей, а не прямо к металлическим крюкам?

13. Почему следует осторожно обращаться и с обесточенными цепями, в которых стоят конденсаторы?

14. Одножильный бронированный кабель можно рассматривать как конденсатор цилиндрической формы. Укажите его обкладки. Что служит диэлектриком этого конденсатора?

15. Какой принцип используется при устройстве электростатической защиты?

2.8. Качественные задачи по теме: «Электрическая емкость. Емкость плоского конденсатора».

1. Какое назначение имеет конденсатор?

2. Как зависит электрическая емкость изолированного проводника от диэлектрических свойств среды изоляции?

3. Два плоских конденсатора имеют одинаковые размеры, но у первого конденсатора в качестве диэлектрика использована парафинированная бумага (ε1 = 2,2), у второго - слюда (ε 2 = 6). Сравнить электроемкости конденсаторов.

4. Как зависит электрическая емкость плоского конденсатора от расстояния между его пластинами?

5. Как изменится электроёмкость конденсатора, если массу пластин увеличить в 2 раза?

 

Дополнительные задачи

6. Почему провода при коротком замыкании искрят?

7. Почему для изготовления нагревательных элементов применяют проводники с большим удельным сопротивлением, а для проводящих проводников - с малым?

8. Как соединены потребители электроэнергии в квартирах, а как лампочки в елочной гирлянде? Почему?

9. Объясните, почему введение летнего времени дало возможность сэкономить сотни миллионов киловатт - часть электроэнергии?

10. Установлено, что из-за халатности потребителей перерасход электроэнергии, используемой на бытовые нужды (электроплиты, холодильники, радиоаппаратура, утюги) составляет 15-20%. Предложить способы экономии электроэнергии в быту.

11. Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи? Что произойдет, если птица, сидя на проволоке коснется столба крылом, хвостом или клювом?

 

2.9. Качественные задачи по теме: «Магнитные свойства вещества. Применение ферромагнетиков».

1. Что называется ферромагнетиком?

2. Почему после действия магнитного поля ферромагнетик остается намагни-ченным?

3. Назовите, где в технике применяются постоянные магниты?

4. Почему некоторые стальные предметы с течением времени намагничиваются?

5. Почему электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы не следует в работе располагать близко друг к другу?

6. Почему удобно пользоваться намагниченной отверткой?

7. Упаковку гвоздей в ящики можно производить в сильном магнитном поле. Чем выгоден такой способ упаковки?

8. Почему для переноса горячего проката не применяется подъемный магнит-ный кран?

9. Намагнититься ли стальной волосок в наручных часах вблизи сильного магнита, если корпус часть стальной, латунный, золотой?

10. Зачем для постоянных магнитов используют твердую сталь, а для электро-магнитов - мягкую?

 

11. Почему при нагревании или механическом ударе ферромагнетики с оста-точной магнитной индукцией размагничиваются?

12. Что такое магнитная защита и для чего она делается?

13. Почему, вставляя стальной или железный сердечник в катушку, можно во много раз усилить, создаваемое ею магнитное поле, не увеличивая силы тока в катушке?

 

.2.10.Качественные задачи по теме: «Электромагнетизм»

1. Почему магнитная стрелка поворачивается северным концом на север?

2. Почему полярные сияния наблюдаются только в полярных областях?

3. В каких приборах и машинах используются явления поворота рамки в магнитном поле?

4. Как взаимодействуют два воздушных провода троллейбусной линии: притягиваются или отталкиваются?

5. Модель электродвигателя запущена на холостой ход. Почему греется обмотка, если пальцем затормозить вращение якоря?

6. При электросварке применяется стабилизатор - катушка со стольным сердечником; включаемая последовательно с дугой. Почему стабилизатор обеспечивает устойчивое горение дуги?

7. Почему подземный кабель, подающий переменный ток на предприятия и жилые дома, не разрешается прокладывать вблизи газовых, водопроводных и теплофикационных труб?

8. Почему вредно для золотых часов приближаться к сильному магниту? Для каких часов оно безвредно?

9.Будет ли обычный компас работать в автомобиле?

10. Объясните, как бы обнаружить провод с током, если он находится под землей или зацементирован в полу?

11.Стальные корпуса морских судов намагничиваются в магнитном поле Земли. Плавающие в море магнитные мины взрываются при их приближении. Чтобы уберечь корабли от мин их корпуса обивают кабелем с током. В чем суть такого способа защиты судна?

12.Витки обмоток электрических генераторов или трансформаторов могут деформироваться и даже разорваться при прохождении по ним тока большой силы (тока короткого замыкания). Объясните явления.

13.Как доказать, что Земля является огромным магнитом?

