СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «выгорания» (профессионального истощения) американских исследователей К. Маслач и С. Джексон. В соответствии с данной моделью профессиональное истощение понимается как комплекс эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений.
Опросник ПВ («психического выгорания»), разработанный на основе модели К. Маслач и С. Джексон, разработан Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой)
Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «выгорания» (профессионального истощения) американских исследователей К. Маслач и С. Джексон. В соответствии с данной моделью профессиональное истощение понимается как комплекс эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений.
Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии и эмоциональном перенасыщении.
Вторая составляющая – деперсонализация – проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других, в других – повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к другим субъектам профессиональной деятельности (пациентам, учащимся, подчиненым и т.д.).
Третий компонент – редукция личных достижений – может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно профессиональных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Целью данного занятия является овладение методикой измерения собственного профессионального истощения.
Исследование может проводиться индивидуально и в группах.
Прочитайте инструкцию и ответьте на вопросы.
Инструкция
«Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа «человек – человек» рассматривают свою работу и людей, с которыми они тесно сотрудничают. Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли Вы себя, таким образом, относительно Вашей работы. Если у вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – никогда. Если у вас было такое чувство, укажите, как часто Вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
никогда | Очень редко | редко | иногда | часто | Очень часто | Всегда |
Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должна идти на работу.
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.
Я общаюсь с учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.
Я чувствую себя энергичной и эмоционально воодушевленной.
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
Я чувствую угнетенность и апатию.
Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников и коллег.
В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.
Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня или манипулируют мною. Они скорее утомляют, чем радуют меня.
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
Я испытываю все больше жизненных разочарований.
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с моими с некоторыми моими учениками и коллегами.
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех.
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими учениками и коллегами.
Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.
Я многое успеваю сделать.
Я чувствую себя на пределе возможностей.
Я много смогу еще достичь в своей жизни.
Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
В соответствии с ключом подсчитайте сумму баллов по трем субшкалам. Суммируются количественные показатели по каждому номеру вопроса.
Ключ опросника ПВСубшкала | Номер утверждения | Сумма баллов (максимальная) |
Эмоциональное истощение | 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 | 54 |
Деперсонализация | 5, 10, 11, 15, 22 | 30 |
Редукция личных достижений | 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 | |
Определите уровни профессионального истощения в соответствии с показателями таблицы.
Уровни «выгорания»Субшкала | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Эмоциональное истощение | 0 - 16 | 17 - 26 | 27 и больше |
Деперсонализация | 0 - 6 | 7 - 12 | 13 и больше |
Редукция личных достижений | 39 и больше | 38 - 32 | 31 - 0 |
Если Вы получили средний и высокий уровень по какому-либо компоненту профессионального истощения, то данные проявления нуждаются в психологической коррекции.
«Профессиональная дезадаптация»
М.А.Дмитриева.
Цель данного занятия заключается в оценке уровня психологической и физиологической профессиональной дезадаптации.
Обследование может проводиться индивидуально и в группе.
Зачитайте инструкцию: «Вам будет предложен ряд утверждений. Определите, соответствуют ли они Вашему состоянию. Не следует тратить много времени на
обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, некоторые утверждения вызовут у Вас затруднение, в этом случае знак ответа (+) поставьте в графе «соответствует частично». Но старайтесь давать ответы более определенные».
Ответы заносятся в бланк ответов (см. ниже). Старайтесь давать более определенные ответы (да или нет).
Опросник для оценки проявлений дезадаптации
Чаще всего у меня хорошее самочувствие.
Обычно у меня хорошее настроение.
У меня иного различных интересов, помимо работы.
Я стал раздражительным.
Я стал чаще болеть в последнее время.
Мне нравится работать в коллективе.
У меня постоянно меняется настроение.
В последнее время я чувствую общее недомогание.
У меня ровный и спокойный характер.
Меня часто одолевают мрачные мысли.
Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер.
Мне стало трудно общаться с новыми людьми.
У меня часто бывает подавленное настроение.
В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился спокойно.
Я стал вялым и безразличным.
Я часто бываю веселым и общительным.
Мне стало неприятно бывать в тех местах, где собирается много людей.
Я стал часто ссориться со своими родными и коллегами.
В последнее время мне реже, чем обычно, хочется встретиться со своими знакомыми.
Я с удовольствием прихожу на работу.
Моя работа мне перестала мне нравиться.
Обычно я работаю легко, без напряжения.
В начале смены мне трудно собраться с силами, чтобы начать работу.
