СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевая группа: несовершеннолетние обучающиеся (13-18 лет).

Источник: Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. Органиазционно-методическое пособие. Красноярский гос.ун-т.- Красноярск. 2003г.

Методика разработана 1995-1996 гг. доктором психологических наук Б.И. Хасаном и кандидатом психологических наук Ю.А. Тюменевой.

Борис Иосифович Хасан - психолог, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии и педагогики развития СО РАО г. Красноярск, Россия.

 

Методика разработана 1995-1996 гг. доктором психологических наук Б.И. Хасаном и кандидатом психологических наук Ю.А. Тюменевой.

Борис Иосифович Хасан - психолог, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии и педагогики развития СО РАО г. Красноярск, Россия.

Предлагаемая методика «Выявление групп риска наркозависимости в старшем подростковом возрасте (14-17 лет)» представляет собой опросник для обучающихся.

Опросник предназначен для определения динамики степени (актуальности) риска появления зависимого поведения в условиях системы образования. Методика служит одним из инструментов оценки эффективности реализуемых программ профилактики.

Исследование рекомендуется проводить ежегодно.

Просмотр содержимого документа
«Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН)»

6




Информированное согласие обучающегося



Я, нижеподписавшийся (аяся)_____________________________________________

____________________________________________________________________________,

добровольно даю согласие на участие в социально-психологическом тестировании и на проведение медицинского профилактического осмотра, направленном на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Я получил(а) объяснения о цели тестирования, о его длительности, а также информацию о возможных результатах тестирования. Мне была предоставлена возможность задавать вопросы, касающиеся тестирования.

Я полностью удовлетворён(а) полученными сведениями.

Я согласен(на) выполнять инструкции, полученные от уполномоченного лица, проводящего тестирование.




«_____»__________201__г. Подпись ____________





Приложение №


Информированное согласие родителей (законных представителей)



Я, нижеподписавшийся (аяся)__________________________________________

____________________________________________________________________________,

добровольно даю согласие на участие в социально-психологическом тестировании и на проведение медицинского профилактического осмотра, направленном на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Я получил(а) объяснения о цели тестирования, о его длительности, а также информацию о возможных результатах тестирования. Мне была предоставлена возможность задавать вопросы, касающиеся тестирования.

Я полностью удовлетворён(а) полученными сведениями.

Я согласен(на) выполнять инструкции, полученные от уполномоченного лица, проводящего тестирование.




«_____»__________201__г. Подпись ____________








Приложение №



УТВЕРЖДАЮ

______________________

Руководитель общеобразовательной организации

«____»____________20___г.



Список

обучающихся _________________________________________________________________,

(наименование образовательной организации)


подлежащих социально-психологическому тестированию


______________________________________________________,

(наименование образовательной организации)


№ п/п


Ф.И.О.


Количество полных лет


Примечание













































Приложение

Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН)

Выявление групп риска наркозависимости в старшем подростковом возрасте


Целевая группа: несовершеннолетние обучающиеся (13-18 лет).

Источник: Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко, И.А. Кухаренко, Т.И. Привалихина. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. Органиазционно-методическое пособие. Красноярский гос.ун-т.- Красноярск. 2003г.

Методика разработана 1995-1996 гг. доктором психологических наук Б.И. Хасаном и кандидатом психологических наук Ю.А. Тюменевой.

Борис Иосифович Хасан - психолог, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии и педагогики развития СО РАО г. Красноярск, Россия.


Методика разработана 1995-1996 гг. доктором психологических наук Б.И. Хасаном и кандидатом психологических наук Ю.А. Тюменевой.

Борис Иосифович Хасан - психолог, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии и педагогики развития СО РАО г. Красноярск, Россия.

Предлагаемая методика «Выявление групп риска наркозависимости в старшем подростковом возрасте (14-17 лет)» представляет собой опросник для обучающихся.

Опросник предназначен для определения динамики степени (актуальности) риска появления зависимого поведения в условиях системы образования. Методика служит одним из инструментов оценки эффективности реализуемых программ профилактики.

Исследование рекомендуется проводить ежегодно.

Общая характеристика опросника.

Опросник представляет собой ряд биполярных утверждений, которые разнесены по трем диагностическим шкалам.