 

2.11. Качественные задачи по теме: «Производство, передача и использование электрической энергии»

 

 1. В 1880 году русский физик-электротехник Д.А.Лачинов разработал теорию передачи энергии постоянным током высокого напряжения. Почему он считал, что необходимо идти по пути повышения напряжения не силы тока? 2. За период с 1900 по 1970год человечество израсходовало во всём мире около 250млрд.тонн условного топлива, а в период с 1970 по 2000год расход топлива возрос до 450млрд.тонн условного топлива. Как вы считаете, какие возможны пути экономии топлива в области Электроэнергетики? Какие виды энергии вы предполагаете использовать?                                                                  3. Какое значение для хозяйства страны имеет единая энергосистема? Является ли она экономически выгодней?                                                                 4. Почему в справочниках указывается допустимое расстояние между проводами высоковольтных линий с учётом температуры?                                 5. В нашей стране построены гидроаккумуляторные электростанции. Каков режим их работы? Чем объясняется экономическая целесообразность работы?                                                                                                                                 6. Почему роторы и статоры генераторов, сердечники трансформаторов и дросселей делают не из сплошного монолита, а набирают из отдельных тонких листов электротехнической стали?                                                                  7. В состав трансформаторной стали входят примеси, увеличивающие её удельное сопротивление. Почему в результате этого снижаются потери на нагрев сердечника?                                                                                                           8. Какие виды энергии превращаются в электрическую на современных электростанциях?                                                                                                               9. Почему КПД трансформаторов не может быть равен 100% ?                         10. Как осуществляется передача электроэнергии на большие расстояния?  11. В каком году был принят план Г0ЭЛР0 ?                                                              12. Перечислите крупнейшие электростанции России.                                          13. Приведите примеры применения электроэнергии в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и быту.

2.12. Качественные задачи по теме:» Механические волны. Звук».

 

1.. Почему на море иногда возникают гигантские волны (до 35 м) и почему они быстро исчезают?

Они образуются в результате сложения множества волн, совпадающих по фазе.

2. Дельфины могут плыть перед носом корабля, не совершая никаких усилий. Почему?

Перед носом корабля возникает волна с областью повышенного давления. Дельфин плывет перед ней в область нормального давления.

3. Почему перелетные птицы летят клином?

Когда птица совершает мах вниз, за крылом образуется восходящая струя, которая остается позади птицы. Птица, летящая следом, использует оставляемую первой восходящую струю.

4. Зачем в центре купола парашюта делают отверстие?

При обтекании воздухом парашюта возникают вихри то с одной, то с другой его стороны. Вследствие этого изменяется давление. Такие изменения давления раскачивают парашют. Отверстие в центре разрушает вихри с наружной стороны.

5. Если источник звука находится в фокусе здания эллиптической формы, где будет лучше всего слышен звук?

Звук, исходящий из одного фокуса, собирается в другом.

6. Почему лучше слышен звук по ветру, а не против?

Скорость звуковых волн больше на высоте, поэтому они отклоняются (преломляются) книзу. Волна же, движущаяся против ветра, преломляется кверху.

7. Часто мы видим молнии, но не слышим грома. Почему гром не распространяется на расстояние более 25 км?

Скорость звука в теплом воздухе больше, чем в холодном. Вследствие уменьшения температуры с высотой волны загибаются вверх. За пределами 20-25 км звук отклоняется настолько, что уже не слышен на земле.

8. Звук камертона слаб, но с резонатором звучит громче. Откуда берется «лишняя» энергия?

Хотя будет слышен более громкий звук, но длительность его станет меньше, так как излученная энергия в обоих случаях одинакова.

9. Почему маленькая скрипка звучит громче большой гитары?

При игре на гитаре музыкант кратковременно воздействует на струну, тогда как при игре на скрипке смычок почти непрерывно взаимодействует с ней и передает скрипке энергию.

10. Как по звону колокола можно предсказать погоду?

Особенная густота и явственность звука колокола указывала на повышенную влажность, т.е. на ненастье.

11. Динамики очень малы, но они воспроизводят низкие частоты (как и рупоры старых граммофонов). Почему?

Когда ухо улавливает звук двух частот, то мы слышим также частоты, равные их сумме и разности. Наиболее отчетливо слышна разностная частота (разностный тон), которая воспринимается как басовый звук.

12. При обстреле немцами Лондона ракетами «Фау-2» жители слышали сначала разрыв, а затем вой летящей ракеты. Почему?

Скорость полета ракеты превышала скорость звука.

13. Почему в радиусе 100 м от удара молнии вначале слышен щелчок, затем – треск и только потом – грохот. Почему раскаты слышны длительное время?

Разряд молнии вызывает резкое нагревание и расширение воздуха: создается цилиндрическая ударная волна, которая служит основным источником грома. Шипение и щелчок – это короткий разряд и звук движущегося вверх «лидера». Рокот и раскаты грома обусловлены отражением звука от окружающих объектов

 

2.13.Качественные задачи по теме: «Электромагнитные волны»

1. Кто первый передал радиограмму, которая состояла из слов «Генрих Герц»? Когда?

2. А.С.Попов обратил внимание на то, что устойчивая радиосвязь кораблей нарушалась, когда между ними оказывался третий корабль. В чем причина этого явления?

3. Почему зимой и ночью прием радиоволн лучше, чем летом и днем?

4. Почему молния, электрический звонок, троллейбус, электросварка, электробритва, система зажигания автомобиля являются радиопомехами?

 

Нередко утверждают, что работающие рентгеновские установки и тракторы также являются радиопомехами. Почему это утверждение неверно?

5. Для чего служит антенна, и что в ней происходит?

6. Какие волны используются для связи с космическими объектами?

7. С какой скоростью распространяются электромагнитные волны в вакууме?

8. В чем заключается принцип современной радиосвязи?

9. Что происходит - в телефонах, подключенных к детекторному приемнику?

10.Судья легкоатлетических соревнований стоит на финише далеко от старта. Когда ему нужно включить секундомер: когда увидел дым стартового пистолета или услышит выстрел? Ответ обосновать.