Во время работы я часто отвлекаюсь на посторонние мысли, забываю, что нахожусь на рабочем месте.
Мне всегда хочется как можно быстрее закончить работу и уйти домой.
Мой рабочий день обычно пролетает незаметно.
Я без труда справляюсь с нормой.
Мне часто приходится заставлять себя работать внимательнее.
В последнее время мне стало труднее работать.
Я часто ловлю себя на мысли, что мне просто ничего не хочется.
Я стал пассивным.
Я стал забывчивым.
Мне трудно удержать в памяти даже те дела, которые надо сделать сегодня.
После работы я всегда чувствую себя разбитым.
В свободное время мне ничем не хочется заниматься, а только лечь и отдохнуть.
При чтении книги на меня нападает сонливость.
Когда я читаю, мне приходится напрягать глаза.
Я постоянно испытываю неприятные ощущения в глазах.
В последнее время я стал хуже видеть.
Меня мучают боли в висках и во лбу.
Когда я работаю, у меня почти все время болит спина и шея.
У меня отекают ноги.
У меня иногда возникает ощущение тошноты.
У меня часто болит голова.
У меня бывают головокружения.
Я чувствую постоянно тяжесть в голове.
У меня бывает ощущение шума или звона в ушах.
Иногда у меня перед глазами как будто летают блестящие мушки.
У меня бывают приступы сердцебиения.
У меня появилась одышка.
Иногда у меня бывает ощущение, что мне трудно вдохнуть.
Я стал часто покрываться испариной.
У меня легко потеют ладони.
У меня часто выступают красные пятна на шее и щеках.
Я легко засыпаю ночью.
Я постоянно хочу спать днем.
Обычно я сплю крепко.
У меня чаще всего беспокойный сон.
После пробуждения я засыпаю с трудом.
Утром мне трудно проснуться.
После сна я обычно встаю вялым, плохо отдохнувшим.
У меня часто бывает бессонница.
Я все время чувствую себя усталым.
Я чувствую себя абсолютно здоровым.
№ утверждения | Соответствует полностью | Соответствует частично | Не соответствует |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Для начала необходимо сопоставить ответы испытуемого с дешифратором (См. ключ). Подсчитать общее количество ответов, совпадающих с ключом. Каждый совпадающий ответ оценивается в 2 балла, ответ «Соответствует частично» - 1 балл. Максимальное количество баллов – 128.
Ключ:
нет
нет
нет
да
да
нет
да
да
нет
да
да
да
да
да
да
нет
да
да
да
нет
да
нет
да
да
да
нет
нет
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
да
нет
да
нет
да
да
да
да
да
да
нет
Дайте оценку уровня дезадаптации по следующим правилам:
96 баллов и более – высокий уровень дезадаптации, требующий принятия неотложных мер (психологических и медицинских);
от 65 до 95 баллов – выраженный уровень дезадаптации;
от 32 до 64 баллов – умеренный уровень дезадаптации;
до 32 баллов – низкий уровень.
Количество баллов по отдельным признакам указывает на источники дезадаптации. Подсчитайте количество баллов по отдельным признакам с помощью дешифратора:
Дешифратор
Признак | Номер утверждения |
| 2, 4, 7, 10, 13, 14, 15, 31 24, 28, 32, 33 22, 23, 27, 29, 36 1, 8, 30, 34, 35, 63 |
II. Соматовегетативные нарушения | 5, 37 – 54, 64 |
III. Нарушение цикла «сон – бодрствование» | 55 - 62 |
IV. Особенности социального взаимодействия | 3, 6, 9, 11, 12, 16 - 19 |
V. Снижение мотивации к деятельности | 20, 21, 25, 26 |
Отдельные проявления дезадаптации подсчитываются в процентном соотношении.
Например: признак «снижение мотивации деятельности» проявляется в вопросах на 4 вопроса, максимальное количество баллов, которые может набрать испытуемый – 8 баллов (они принимаются за 100%). Испытуемый набрал по данному признаку – 6 баллов. Значит профессиональная дезадаптация по признаку «снижение мотивации к деятельности» выражена у него на уровне 75%.
Те признаки, которые в процентном соотношении имеют показатель более 50% нуждаются в психологической коррекции.
Инструкция: « Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете».
Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
Моя работа притупляет эмоции.
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
Иногда самые обычные ситуации общения ни работе вызывают раздражение.
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
В общении на работе я придерживаюсь принципы: «не делай людям добра, не получишь зла».
Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
Я очень переживаю за свою работу.
Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже. Чем обычно.
Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
Успехи в работе вдохновляют меня.
Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
Я потерял покой из-за работы.
На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
Я часто работаю через силу.
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как всё надоело, никого бы не видеть и не слышать.
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
Моя карьера сложилась удачно.
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка данных:
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:
Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания».
Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».
Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.
«Напряжение»
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2),
-37(3), +49(10), +61(5). -73(5)
2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5),
+74(3)
3. «Загнанность в клетку»:
+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
4. Тревога и депрессия:
+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), + 76(3)
«Резистенция»
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
+5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация:
+6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
3. Расширение сферы экономии эмоций:
+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей:
+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
«Истощение»
1. Эмоциональный дефицит:
+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
2. Эмоциональная отстраненность:
+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация):
+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более - сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики. Освещаются следующие вопросы:
какие симптомы доминируют;
какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат изменению, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
«Влияние профессии на поведение»
Целью данного занятия является выявления чувства неуверенности в себе в процессе реализации профессиональной деятельности.
Прочтите инструкцию и ответьте на следующие вопросы.
Инструкция: «На следующих страницах Вы найдете целый ряд утверждений, которые отражают опыт, восприятие, поступки. Каждое из этих утверждений может более или менее относится к любому человеку.
Ответьте, пожалуйста, в какой степени распространяется на Вас данное утверждение, отметив его крестиком.
Действуйте следующим образом: под каждым утверждением под буквами A, B, C и D, Вы найдете краткие замечания, которые облегчат Вам оценку этого утверждения. Вы сразу заметите, что A и D всегда содержат противоположные ответы, в то время как B и C являются переходными ступенями, причем В сильнее связано с А, а С с D. После того, как Вы убедились, какие противоречия выражены в А и D, вы сможете выбрать один из четырех ответов, даже если один из вспомогательных ответов касается Вас меньше всего. Внесите Ваши ответы в предложенный листок. Обратите внимание на то, чтобы номера под клеточками ответов точно соответствовали номерам вопросов.
Пожалуйста, дайте свою оценку каждому утверждению.
Отвечайте откровенно и без страха».
Номер вопроса | A | B | C | D |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
И т.д. |
|
|
|
|
Тест на определение чувства неуверенности в себе
1.Если в беседе у меня внезапно иссякает тема разговора, то я чувствую себя:
А. ужасно неприятно.
В. достаточно неудобно.
С. несколько неудобно.
D. чуть – чуть неприятно, совершенно безразлично.
2.Часто меня мучают сомнения, не испортил ли я какой-либо выходкой того впечатления, которое составили обо мне окружающие:
А. Это я испытываю всегда, почти постоянно.
В. это случается со мной часто.
С. это бывает со мной не так уж редко.
D. это я испытываю совсем редко.
3. Если меня застали врасплох и внезапно привлекли к ответу, то я шокирован этим настолько, что вообще не в состоянии спорить.
А. да, так бывает почти всегда.
В. это случается со мной часто.
С. это бывает только иногда.
D. это почти никогда не случается.
4. Я чувствую, что много глупее других людей и знаю меньше их. Я испытываю подобное чувство:
А. почти всегда.
В. очень часто.
С. иногда.
D. очень редко.
5.Я способен довольно долго скрывать свою досаду, но потом неожиданно мои чувства прорываются весьма бурно.
А. да, так случается всегда.
В. это бывает со мной очень редко.
С. иногда это со мной случается.
D. это бывает исключительно редко.
6.Я чувствую себя весьма скованно в отношениях с лицами противоположного пола.
А. всегда.
В. достаточно часто.
С. временами.
D. очень редко.
7.Попросить о маленьком одолжении, которое не потребует особого времени, мне:
А. очень неудобно.
В. неудобно.
С. несколько неудобно.
D. не составляет никакого труда.
8.Критика на производстве или в учреждении, направленная в мой адрес, тотчас уничтожает все мои достижения (вместо того, чтобы меня «пришпорить»).
А. почти всегда.
В. достаточно часто.
С. не так уж часто.
D. очень редко.
9.Мне кажется, что если бы я, как это делают другие, заявил бы о своих мыслях и желаниях, многие бы разочаровались во мне.
А. это сильно ко мне относится.
В. это относится ко мне в достаточной степени.
С. это в некоторой степени относится ко мне.
D. это почти ко мне не относится.
10.Потребовать от другого человека то, что причитается мне по справедливости:
А. почти не в состоянии.
В. очень редко в состоянии.
С. иной раз удается, иногда часто.