  1. Шкала «Поведение в ситуации риска» (6 утверждений) обнаруживает ту или иную стратегию поведения в ситуации риска (нормальное, адекватное поведение; неадекватное поведение – избегающая или преодолевающая стратегия).

  2. Шкала «Интерес к наркотикам» (6 утверждений) позволяет обнаружить разный характер интереса к области, связанной с наркотиками: отрицание какого то ни было интереса к наркотикам; любопытство к этой области; повышенный, обостренный интерес ко всему, что несет информацию о наркотиках, который связан с направленным поиском такой информации, структурированием времени «под этот интерес». Данные по шкале квалифицируются как обнаружение осуществленной пробы.

  3. Шкала «Социальные установки» (10 утверждений) обнаруживает наличие характеристик активного стремления к социально полезным действиям, увлеченности групповой работой, соревновательности, значимости для подростка социального одобрения или, наоборот, равнодушия и отрицания просоциальных событий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки.

Опрос проводится анонимно. На процедуру уходит примерно 30 минут. Важно, чтобы во время исследования учебная группа был в полном составе, поскольку, как указывалось выше, обработка результатов и определение норм проводится для каждой выборки. Отсутствующие школьники могут быть как раз «претендентами» во 2-ю или 3-ю группу риска, а значит, повлиять на определение норм значений и интерпретацию результатов в дальнейшем. О том, что тестирование будет проводиться, лучше сообщить ребятам заранее.

Для большей вероятности правдивых ответов к подросткам лучше обращаться как к экспертам, с просьбой о помощи. Кроме того, в инструкции может говориться о возможности получить индивидуальную связь в индивидуальной беседе. В дальнейшем этот ход можно использовать для начала более серьезной диагностической беседы. Опросник предназначен для использования в период актуального риска, и действительно, подростков очень интересуют результаты, полученные в ходе процедуры. Для школьных психологов эти результаты могут быть хорошим материалом для обсуждения вопросов ребят, касающихся всей области, связанной с наркотиками. Это могут быть их вопросы о себе или же о тех ситуациях, которые подростки наблюдают в своем окружении. В любом случае подобная беседа есть один из вариантов прямой профилактики. В тоже время подобные индивидуальные консультации являются стартом специальной, адресной работы с детьми, попавшими в группу риска, поскольку позволяют выяснить дефициты ребенка и простроить индивидуальные траектории развития.

Получить данные нужно (минимум) по всей параллели учебных групп, т.к. основной принцип их интерпретации – это сравнительный анализ, на основании которого строятся гипотезы о «локализации» в школе «зон риска».

Надо помнить, что в данном случае единицей анализа является не конкретный подросток, а группа в контексте всей параллели или школы.


Бланк опросника ГРН

Группа__________


Инструкция

Эта методика предназначена для выявления условий, способствующих или препятствующих благоприятному развитию школьника и его взрослению.


Прочитайте, пожалуйста, каждую пару утверждений и отметьте крестиком то положение, которое выражает степень Вашей близости к той или иной позиции.

Давайте договоримся, что мы не будем считать наркотиками сигареты и алкоголь, тогда как клей, бензин, растворитель и т.д. – это наркотики.




6

5

4

3

2

1


1

Я не собираюсь откладывать удовольствия из-за других важных дел







Я откладываю удовольствия, если сейчас есть важные дела

2

Мне часто бывает скучно







Мне не бывает скучно

3

В своей жизни мне довелось разговаривать с людьми, употребляющими наркотики







В своей жизни мне не приходилось общаться с людьми, употребляющими наркотики

4

Кроме уроков в школе у меня нет никакого важного дела







Кроме уроков в школе у меня есть и другие важные дела

5

Я жажду новых впечатлений







Мне не нужны новые впечатления

6

Некоторые мои друзья употребляют наркотики







Мои друзья не употребляют наркотики

7

Бывают моменты, когда я чувствую, что от меня все отвернулись


Я не пытаюсь понять причину возникновения этой ситуации







Я пытаюсь понять, в чем причина


Я ничего не делаю







Я делаю все, чтобы исправить такое положение дел

8

Для меня наиболее важно, что думают об употреблении наркотиков мои друзья.







Для меня наиболее важно, что думают об употреблении наркотиков мои учителя, родители.

9

Плохие оценки меня не волнуют







Я очень переживаю из- за плохих оценок

10

Я считаю, что человек, употребляющий наркотики, не причиняет никакого вреда людям, которые его окружают.