11. Влияет ли включение и выключение света на работу

радиоприемника? Зависит ли этот эффект от расстояния между

приемником и выключателем?

12.Как осуществляется настройка радиоприемника на передающую

радиостанцию?

13.Какая разница между закрытым и открытым колебательным контуром? Как закрытый колебательный контур сделать открытым?

14.Если настроить приемник на любой повторяющий сигнал,

закрыть рукой ухо и, удаляясь от приемника, можно обнаружить

зоны усиления и ослабления громкости звука. Объяснить это явления?

15.Можно ли с помощью переносного радиоприемника определить

направление радиоцентра?

16.Каково назначение рупоров у громкоговорителей?

17.Будет ли радиоприем, если антенну установить на чердаке, под

железной крышей?

18.Почему затруднена радиосвязь на коротких волнах в горной местности?

19.Почему дальность действия передающей телевизионной станции

ограничена линией горизонта? Почему башни телецентров строят

очень высоко?

 

2.14. Качественные задачи по теме: «Оптика. Законы отражения и преломления света»

1.  Если поверхность воды не совсем спокойна, то предметы, лежащие на дне, кажутся колеблющимися. Объясните явление?

2 Почему днем не видно заезд?

 

3. В какую погоду образуются тень? От чего зависят размеры тени? Когда тень одного и того же предмета короче?

4. При работах под водой строители (сварщики, водолазы и др.) должны надевать двояко выпуклые очки. А при работе в герметической маске с плоским стеклом такие очки не нужны. Почему?

5. Почему после дождя блестит асфальт, после чистки кремом блестят ботинки, блестит аккуратно наложенная на изделия краска и лакированный кузов автомобиля?

6. Какой кажется ложечка в цилиндрическом стакане на границе раздела сред?

7. Ночью в свете фар автомобиля лужа на дороге кажется водителю темным пятном. Объясните почему?

9. Никель - это металл темно- синего цвета. Почему блестят никелированные изделия? Для чего металл покрывают никелем?

10.Глаза быстро утомляются, если читать книгу с близкого

расстояния. Объясните.

11 .Почему глаза больно, когда ночью включают свет?

12.Чем объяснить игру света в драгоценных камнях?

13.Каски рабочих на стройке, жилеты рабочих на железной дороге

имеют оранжевый цвет. Почему?

14.Почему для транспорта световым сигналом опасности является

красный цвет?

15.Когда светлее лунные ночи - зимой или летом?

16.На освещенных солнцем покатых крышах снег тает быстрее, чем

на пологих. Почему?

17.Почему светится Луна? Какую Землю мы увидим, наблюдая ее с Луны?

18.Почему дно пруда кажется приподнятым?

19.Полезна ли рыбам их серебристая окраска?

20.Почему меняется окраска крыльев насекомого, если его рассматривать под разными углами?.

 

Заключение

Качественные задачи осуществляют связь теории с практикой, развивают творческие способности обучающихся, пробуждают интерес к физике и специальным предметам. Они носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Обучающиеся могут объяснить любое явление природы, с которым они встречаются в жизни, принципы работы различных приборов и машин; работая с техникой, смогут закрепить знания по безопасности труда.

Чем больше будет разобрано и решено задач, тем более полным будет понимание обучающимися основных положений и законов физики, которые помогут им в будущей профессии, в какой бы из сфер производства они ни работали.

 

 

 

 

Используемые источники:

1. Перельман Я.И., Занимательная физика. «Наука», Москва, 2012 г

2. Джанколи Д., Физика. Издательство «Мир», 2012 г.

3. Рымкевич А.П., Сборник задач по физике Москва. «Просвещение», 2013 г.

4. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 2010

5. Кочуров Ф.И., Сборник задач и упражнений по физике. М., «Высшая школа», 2015

6. Куприн М.Я., Физика в сельском хозяйстве. Пособие для учащихся. М., «Просвещение», 2015.

 

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Применение качественных задач в процессе преподавания физики в профессиональных образовательных учреждениях.»


Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум строительства и жилищно - коммунального хозяйства»












Применение качественных задач в процессе преподавания физики в профессиональных образовательных учреждениях.














Составила: Хе Чун Су









Долинск

2024


К настоящему времени накоплено огромное количество качественных задач, они появились около 200 лет назад. Главная особенность качественных задач в том, что их внимание обучающихся акцентируется на объяснении физических явлений, свойств тел, вещества, изучаемых процессов.

Решаются они, как правило устно, путем логических умозаключений, легко воспринимаются учащимися и те их решают охотнее, чем количественные задачи.

К качественным задачам относятся задачи, не требующие вычислений. Они приближают изучаемую теорию к окружающей жизни, развивают интерес к предмету, способствуют построению логических умозаключений, основанных на физических законах.

Качественные задания составлены по тематическому принципу, что позволяет применять их и при изучении новой темы, а также на следующих занятиях, где происходит закрепление и проверка знаний учащихся.

Качественные задачи, связанные с конкретными предметами, легко воспринимаются учащимися и те их решают охотнее, чем количественные.

Выполнение каждого задания рассчитано на 8 -15 минут. Они могут применяться:

1.Для письменного контроля знаний обучающихся (проверка знаний обучающихся);

2. Для устного контроля знаний обучающихся по полным или неполным заданиям вариантов;

3. Для фронтального письменного контроля знаний всех обучающихся при завершении изучения темы;

4. Для совершенствования навыков решения задач по физике в период подготовке к экзаменам.