D. всегда в состоянии.
11.Я чувствую себя просто отвратительно, когда мне впервые приходится войти в помещение, где уже собрались люди, которые меня станут рассматривать (например, зал ожидания, купе поезда, ресторан).
А. да, это почти невыносимо для меня.
В. это доставляет мне много хлопот.
С. это меня немного раздражает.
D. это причиняет мне немного неудобств.
12.Мне кажется, что мои способности в служебной или производительной деятельности весьма недостаточны.
А. это ощущение у меня постоянно.
В. оно бывает у меня часто.
С. временами.
D. почти никогда.
13.На службе я никогда не могу сказать «нет», если речь идет о выполнении какого-либо дополнительного задания.
А. это относится ко мне целиком и полностью
В. это относится ко мне во многих случаях
С. это бывает со мной временами.
D. этого со мной не бывает.
14.Часто меня критикуют абсолютно несправедливо, что меня глубоко задевает. Это бывает со мной:
А. почти всегда.
В. достаточно часто.
С. временами.
D. достаточно редко.
15.Если окружающие ждут этого от меня, то я веду себя в манере, абсолютно не соответствующей моему внутреннему «Я».
А. почти всегда.
В. довольно часто.
С. иногда
D. никогда
16.Мне очень трудно просить об одолжении, связанными с какими-либо затратами, одних людей (например коллег по работе), и много легче – других
А. это относится ко мне целиком
В. это бывает со мной иногда.
С. это бывает со мной очень редко
D. это ко мне совершенно не относится.
17.Меня очень огорчает, что из-за своей внешности я много проигрываю по сравнению с другими людьми
А. это относится ко мне целиком и полностью.
В. это относится ко мне в известной степени
С. это относится ко мне иногда.
D. это ко мне совершенно не относится.
18.Я мучаюсь страхами допустить на работе такую ошибку, которая может повлечь за собой неприятные для меня последствия.
А. постоянно.
В. очень часто.
С. иногда.
D. очень редко.
19.Критику я воспринимаю только из уст одного или нескольких определенных лиц.
А. это касается меня целиком и полностью.
В. это касается меня в известной степени.
С. это касается меня в некоторой степени.
D. это меня совершенно не касается.
20.В каком-либо административном учреждении я чувствую себя настолько скованным, что мне не удается правильно изложить свои требования.
А. просто всегда.
В. в большинстве случаев.
С. часто.
D. иногда.
21.Собственное мое внутреннее «Я» совершенно отлично от тех внешних проявлений, которые я себе разрешаю. Я испытываю это:
А. почти во всех ситуациях.
В. достаточно часто.
С. часто.
D. иногда.
22.Меня очень злит, что многие люди, с которыми мне постоянно приходится иметь дело, совершенно не придерживаются прописей, не соблюдают правил приличия и не действую по справедливости.
А. это касается меня целиком и полностью.
В. это бывает часто.
С. это меня касается мало.
D. это ко мне не относится.
23.Когда мне приходится давать справки незнакомым людям или просто разговаривать с ними, я всегда чувствую себя неуверенным.
А. очень сильно.
В. достаточно.
С. несколько.
D. никогда этого со мной не бывает.
24.Если меня в чем-нибудь упрекают, то я спешу со всем согласиться, вместо того, чтобы спорить.
А. почти всегда.
В. очень часто.
С. иногда.
D. никогда.
25.Общаясь со своим шефом или другими значимыми для меня лицами, я испытываю большой внутреннее беспокойство и стеснение. Это чувство развито у меня:
А. очень сильно.
В. достаточно сильно.
С. иногда бывает.
D. я его не испытываю.
26.У меня бывает неприятное чувство, что я могу сделать, сказать что-нибудь такое, из-за чего от меня отвернуться или станут презирать люди, мнением которых я очень дорожу.
А. да, собственно говоря, постоянно.
В. во многих случаях.
С. иногда.
D. никогда.
27.Я чувствую себя обездоленным, т.к. обладаю некоторым физическим недостатком.
А. это относится ко мне целиком и полностью.
В. это относится ко мне в большей степени.
С. это бывает со мной очень редко.
D. я не испытываю такого чувства никогда.
28.Даже близким людям я не могу рассказать о том, что мне в них не нравится.
А. это относится ко мне целиком и полностью.
В. это относится ко мне в большей степени.
С. это почти ко мне не относится.
D. это ко мне не относится.
29.Меня не удовлетворяет то обстоятельство. Что обычно я остаюсь в одиночестве, стремясь придать преимущественное значение общественным и производственным задачам перед личными делами.
А. это относится ко мне целиком и полностью.