Я считаю, что человек, употребляющий наркотики, может причинить вред людям, которые его окружают.

11

Я считаю, что употребление наркотиков - личное дело каждого.







Я считаю, что употребление наркотиков – это проблема не только человека, который это делает, но и проблема всего общества.

12

Мне безразлично, что думают обо мне мои родители







Мне далеко не безразлично, что думают обо мне мои родители

13

Люди, употребляющие и распространяющие наркотики, не нарушают закон.







Люди, употребляющие и распространяющие наркотики, нарушают закон.

14

У меня нет плана на будущую жизнь







У меня есть четкий жизненный план

15

Когда друзья предлагают мне что-то интересное, но запретное, я соглашаюсь







Когда друзья предлагают мне сделать что-то интересное, но запретное, я не соглашаюсь

16

Если бы у меня была возможность выбирать, то я бы:


Спрыгнул с парашютом







Сыграл в компьютерную игру, имитирующую прыжки с парашютом

17

Я считаю, что совсем не обязательно вести полностью здоровый образ жизни







Я считаю, что здоровый образ жизни- это важно

18

Мне все равно, хороший у меня характер или нет







Мне важно, хороший у меня характер или нет

19

Я ничего не делаю для того, чтобы родители могли мною гордиться







Я делаю все, чтобы родители могли мною гордиться

20

Я не стараюсь делать свой характер лучше







Я стараюсь изменить свой характер в лучшую сторону

21

Мне все равно, что думают обо мне мои одноклассники







Для меня важно, что думают обо мне одноклассники

22

Я ничего не делаю, для того, чтобы мои одноклассники думали обо мне хорошо







Я делаю все, для того, чтобы мои одноклассники думали обо мне хорошо


Ключ к опроснику


Название шкал

Шкала «Поведение в ситуации риска»

Шкала «интерес к наркотикам»

Шкала «социальные установки»

№ утверждения

2, 5, 7а, 7б, 15, 16

3, 6, 8, 10, 11, 13

1, 4, 12, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Подсчитывается количество баллов, набранное по каждой шкале для каждого обучающегося в группе. Крайняя левая клетка соответствует 6 баллам, крайняя правая - 1 баллу.


Обработка результатов:

Обработка результатов проводится для каждой группы отдельно и для всей школы в целом.

Результаты опросника обрабатываются следующим образом:

  1. Подсчитывается среднее значение по каждой из трех шкал для всех обучающихся группы.

  2. Определяется стандартное отклонение от среднего значения.

  3. Определяется среднее, высокое и низкое значение для каждой шкалы:

а) к среднему значению прибавляется значение стандартного отклонения – это верхняя граница нормы.

б) от среднего значения вычитается значение стандартного отклонения – это нижняя граница нормы;

  1. Результаты ниже нормы оцениваются как низкие, попадающие в норму - средние, выше нормы - высокие.

Например: общее количество опрошенных - 288 обучающихся.

Среднее значение -19,48.

Стандартное отклонение - 4,91

Среднее значение (С): (19,48-4,91) - (19,48+4,91) =14,47-24,39

Низкое значение (Н): 0-14

Высокое (В): 25-36

  1. Для интерпретации данных, полученных при исследовании распределяется сочетание показателей по группам риска.


Группы риска

"поведение в ситуации риска"

"интерес к наркотикам"

"социальные установки"

Гр."не рискующие"

С

С

С

Н

С

С

1-я гр. риска "потенциально готовые к пробе"

Любой показатель

(Н,С,В)

Н,С

Любой показатель

(Н,С,В)

2-я гр.риска "совершившие пробу"

Любой показатель

(Н,С,В)

В

Н,С

3-я гр.риска "аддиктивное поведение"

Любой показатель

(Н,С,В)

В

В


1 группа риска («потенциально готовые к пробе») – подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения.

2 группа риска – подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения и осуществившие как минимум однократную пробу.

3 группа риска – подростки с аддиктивной формой поведения.

Аддиктивное поведение – это многократное употребление психоактивных веществ, но без признаков психической или физиологической зависимости, является переходной стадией к наркомании и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения.

Степень риска увеличивается от первой к третьей группе.

С помощью опросника определяются «напряженные места в школе, но ни в коем случае не «ставится диагноз» конкретному ребенку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!