Ответы обучающихся должны быть полными и конкретными, указывая то или иное физическое явление или закон.

Проверка знаний обучающихся является важным этапом процесса обучения, Она позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателем, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки и недочёты в знаниях обучающихся. Проверяя и анализируя знания обучающихся, преподаватель имеет возможность судить о завершении процесса обучения по отдельным разделам физики.

Качественные задачи следует рассматривать на уроках физики в СПО и уделять им особое внимание Их можно разделить на две части. Одни из них общетехнического содержания. Они развивают политехнический кругозор, и дают основы физики для всех учащихся училищ. К этому типу задач вносятся задачи «на простые детали машин», «на принцип действия того или иного прибора», «на смекалку», «на описание явлений природы» и другие задачи профессионального содержания. Они способствуют привитию интереса к выбранной профессии. Готовя обучающихся профессиям и специальностям:

«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Сварщик ) ручной и частично механизированной сварки (наплавки))», «Оператор диспетчерской службы»,

«Социальная работа».

Большое внимание уделяю решению задач по темам «Испарение и конденсация», «Свойства материалов», «Механические волны. Звук», «Постоянный электрический ток» и др.

2.Темы качественных задач:

1. Броуновское движение.

2. Испарение и конденсация.

3. Механические свойства твёрдых тел и материалов.

4. Тепловые двигатели.

5. Постоянный электрический ток. Тепловые действия электрического тока.

6.Тепловые явления. Термодинамика.

7. Электрическое поле.

8.Электроемкость. Емкость плоского конденсатора.

9. Магнитные свойства вещества. Применение ферромагнетиков.

10. Электромагнетизм.

11. Производство, передача и использование электрической энергии

12. Механические волны. Звук.

13. Электромагнитные волны.

14. Оптика. Законы отражения и преломления света.

.

2.1Качественные задачи по теме: «Броуновское движение. Диффузия».

1. Перечислить основные положения молекулярно - кинетической теории.

2. Какое движение называется броуновским? Примеры.

3. От чего зависит интенсивность броуновского движения?

4. Что такое диффузия? Примеры (в газах, жидкостях, твердых талах).

5. Привести примеры использования диффузии в промышленности.

6. Как объяснить процесс окрашивания твердых тел красителями?

7. Какое физическое явление используется при засоле рыбы, овощей, варке ва­ренья?

8. Почему при склеивании кинопленки снимают эмульсионный слой?

9. Для чего при холодной сварке некоторых деталей соединяемые поверхности, укладываются внахлестку и подвергаются сильному сжатию?

10.  С какой целью при транспортировке и хранении листы технического и оконного стекла перестилают бумагой?

11.  Почему при слесарной и станочной обработке металлов затрачиваются зна­чительные усилия? Почему сталь обрабатывать труднее, чем алюминий?

12.  Почему при паянии место соединения деталей нагревают до температуры плавления припоя или выше?

13. Чем соединение деталей путем паяния сходно со склеиванием?

14.  Для придания твердости поверхности слой стальных изделий насыщают уг­леродом (цементация), азотом (азотирование), алюминием (алитирование). Процессы проводят при высоких температурах. На каком физическом явле­нии основаны технологические процессы?

15.  Почему с повышением температуры возрастает интенсивность броуновско­го движения и диффузии?

16. Почему некоторые материалы перед покрытием их лаком нагревают?

17.  Почему на передней поверхности резца и режущей кромки образуется на­лет?

18.  Какую роль играет диффузия в природе (атмосфера, питание растений)?

 

2.2.Качественные задачи по теме: «Испарение и конденсация»

1. Почему в морозный день над не замерзшей рекой появляется туман?

2. Влияет ли ветер на показания термометра в морозный день?

3. Какое значение имеет для организма выделение пота?

4. Почему медсестра или врач, измеряя температуру тела человека, следит, чтобы человек не был вспотевшим и под мышками, куда кладут термометр, было сухо?

5. Стекла окон в жилых домах, а также в машинах покрываются в зимнее утро ледяными узорами. Объяснить, почему это происходит?

6. Почему в резиновой одежде труднее переносить жару?

7. Почему вода гасит огонь? Что быстрее потушит пламя - кипяток или холодная вода?

8. Мы не ощущаем ожога, если кратковременно коснемся раскалённого утюга мокрым пальцем. Почему?

9. Статистика показывает, что вблизи промышленных центров туманы в выходные дни слабее, чем в рабочие. Объяснить это.

10. Можно ли привести воду в кипение, подогревая её паром в 100*С?

11.Почему ожог паром сильнее, чем кипятком?

12. При строительстве зданий на плиты покрытий под слой утеплителя укладывают так называемый пароизоляционный слой. Каково назначение этого слоя?

13.Статистика показывает, что вблизи промышленных центров туманы в выходные дни слабее, чем в рабочие. Объясните это.

15. Для предохранения овощных культур от воздействия ожидающихся заморозков производят искусственный полив. С какой целью это делают?

16. Как объяснить образование облачного следа за самолетом, летящим на большой высоте?

17. Почему запотевают очки у человека, пришедшего с холода в тёплую комнату?


2.3.Качественные задачи по теме: «Механические свойства твердых тел и материалов "

1. Почему при строительстве различных сооружений стальные балки никогда вплотную не упираются концами в кирпичные или железобетонные стены?