В. это относится ко мне в большей степени.
С. это почти ко мне не относится.
D. это ко мне не относится.
30.Только при условии абсолютной необходимости я могу что-либо с кого-нибудь спросить и вступить с этим человеком в спор.
А. да, это касается меня целиком и полностью
В. это касается меня в достаточной степени.
С. это несколько меня касается.
D. это ко мне не относится.
31.Мне бы хотелось в глубине души быть чуть-чуть привлекательным для противоположного пола.
А. да, это касается меня целиком и полностью
В. это касается меня в достаточной степени.
С. это несколько меня касается.
D. это ко мне не относится.
32.Даже в узком кругу знакомых людей я чувствую себя очень смущенным.
А. да, это бывает со мной почти всегда.
В. это бывает со мной очень часто.
С. это бывает со мной временами.
D. это бывает со мной очень редко.
33.Если я не помогу другим людям так, как считаю себя обязанным, я считаю себя дурным человеком.
А. да, обычно так бывает.
В. часто я испытываю подобное чувство.
С. иногда.
D. очень редко.
34.Хотя я обязан делать это по службе, я не могу что-либо потребовать от коллег или подчиненных.
А. совсем не в состоянии это сделать или с величайшим трудом.
В. только с трудом.
С. это мне несколько неприятно.
D. без всяких трудностей.
35.В ответ на упреки или нападки я либо уступаю и молча проглатываю обиду, либо защищаюсь резко, громким голосом. Эти противоречия обычны для меня.
А. особенно типичны.
В. характерны для меня до некоторой степени.
С. возможны.
D. нехарактерны.
36.Обратиться к другим людям с просьбой, исполнение которой может потребовать каких-либо хлопот для меня:
А. представляется абсолютно невозможным.
В. связано с большими трудностями.
С. несколько затруднительно.
D. не очень трудно.
37.Скорее я откажусь от собственных планов, чем от выполнения чьей-либо просьбы.
А. это для меня абсолютно типично.
В. это характерно для меня в большинстве случаев.
С. это со мной бывает.
D. этого я о себе не могу сказать.
38.Я никогда не бываю в состоянии высказать критические замечания в адрес определенных лиц, даже если они меня очень раздражают. Это мне мешает:
А. очень сильно.
В. сильно.
С. чуть-чуть.
D. нисколько.
39.Если я чувствую, что во время работы меня контролируют или просто смотрят, то я становлюсь настолько неуверенным в себе, что именно тогда и допускаю самые грубые ошибки.
А. это происходит со мной всегда.
В. это случается со мной очень часто.
С. так бывает, но не очень часто.
D. такое случается со мной очень редко.
40.Я очень болезненно отношусь к критике моего поведения или моего внешнего вида.
А. да, это типично для меня.
В. это относится ко мне в достаточной степени.
С. такое бывает со мной достаточно редко.
D. это для меня абсолютно нетипично.
41.Даже если я вижу, что меня эксплуатируют, то и тогда:
А. я не могу отказаться.
В. мне очень трудно отказаться в этом.
С. отказать в просьбе мне стоит некоторых усилий.
D. я сознательно отказываюсь выполнять просьбу.
42.Разговаривая с людьми, почитаемыми мной, я сам себе кажусь маленьким и ничтожным.
А. всегда.
В. часто.
С. иногда.
D. редко.
43.Я очень горько упрекаю себя, если мне кажется, что не обратил должного внимания на чувство другого человека или даже как-то задел его.
А. да, собственно говоря, так бывает всегда.
В. очень часто.
С. только изредка.
D. очень редко.
44.Если мне приходится говорить в присутствии нескольких человек, например, выступать в какой-либо дискуссии, более всего меня страшит сказать что-то неверное.
А. да, так бывает со мной всегда.
В. так бывает в большинстве случаев.
С. это почти ко мне не относится.
D. это меня абсолютно не касается.
45.Честно говоря, я думаю, что мои способности и возможности недооценивают.
А. почти всегда.
В. по крайней мере, часто.
С. временами.
D. никогда.
Со мной часто бывает так, что я могу чего-то добиться для других и ничего для себя лично.
А. это типично для меня.
В. так бывает в большинстве случаев.
С. это правильно для меня лишь отчасти.
D. я вообще не могу этого сказать.
47.Человеку, которому я обязан или благодарен, я не могу отказать, даже в неблагоприятный момент.
А. да, так бывает со мной всегда.
В. да, так бывает со мной часто.
С. только в некоторых случаях.
