СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оптические иллюзии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект об обмане зрения. Не все что мы видим является действительностью.

Просмотр содержимого документа
«Оптические иллюзии»

МБОУ Сангарская СОШ №1










Оптические иллюзии














Руководитель: Гордиенко А.А.

учитель начальных классов

Выполнила Шурупова Милена

ученица 3 класса
















п. Сангар 2016г.

Содержание


Введение……………………………………………………………………………………..

3

Оптические иллюзии и их классификация.....................................................................

4

Практическая часть работы……………………………………………………………...

8

Заключение…………………………………………………………………………………

10

Список используемой литературы………………………………………………………

11






































Введение

В настоящее время, несмотря на развитие науки и техники, человек продолжает пользоваться своими субъективными оценками по всем направлениям. Мы воспринимаем окружающее нас как данность: солнечный луч, играющий бликами на поверхности воды, переливы красок осеннего леса, улыбку ребенка... Мы не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Почему иногда зрение нас подводит?

Выражение «обман зрения» очень распространено. К сожалению, наш глаз не точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Их известно очень большое количество и все они не однотипны, как и причины, их возникновения.

Однажды я смотрела фильм «Иллюзия обмана», на протяжении всего сюжета, главные герои, фокусники-иллюзионисты, завораживали меня различными иллюзиями. Я заинтересовалась, как же они это делают? Как возникают иллюзии? И можно ли их создать самой?

Все эти вопросы нас заинтересовали и составили актуальность нашей работы.

Целью является знакомство с оптическими иллюзиями.

Объект изучение оптических иллюзий и их классификация.

Предмет искусственная иллюзия как средство оптического обмана.

Цель, предмет и объект работы определили ряд следующих задач:

  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Найти примеры оптических иллюзий в природе, живописи, архитектуре.

  3. Создать фотографии с оптическими иллюзиями.

  4. Продемонстрировать оптическую иллюзию с помощью фокуса.

В своей работе мы выдвинули гипотезу, что не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.






















Оптические иллюзии и их классификация


Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению. Чаще всего глаза считают похожими на фотоаппарат или телекамеру, которая передает информацию на светочувствительную сетчатку. Мозг «смотрит» и «видит» все, что нас окружает. Однако не все так просто.

Во-первых, изображение на сетчатке повернуто.

Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза таких, как и рефракция, картинка на сетчатке размазана.

В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений и при зрительном поиске, мелкие непроизвольные колебания при фиксации на объекте, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом.

В-четвертых, как всем известно, мы моргаем и моргаем мы 5-6 раз в секунду. Так что же «видит» мозг?

Изучая данный вопрос в энциклопедической литературе, мы выяснили, что в переводе с латыни «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времен означает некие сбои в работе зрительной системе. Во второй половине 19 - начале 20 веков было создано множество текстовых изображений, которые говорят об ошибках того что мы на них видим.

Оптическая иллюзия - это впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, то есть, оптический обман.

Все оптические иллюзии в зависимости от происхождения можно разделить на 3 вида:

  1. Естественные (созданные природой) - другим словом мираж.

  2. Искусственные (придуманные человеком). Этот вид часто используются фокусниками - иллюзионистами.

  3. Смешанные (естественные иллюзии, которые создал человек) - это и модель миража, и иллюзионные картинки.

Для себя мы задумались, в чем причина возникновения зрительных иллюзий.

Ученый объясняют, что основными причинами возникновения оптических иллюзий является:

  1. Наши глаза, которые воспринимают идущий от предмета свет так, что в мозг приходит ошибочная информация;

  2. Мозг, который не всегда правильно реагирует на сигналы, проходящие от глаз.

Рассмотрим подробно классификацию оптических иллюзий.

Естественные оптические иллюзии

Мираж - это игра световых лучей. Слово «мираж» происходит от французского слова и обозначает «отражать, как в зеркале», причем роль зеркала играет воздух.

Иллюзия восприятия размера

Одной из самых известных иллюзий восприятия размера является иллюзия Мюллера-Лайера.

Посмотрев на этот рисунок, многие скажут, что отрезок со стрелками наружу длиннее отрезка со стрелками, направленными внутрь. На самом деле отрезки равны.

Два совершенно равных кружка в середине воспринимаются как разные по величине в зависимости от того, окружают ли их большие или меньшие кружки.

Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста, предмет будет казаться больше своей реальной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.

Искажение формы предметов

Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий. Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий.

Этот вид иллюзий находит свое объяснение в том, что резко выраженные особенности фона влияют на восприятие расположенных, на этом фоне предметов.