2. Для чего при постройке больших мостов, плотин и кирпичных зданий делаются температурные швы?

3. Чтобы продлить срок службы резца, применяется охлаждающая жидкость. Почему охлаждающая жидкость должна подаваться обильно?

4. Какие виды деформации испытывают:

1) Резец токарного станка

2) Валы коробки подач и коробка скоростей

3) Зубья зубчатых шестерен в коробке скоростей и коробке подач.

4) Тросы подъемного крана

5) Шуруп

6) Дверной ключ

7) Вал лебедки

8) Потолочная балка

9) Крылья самолета

10) Кривошип в тепловом двигателе

5. Почему при закалке возрастает твердость стали?

6. Как изменяется структура при прокате?

7. Из каких материалов следует изготовлять заклепки?

8. Почему резцы не изготовляют из стекла, твердость которого равна твердости инструментальной стали?

9. Как изменяется энергия тела при пластических деформациях?

10.Почему в сильный мороз упавший гаечный ключ может разлететься на части

11 .Почему рамы сельскохозяйственных машин изготовляют из тавровой стали?

12.Почему, если в накаленный стеклянный сосуд налить холодную воду, он треснет, а кварцевый - нет ?

13.Почему контрольно-измерительные инструменты делают из материала с очень малым коэффициентом расширения?

14.Почему в технических чертежах предусмотрены определенные допуски?



15. Для предохранения овощных культур от воздействия ожидающихся заморозков производят искусственный полив. С какой целью это делают?

16. Как объяснить образование облачного следа за самолетом, летящим на большой высоте?

17. Почему запотевают очки у человека, пришедшего с холода в тёплую комнату?

2.4.Качественные задачи по теме: «Тепловые двигатели».

1 .Что называют коэффициентом полезного действия (КПД) теплового двигателя?

2.Чему равен максимально возможный коэффициент полезного действия теплового двигателя?

З.В чем преимущества многоцилиндрового двигателя перед одноцилиндровым?

4.Чем больше сжимается горючая смесь в цилиндре карбюраторного двигателя, тем больше его мощность. Однако на практике объем горючей смеси в таком двигателе уменьшают лишь в 7 - 9 раз . Чем это объяснить ?

5. Каков принцип действия дизельного двигателя?

6. В чем преимущество дизельного двигателя перед карбюраторным?

7. В какое время года К.П.Д. трактора выше? Почему?

8. Как изменится К.П.Д. тепловой машины, если температура нагревателя будет повышаться, а температура холодильника - понижается?

9. Почему в дизели не требуется зажигания горючей смеси с помощью электрической искры?

10. Какой такт является рабочим в реактивном двигателе?

11. К какому типу двигателей следует отнести огнестрельное оружие?

12. Почему шатунные подшипники автомобилей иногда плавятся?

13. Почему шариковые подшипники меньше нагреваются, чем подшипники скольжения?

14. Одинаковым ли делают диаметры поршней тепловых двигателей в верхней и нижней частях?

15. Поршень тракторного двигателя имеет не цилиндрическую, а коническую форму?




2.5. Качественные задачи по теме: «Постоянный ток. Тепловые действия электрического тока».

1. Почему проводник , по которому идет ток, нагревается?

2. Почему сопротивление металлических проводников увеличивается при нагревании?

3. Почему провода в скрытой электрической проводке не перегреваются?

4. Почему температура проводника , по которому течет постоянный ток , достигнув определенного значения , не повышается не смотря на то , что в проводнике продолжает выделяться теплота?

5. Почему прикосновение к рельсу безопасно, хотя при движении трамвая по рельсу проходит ток ?

6. Спираль электроплитки перегорела и была укорочена . Как изменится количество теплоты, выделенное плиткой за единицу времени?

7. Какие нагревательные приборы применяются в быту и на производстве?

8. Каким сопротивлением (большим или малым) обладает амперметр. Пояснить почему?

9. Можно ли по внешнему виду отличить предохранители на 2А и 5 А, если длина свинцовых проволочек одинакова?

10. Почему предохранители изготавливаю


2.6. Качественные задачи по теме: «Тепловые явления. Термодинамика»

1) Может ли засорение отверстия в крышке топливного бака стать причиной прекращения подачи топлива в систему питания двигателя?

2) Какая из машин скорее начнет буксовать на грунтовой дороге во время дождя — колесный трактор или автомобиль?

3) Что целесообразнее сделать перед началом работы на тракторе: немного не докачать воздух в камеры шин или перекачать его?

4) Как и почему изменяются параметры газа в шинах трактора и автомобиля во время их движения?

5) Надувая камеру футбольного мяча ртом, мы каждый раз «посылаем» в нее порции воздуха. Почему через некоторое время камера перестает раздуваться? Можно ли для определения давления в ней применять закон Бойля — Мариотта?

6) Одно из назначений масла — охлаждение деталей. Почему масло используется для этой цели?

7) Какие почвы имеют большую удельную теплоемкость: вспаханные или невспаханные?

8) На что расходуется затраченная человеком энергия при строгании, опиливании, сверлении и т. д.?




9) Почему во время работы двигателей внутреннего сгорания температура воды в радиаторах повышается?

10) Почему шатунные подшипники автомобилей иногда плавятся?

11) Тепловые двигатели большой мощности имеют больший КПД. Почему?

12) Почему в систему охлаждения теплового двигателя не следует заливать жесткую воду?