D. этого со мной не бывает.
48.Все время я вижу, что окружающие не понимают моих желаний и побуждений.
А. это относится ко мне целиком и полностью.
В. именно так и бывает в большинстве случаев.
С. иногда со мной такое бывает.
D. со мной этого не бывает.
49.Опасение, что я скажу что-нибудь нелепое. Заставляет меня быть очень сдержанным в присутствие моего шефа. Это относится ко мне:
А. целиком и полностью.
В. достаточно сильно.
С. иногда.
D. редко.
50.Мне встречаются ситуации, в которых я боюсь подвергнуться совершенно обескураживающей критике.
А. почти каждый день.
В. достаточно часто.
С. иногда.
D. редко.
51.Я абсолютно избегаю вступать с кем-либо в спор, даже если бы это было необходимо.
А. это полностью соответствует моему характеру.
В. так бывает со мной очень часто.
С. так я веду себя довольно редко.
D. это не соответствует моему характеру.
52.Вообще я не могу попросить кого-нибудь выполнить какую-либо мою просьбу, в чем бы она ни заключалась.
А. это полностью соответствует моему характеру.
В. это в достаточной степени соответствует моему характеру.
С. так я веду себя довольно редко.
D. это не соответствует моему характеру.
53.Если я не могу достичь своей цели добротой и разумом, в душе я не могу заставить себя действовать иначе. Это соответствует моему мнению:
А. целиком и полностью.
В. почти.
С. в некотором плане.
D. не соответствует.
54.Если я чем-либо себя скомпрометирую, я совершенно подавлен и долго не могу прийти в себя.
А. это совершенно соответствует моему характеру.
В. это в достаточной степени соответствует моему характеру.
С. это бывает со мной редко.
D. это не соответствует моему характеру.
55.Если бы я только захотел, я бы еще смог привести доказательства тех или иных скрытых своих способностей, о которых окружающие не подозревают. Я полагаю, что мог бы сделать нечто подобное.
А. при любом удобном случае.
В. достаточно часто.
С. иногда.
D. очень редко.
56.Критика в чей-либо адрес приносит мне только неприятности.
А. это абсолютно соответствует моему характеру.
В. это соответствует моему характеру до известной степени.
С. это бывает со мной редко.
D. это не соответствует моему характеру.
57.Если мне приходится воспользоваться чьей-либо помощью или кого-либо за что-либо благодарить, я чувствую себя:
А. в высшей степени неуверенно.
В. достаточно не уверенно.
С. несколько неловко.
D. абсолютно без изменений.
Обработка результатов
Каждый ответ в колонках А, В, С и D оценивается в один балл. Подсчитайте сумму баллов в каждой колонке. Сумма колонки А умножается на 3; сумма колонки В умножается на 2; сумма колонки С умножается на 1; сумма колонки D умножается 0. Полученные величины сложите, и у Вас получится общий показатель неуверенности.
Границы дезадаптации личности по показателю неуверенности сравнивают с показателем С (в таблице):
Общий показатель | Показатель С |
0 - 29 | 1 |
30 – 33 | 2 |
34 – 52 | 3 |
53 – 78 | 4 |
79 – 93 | 5 |
94 – 106 | 6 |
107 – 111 | 7 |
112 – 131 | 8 |
132 и более | 9 |
В психологической коррекции неуверенности в себе в процессе реализации профессиональной деятельности нуждаются испытуемые, у которых показатель С более 5.
Локус контроля
Уточнение типа мотивации обязательно проводится по методике когнитивной ориентации – локус контроля по Д.Б. Роттеру. Локус контроля – устойчивое качество личности, выражающееся либо в принятии ответственности (объясняя все своим поведением, ошибками и т.д.) за происходящие с ним события - интернальный локус контроля, либо в отвержении ее, т.е. склонность приписывать ответственность за все происходящее с ней внешним факторам, находя причины неблагоприятного развития ситуации вне себя – экстернальный локус контроля.
Инструкция: Выберите из каждой пары одно (и только одно) высказывание, с которым Вы больше всего согласны, и отметьте соответствующую ему букву на бланке ответов.
1. а) издержки в воспитании детей часто связаны с излишней строгостью родителей.
б) в наше время неблагополучие детей в большей степени зависит от того, что родители недостаточно строги с ними.
2. а) многие несчастья в жизни людей объясняются невезением.
б) людские невезения – результат их собственных ошибок.
3. а) большинство недостатков в работе в сфере обслуживания связаны с тем, что мы плохо с ними боремся.
б) в ближайшее время улучшить сферу бытового обслуживания невозможно.