Движущиеся иллюзии

Неподвижное изображение кажется движущимся. Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны.



Геометрические иллюзии создают огромные возможности для художников, фотографов, модельеров. Однако инженерам и математикам приходится быть осторожными с чертежами и подкреплять «очевидное».


Искусственные иллюзии

Двойственные изображения - это изображения, в которых человек выделяет для себя либо фон, либо фигуру в зависимости от его восприятия картинки.

Изображения – перевёртыши, как ни крути, как не переворачивай изображения-перевертыши, а картинки местами не меняются.

Смешанные иллюзии

Это, пожалуй, самый большой раздел иллюзий. Ярким примером смешанной оптической иллюзии являются потрясающие рисунки на асфальте, которые под определенным углом просмотра смотрятся очень эффектно!


Применение оптических иллюзий

Оптические иллюзии не новы в архитектуре. В Одессе есть очень популярная достопримечательность «Ведьмин дом». Оптическая иллюзия плоского дома создается благодаря тому, что боковые стены дома построены под острым углом.


Многие художники пользовались иллюзиями в своих картинах.

Модный мир - мир зрительных иллюзий. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии. Вертикальные линии и детали одежды (полосы, стрелки на брюках, длинные шарфы, высокие каблуки) визуально стройнят и увеличивают рост. Контрастные вертикальные полосы, идущие по внешним бокам одежды, делают силуэт приталенным. Горизонтальные же линии (швы, карманы, оборки, ремешки на обуви) полнят. Клетка увеличивает объём, а круги придают формам округлость. Костюм в одном цвете даёт видимость высокого роста, выглядит более изысканно и элегантно, а одежда с яркими цветовыми пятнами полнит.

При восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие выступающие. Чем больше контраст, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма.

Чем меньше контраст, тем менее заметен объект. На основе иллюзии «Фигура и фон» делают камуфляжную одежду для военных и охотников. В годы Великой Отечественной войны такие камуфляжные халаты использовали снайперы и разведчики. Такой природный камуфляж часто встречается в природе.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что оптические иллюзии разнообразны. С помощью них художники, архитекторы и модельеры создают свои шедевры. С точностью можем сказать, что оптические иллюзии поднимают настроение.














































Практическая часть работы


Мы решили исследовать, как мои одноклассники воспринимают зрительные иллюзии.

В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» класса – 30 человек. Задания состояли в следующем:

  1. Рассмотреть картинку и определить, что на ней изображено.

  1. Рассмотреть иллюзию и определить движется ли изображение.

  1. Определить сколько лиц на картинке.


Я провела исследования среди учащихся 3 «А» класса и определила процент восприятия иллюзий школьниками. В первом задании 60% ответили, что видят на рисунке белую вазу, оставшиеся 40% - черные головы людей.



Отвечая на следующий вопрос, движется ли изображение на картинке, мы выявили, что большая часть класса подвержена оптическим иллюзиям. Ответ «движется» дали 23 человека, что составляет 76% опрашиваемых.



Последнее задание показало, что 33% опрашиваемых увидели 7 лиц на изображении, оставшиеся 67% сосчитали 8 лиц.


Эксперимент показал, что мы не всегда видим то, что есть на самом деле, следовательно, наша гипотеза верна.

Мы пришли к выводу, что объекты и явления, которые мы видим, не всегда соответствуют реальности и являются правдой. Проведенный анализ учит нас, что не всегда следует ограничиваться только оценкой на глаз, а следует подключать логику и производить измерения. Люди не могут полностью контролировать то, что они видят и легко поддаются иллюзии.




























Заключение


Зрительный аппарат и мозг у каждого человека по-разному воспринимают поступающую информацию. Уровень восприятия у каждого человека разный. И зрительные иллюзии воспринимаются по-разному.

Благодаря проведенному исследованию, мы с точностью можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Все поставленные нами задачи и цель были решены.

Если глубоко изучать создание искусственных иллюзий, то можно придти к чему – то новому, интересному. Зрительное восприятие человека не имеет границ, и человек изучая зрительные иллюзии в дальнейшем, возможно создаст новые направления.































Список используемой литературы


1) С. Толанский «Оптические иллюзии», Мир, 1967.

2) Дуг Андерсон «Хитрые загадки в картинках» АСТ, Астрель 2007г.

3) Сарконе, Ваэбер: Удивительные оптические иллюзии. Арт-родник, 2013 г.

4) Материал из интернета: http://www.wikipedia.org/

5) http://alamor.kvintone.ru/joker/illuzii/illuzii.htm

6) http://illusion.turist.by/main/index/index.php










16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!