2.7.Качественные задачи по теме: «Электрическое поле».

1. В кабине бензовоза имеется надпись: «При наливе горючего обязательно включайте заземление». Почему необходимо выполнять это требование9

2. Снимая одежду из синтетической ткани, мы часто ощущаем покалывание (оно усиливается в сухую погоду). Объяснить причину этого явления.

3. Чем объяснить, что при промышленном изготовлении пороха его обволакивают порошком графита?

4. Почему проводник, покрытый пылью, быстро теряет заряд?

5. При транспортировке жидких горючих материалов корпус автоцистерны заземляют. Почему не заземляют цистерны, в которых перевозят воду или цементный раствор0

6. Где безопаснее всего укрыться во время грозы:

а) на высоком холме; б) под высоким деревом; в) под мелким кустарником; г) в поле, под одиноко стоящим высоким деревом?

7. В установках для улавливания пыли воздух пропускают через металлические трубы, по оси которых протянута металлическая проволока. Проволока заряжена отрицательно, а труба - положительно. Объяснить работу установки.

8. Почему наблюдается искрение между шкивами и проводным ремнём? Как ликвидируют искрение?

9. Для чего к корпусу самоходного комбайна прикреплена цепь, часть которой тянется по земле?

10. На текстильных фабриках нередко нити прилипают к гребням чесальных машин, путаются и рвутся. Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно 17 создаётся повышенная влажность. Объясните физическую сущность этой меры.

11. При окраске кузовов машин часто используется электрическое поле. При этом краска подаётся к распылителю, заряженному отрицательно, окрашиваемое изделие заряжается положительно. Почему такое покрытие прочнее?

12. Почему провода электрической сети прикрепляют к столбам при помощи фарфоровых держателей, а не прямо к металлическим крюкам?

13. Почему следует осторожно обращаться и с обесточенными цепями, в которых стоят конденсаторы?

14. Одножильный бронированный кабель можно рассматривать как конденсатор цилиндрической формы. Укажите его обкладки. Что служит диэлектриком этого конденсатора?

15. Какой принцип используется при устройстве электростатической защиты?

2.8. Качественные задачи по теме: «Электрическая емкость. Емкость плоского конденсатора».

1. Какое назначение имеет конденсатор?

2. Как зависит электрическая емкость изолированного проводника от диэлектрических свойств среды изоляции?

3. Два плоских конденсатора имеют одинаковые размеры, но у первого конденсатора в качестве диэлектрика использована парафинированная бумага (ε1 = 2,2), у второго - слюда (ε 2 = 6). Сравнить электроемкости конденсаторов.

4. Как зависит электрическая емкость плоского конденсатора от расстояния между его пластинами?

5. Как изменится электроёмкость конденсатора, если массу пластин увеличить в 2 раза?


Дополнительные задачи

6. Почему провода при коротком замыкании искрят?

7. Почему для изготовления нагревательных элементов применяют проводники с большим удельным сопротивлением, а для проводящих проводников - с малым?

8. Как соединены потребители электроэнергии в квартирах, а как лампочки в елочной гирлянде? Почему?

9. Объясните, почему введение летнего времени дало возможность сэкономить сотни миллионов киловатт - часть электроэнергии?

10. Установлено, что из-за халатности потребителей перерасход электроэнергии, используемой на бытовые нужды (электроплиты, холодильники, радиоаппаратура, утюги) составляет 15-20%. Предложить способы экономии электроэнергии в быту.

11. Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи? Что произойдет, если птица, сидя на проволоке коснется столба крылом, хвостом или клювом?


2.9. Качественные задачи по теме: «Магнитные свойства вещества. Применение ферромагнетиков».

1. Что называется ферромагнетиком?

2. Почему после действия магнитного поля ферромагнетик остается намагни-ченным?

3. Назовите, где в технике применяются постоянные магниты?

4. Почему некоторые стальные предметы с течением времени намагничиваются?

5. Почему электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы не следует в работе располагать близко друг к другу?

6. Почему удобно пользоваться намагниченной отверткой?

7. Упаковку гвоздей в ящики можно производить в сильном магнитном поле. Чем выгоден такой способ упаковки?

8. Почему для переноса горячего проката не применяется подъемный магнит-ный кран?

9. Намагнититься ли стальной волосок в наручных часах вблизи сильного магнита, если корпус часть стальной, латунный, золотой?

10. Зачем для постоянных магнитов используют твердую сталь, а для электро-магнитов - мягкую?


11. Почему при нагревании или механическом ударе ферромагнетики с оста-точной магнитной индукцией размагничиваются?

12. Что такое магнитная защита и для чего она делается?

13. Почему, вставляя стальной или железный сердечник в катушку, можно во много раз усилить, создаваемое ею магнитное поле, не увеличивая силы тока в катушке?


.2.10.Качественные задачи по теме: «Электромагнетизм»

1. Почему магнитная стрелка поворачивается северным концом на север?

2. Почему полярные сияния наблюдаются только в полярных областях?

3. В каких приборах и машинах используются явления поворота рамки в магнитном поле?

4. Как взаимодействуют два воздушных провода троллейбусной линии: притягиваются или отталкиваются?

5. Модель электродвигателя запущена на холостой ход. Почему греется обмотка, если пальцем затормозить вращение якоря?

6. При электросварке применяется стабилизатор - катушка со стольным сердечником; включаемая последовательно с дугой. Почему стабилизатор обеспечивает устойчивое горение дуги?