4. а) к людям относятся так, как они того заслуживают.
б) к несчастью, достоинства человека часто остаются непризнанными, как бы он не старался.
5. а) спокойная жизнь студента при факультете зависит от его отношений с начальником курса.
б) у добросовестного студента не бывает конфликтов с учебной частью.
6. а) жалобы на то, что преподаватели несправедливы к студентам, редко бывают обоснованными.
б) большинство студентов не осознают, что их оценки, в основном, зависят от случайности.
7. а) без везения никто не может преуспеть в жизни.
б) если способный человек немногого добился, значит, он не использовал свои возможности.
8. а) как бы Вы не старались, некоторым людям Вы все равно не понравитесь.
б) люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими.
9. а) наследственность играет главную роль в определении личности.
б) человека определяет его жизненный опыт.
10. а) из моего опыта следует, что если что-то должно произойти, то это произойдет.
б) я убедился, что принять решение о выполнении определенного действия лучше, чем положиться на случай.
11. а) в жизни студента, который всегда тщательно готовится к занятию, редко бывает несправедливая оценка.
б) систематические занятия – излишняя трата сил, так как экзамен – это своеобразная лотерея.
12. а) успех приносит усердная работа, он мало связан с везением.
б) чтобы хорошо устроиться, нужно вовремя оказаться в нужном месте.
13. а) мнение студента будет учтено, если оно обосновано.
б) студенты практически не оказывают влияния на решения деканата.
14. а) что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить намеченное.
б) планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая.
15. а) есть определенные люди, в которых нет ничего хорошего.
б) что-то хорошее есть в каждом.
16. а) если принято верное решение, то достижение того, что я хочу, мало зависит от обстоятельств.
б) очень часто мы можем принять решение, гадая на монете.
17. а) кто станет руководителем – часто зависит от того, кому повезет.
б) нужны специальные способности, чтобы заставить людей выполнять то, что нужно.
18. а) события в мире зависят от сил, которыми мы не можем управлять.
б) принимая активное участие в политике и общественных делах, люди могут контролировать мировые события.
19. а) если в школе скучно, значит администрация «никуда не годиться».
б) сделать жизнь в школе веселой и интересной зависит от нас самих.
20. а) большинство людей не сознают, до какой степени их жизнь определяется случаем.
б) не существует реально такой вещи, как везение.
21. а) человек иногда вправе допустить ошибку.
б) обычно лучше всего «прикрыть» свою ошибку.
22. а) трудно понять, почему мы нравимся некоторым людям.
б) как много друзей ты имеешь, зависит от того, что ты за личность.
23. а) неприятности, которые с нами случаются, сбалансированы удачами.
б) большинство несчастных судеб – результат отсутствия способностей, невежества и лени.
24. а) аспирант – в прошлом свободный трудолюбивый студент или работник.
б) чтобы поступить в аспирантуру, нужны «связи».
25. а) иногда я не могу понять, на основании чего преподаватели выводят оценки.
б) есть прямое соотношение между усердием ученика и оценкой.
26. а) хороший лидер в коллективе ожидает, что каждый сам решит, что ему делать.
б) хороший лидер в коллективе определяет, что делать каждому.
27. а) добровольно работая сейчас, я обеспечиваю себе будущие научные достижения.
б) большинство великих научных открытий – результат непредсказуемых озарений.
28. а) не раз я чувствовал, что у меня мало влияния на события, которые со мной случаются.
б) я почти не верю, что везение или удача играют важную роль в моей жизни.
29. а) люди одиноки потому, что не стараются быть дружелюбными.
б) не много пользы в том, чтобы стараться быть приятным людям: если ты им нравишься, то и так нравишься.
30. а) в высшей школе неоправданно много внимания уделяют физкультуре.
б) занятия спортом – лучшее средство воспитания характера.
31. а) то, что со мной случается – это мои собственные действия и поступки.
б) иногда мне кажется, что моя жизнь идет сама по себе.
32. а) рядовому работнику трудно понять, на основании чего, администрация выносит свои решения.
б) чаще всего работники сами виноваты, если администрация применяет строгие меры.
Экстернальный локус контроля:
2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8а, 10а, 11б, 12б, 13б, 14б, 16б, 17а, 18а, 19а, 20а, 22а, 23а, 24б, 25а, 27б, 28а, 29б, 31б, 32а.
Интернальный локус контроля:
2б, 3а, 4а, 5б, 6а, 7б, 8б, 10б, 11а, 12а, 13а, 14а, 16а, 17б, 18б, 19б, 20б, 22б, 23б, 24а, 25б, 27а, 28б, 29а, 31а, 32б.