7. Почему подземный кабель, подающий переменный ток на предприятия и жилые дома, не разрешается прокладывать вблизи газовых, водопроводных и теплофикационных труб?

8. Почему вредно для золотых часов приближаться к сильному магниту? Для каких часов оно безвредно?

9.Будет ли обычный компас работать в автомобиле?

10. Объясните, как бы обнаружить провод с током, если он находится под землей или зацементирован в полу?

11.Стальные корпуса морских судов намагничиваются в магнитном поле Земли. Плавающие в море магнитные мины взрываются при их приближении. Чтобы уберечь корабли от мин их корпуса обивают кабелем с током. В чем суть такого способа защиты судна?

12.Витки обмоток электрических генераторов или трансформаторов могут деформироваться и даже разорваться при прохождении по ним тока большой силы (тока короткого замыкания). Объясните явления.

13.Как доказать, что Земля является огромным магнитом?


2.11. Качественные задачи по теме: «Производство, передача и использование электрической энергии»


1. В 1880 году русский физик-электротехник Д.А.Лачинов разработал теорию передачи энергии постоянным током высокого напряжения. Почему он считал, что необходимо идти по пути повышения напряжения не силы тока? 2. За период с 1900 по 1970год человечество израсходовало во всём мире около 250млрд.тонн условного топлива, а в период с 1970 по 2000год расход топлива возрос до 450млрд.тонн условного топлива. Как вы считаете, какие возможны пути экономии топлива в области Электроэнергетики? Какие виды энергии вы предполагаете использовать? 3. Какое значение для хозяйства страны имеет единая энергосистема? Является ли она экономически выгодней? 4. Почему в справочниках указывается допустимое расстояние между проводами высоковольтных линий с учётом температуры? 5. В нашей стране построены гидроаккумуляторные электростанции. Каков режим их работы? Чем объясняется экономическая целесообразность работы? 6. Почему роторы и статоры генераторов, сердечники трансформаторов и дросселей делают не из сплошного монолита, а набирают из отдельных тонких листов электротехнической стали? 7. В состав трансформаторной стали входят примеси, увеличивающие её удельное сопротивление. Почему в результате этого снижаются потери на нагрев сердечника? 8. Какие виды энергии превращаются в электрическую на современных электростанциях? 9. Почему КПД трансформаторов не может быть равен 100% ? 10. Как осуществляется передача электроэнергии на большие расстояния? 11. В каком году был принят план Г0ЭЛР0 ? 12. Перечислите крупнейшие электростанции России. 13. Приведите примеры применения электроэнергии в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и быту.

2.12. Качественные задачи по теме:» Механические волны. Звук».


1.. Почему на море иногда возникают гигантские волны (до 35 м) и почему они быстро исчезают?

Они образуются в результате сложения множества волн, совпадающих по фазе.

2. Дельфины могут плыть перед носом корабля, не совершая никаких усилий. Почему?

Перед носом корабля возникает волна с областью повышенного давления. Дельфин плывет перед ней в область нормального давления.

3. Почему перелетные птицы летят клином?

Когда птица совершает мах вниз, за крылом образуется восходящая струя, которая остается позади птицы. Птица, летящая следом, использует оставляемую первой восходящую струю.

4. Зачем в центре купола парашюта делают отверстие?

При обтекании воздухом парашюта возникают вихри то с одной, то с другой его стороны. Вследствие этого изменяется давление. Такие изменения давления раскачивают парашют. Отверстие в центре разрушает вихри с наружной стороны.

5. Если источник звука находится в фокусе здания эллиптической формы, где будет лучше всего слышен звук?

Звук, исходящий из одного фокуса, собирается в другом.

6. Почему лучше слышен звук по ветру, а не против?

Скорость звуковых волн больше на высоте, поэтому они отклоняются (преломляются) книзу. Волна же, движущаяся против ветра, преломляется кверху.

7. Часто мы видим молнии, но не слышим грома. Почему гром не распространяется на расстояние более 25 км?

Скорость звука в теплом воздухе больше, чем в холодном. Вследствие уменьшения температуры с высотой волны загибаются вверх. За пределами 20-25 км звук отклоняется настолько, что уже не слышен на земле.

8. Звук камертона слаб, но с резонатором звучит громче. Откуда берется «лишняя» энергия?

Хотя будет слышен более громкий звук, но длительность его станет меньше, так как излученная энергия в обоих случаях одинакова.

9. Почему маленькая скрипка звучит громче большой гитары?

При игре на гитаре музыкант кратковременно воздействует на струну, тогда как при игре на скрипке смычок почти непрерывно взаимодействует с ней и передает скрипке энергию.

10. Как по звону колокола можно предсказать погоду?

Особенная густота и явственность звука колокола указывала на повышенную влажность, т.е. на ненастье.

11. Динамики очень малы, но они воспроизводят низкие частоты (как и рупоры старых граммофонов). Почему?

Когда ухо улавливает звук двух частот, то мы слышим также частоты, равные их сумме и разности. Наиболее отчетливо слышна разностная частота (разностный тон), которая воспринимается как басовый звук.

12. При обстреле немцами Лондона ракетами «Фау-2» жители слышали сначала разрыв, а затем вой летящей ракеты. Почему?

Скорость полета ракеты превышала скорость звука.

13. Почему в радиусе 100 м от удара молнии вначале слышен щелчок, затем – треск и только потом – грохот. Почему раскаты слышны длительное время?

Разряд молнии вызывает резкое нагревание и расширение воздуха: создается цилиндрическая ударная волна, которая служит основным источником грома. Шипение и щелчок – это короткий разряд и звук движущегося вверх «лидера». Рокот и раскаты грома обусловлены отражением звука от окружающих объектов


2.13.Качественные задачи по теме: «Электромагнитные волны»

1. Кто первый передал радиограмму, которая состояла из слов «Генрих Герц»? Когда?

2. А.С.Попов обратил внимание на то, что устойчивая радиосвязь кораблей нарушалась, когда между ними оказывался третий корабль. В чем причина этого явления?

3. Почему зимой и ночью прием радиоволн лучше, чем летом и днем?

4. Почему молния, электрический звонок, троллейбус, электросварка, электробритва, система зажигания автомобиля являются радиопомехами?


Нередко утверждают, что работающие рентгеновские установки и тракторы также являются радиопомехами. Почему это утверждение неверно?

5. Для чего служит антенна, и что в ней происходит?

6. Какие волны используются для связи с космическими объектами?

7. С какой скоростью распространяются электромагнитные волны в вакууме?

8. В чем заключается принцип современной радиосвязи?

9. Что происходит - в телефонах, подключенных к детекторному приемнику?

10.Судья легкоатлетических соревнований стоит на финише далеко от старта. Когда ему нужно включить секундомер: когда увидел дым стартового пистолета или услышит выстрел? Ответ обосновать.

11. Влияет ли включение и выключение света на работу

радиоприемника? Зависит ли этот эффект от расстояния между

приемником и выключателем?

12.Как осуществляется настройка радиоприемника на передающую

радиостанцию?

13.Какая разница между закрытым и открытым колебательным контуром? Как закрытый колебательный контур сделать открытым?

14.Если настроить приемник на любой повторяющий сигнал,

закрыть рукой ухо и, удаляясь от приемника, можно обнаружить

зоны усиления и ослабления громкости звука. Объяснить это явления?

15.Можно ли с помощью переносного радиоприемника определить

направление радиоцентра?

16.Каково назначение рупоров у громкоговорителей?

17.Будет ли радиоприем, если антенну установить на чердаке, под

железной крышей?

18.Почему затруднена радиосвязь на коротких волнах в горной местности?

19.Почему дальность действия передающей телевизионной станции

ограничена линией горизонта? Почему башни телецентров строят

очень высоко?


2.14. Качественные задачи по теме: «Оптика. Законы отражения и преломления света»

1. Если поверхность воды не совсем спокойна, то предметы, лежащие на дне, кажутся колеблющимися. Объясните явление?

2 Почему днем не видно заезд?


3. В какую погоду образуются тень? От чего зависят размеры тени? Когда тень одного и того же предмета короче?

4. При работах под водой строители (сварщики, водолазы и др.) должны надевать двояко выпуклые очки. А при работе в герметической маске с плоским стеклом такие очки не нужны. Почему?

5. Почему после дождя блестит асфальт, после чистки кремом блестят ботинки, блестит аккуратно наложенная на изделия краска и лакированный кузов автомобиля?

6. Какой кажется ложечка в цилиндрическом стакане на границе раздела сред?

7. Ночью в свете фар автомобиля лужа на дороге кажется водителю темным пятном. Объясните почему?

9. Никель - это металл темно- синего цвета. Почему блестят никелированные изделия? Для чего металл покрывают никелем?

10.Глаза быстро утомляются, если читать книгу с близкого

расстояния. Объясните.

11 .Почему глаза больно, когда ночью включают свет?

12.Чем объяснить игру света в драгоценных камнях?

13.Каски рабочих на стройке, жилеты рабочих на железной дороге

имеют оранжевый цвет. Почему?

14.Почему для транспорта световым сигналом опасности является

красный цвет?

15.Когда светлее лунные ночи - зимой или летом?

16.На освещенных солнцем покатых крышах снег тает быстрее, чем

на пологих. Почему?

17.Почему светится Луна? Какую Землю мы увидим, наблюдая ее с Луны?

18.Почему дно пруда кажется приподнятым?

19.Полезна ли рыбам их серебристая окраска?

20.Почему меняется окраска крыльев насекомого, если его рассматривать под разными углами?.


Заключение

Качественные задачи осуществляют связь теории с практикой, развивают творческие способности обучающихся, пробуждают интерес к физике и специальным предметам. Они носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Обучающиеся могут объяснить любое явление природы, с которым они встречаются в жизни, принципы работы различных приборов и машин; работая с техникой, смогут закрепить знания по безопасности труда.

Чем больше будет разобрано и решено задач, тем более полным будет понимание обучающимися основных положений и законов физики, которые помогут им в будущей профессии, в какой бы из сфер производства они ни работали.





Используемые источники:

1. Перельман Я.И., Занимательная физика. «Наука», Москва, 2012 г

2. Джанколи Д., Физика. Издательство «Мир», 2012 г.

3. Рымкевич А.П., Сборник задач по физике Москва. «Просвещение», 2013 г.

4. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 2010

5. Кочуров Ф.И., Сборник задач и упражнений по физике. М., «Высшая школа», 2015

6. Куприн М.Я., Физика в сельском хозяйстве. Пособие для учащихся. М., «Просвещение», 2015.






Скачать

© 2025, 154 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!