Маскировочные пункты: 1, 9, 15, 21, 26, 30.
О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другими.
Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности.
Для экстерналов свойственно внешне направленное поведение, атрибуцией ситуации для них предпочтителен шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна лишь как внешне стимулируемая, причем в случае успеха происходит демонстрация способностей. Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка экстерналам весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.
Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности самодеятельности. В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности («Я – идеального»). Вследствие большей активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий, как будущего, так и прошлого. При этом поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков, более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению. В целом, в реальном. Во внешненаблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы. В соответствии с их взглядами стремление к достижению имеет на положительном полюсе свойства настойчивости, планомерности, старательности, ответственности, аккуратности и упорядоченности. Отрицательный полюс составляет апатичность, небрежность, безответственность и необязательность.
«Мотивация как активность в достижении профессионализма»
Целью данного занятия является выявление двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач (доминирование одного из этих мотивов).
Методика определения уровня мотивации достижения успеха
Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+3 – полностью согласен
+2 – согласен
+1 – скорее согласен, чем несогласен
0 – нейтрален
-1 – скорее несогласен, чем согласен
-2 – несогласен
-3 – полностью несогласен
Прочтите утверждения текста и оцените степень своего согласия (несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждений поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не тратьте времени на обдумывание. При обработке результатов производится подсчет баллов по определенной системе, а не анализ содержания отдельных ответов. Результаты теста будут использоваться только для научных целей, и дается полная гарантия о неразглашении полученных данных. Если у Вас возникли какие-то вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест. Теперь приступайте к работе!
Текст опросника:
Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна определять свою роль.
Более сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех.
Научно-популярную литературу я предпочитаю литературу развлекательного жанра.
Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудачи равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны не многим.
Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.
Если бы я собралась играть в карты, то я скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.
После неудачи я скорее становлюсь еще более энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.
Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи.
В новых, неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.
Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило.
Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.
Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела.
Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.
Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате, и мы решили бы устроить вечеринку, я бы предпочла сама организовать ее, чем это сделал бы кто-нибудь другой.
Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.
Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.
Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена.
Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа.
Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне указывают, что и как выполнять.
Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.
Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь реально их осуществить.
Для определения суммарного балла необходимо пользоваться следующей процедурой. Ответам испытуемых на прямые пункты вопросника (отмеченных знаком «+» в ключе) приписываются баллы на основе следующего соотношения:
-3 –2 –1 0 1 2 3
«+» = 1 2 3 4 5 6 7
ответам испытуемых на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») приписываются баллы на основе соотношения:
-3 –2 –1 0 1 2 3
«-» = 7 6 5 4 3 2 1
Ключ к мужской форме:
+1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30, +31, -32.
Ключ к женской форме:
+1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.
Полярность вопросов смотрим в ключе. Если испытуемый ответил на 1-ый вопрос «2», то смотрим:
-3 –2 –1 0 1 2 3
«+» = 1 2 3 4 5 6 7
балл, который соответствует ответу «2» – 6.
Если испытуемый на вопрос №3 ответил «1», то смотрим:
-3 –2 –1 0 1 2 3
«-» = 7 6 5 4 3 2 1
ответ «1» соответствует баллу – 3.
Подсчитайте суммарный балл. На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого.
На основе подсчета суммарного балла можно определить какая мотивационная тенденция у Вас доминирует.
Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делается вывод о том, что в мотивации достижения успеха у данного человека доминирует стремление к успеху.
Люди, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть равнозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление добиться только успехов в своей деятельности, ищут такую деятельность, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрения за действия, направленные на достижение поставленной цели.
Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают себе профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам.
Люди, ориентированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведет себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности.
Для человека, ориентированного на успех в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает. Другими словами, люди, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, кроме того, после неудачи они обычно добиваются лучших результатов.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164 баллов, то можно сделать вывод о доминировании стремления избегать неудачи.
Люди, мотивированные на избегание неудачи, проявляют неуверенность в себе, не верят в возможности добиться успеха, боятся критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания.
Люди, ориентированные на неудачи, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком тяжелые профессии. При этом они нередко игнорируют информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний. При преобладании мотивации избегания неудачи выбирают задачи, наиболее легкие или наиболее трудные. Для людей, ориентированных на неудачу, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении падает. Таким образом, люди, ориентированные на неудачу, стремятся избегать задач, которые они не могут решить с первого раза.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.
6