Оптимальное чтение – это со скоростью разговорной речи,т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту.
Скорость чтения является самым важным фактором из числа
влияющих на успеваемость. И для этого мы должны стремиться,
чтобы в конце начального обучения большая часть учеников
имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Как же выйти
на этот уровень, как Добиться этой скорости — скорости
оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?
В условиях переполненных классов учитель не имеет
возможности ' работать с каждым учеником индивидуально,
поэтому использует коллективные и групповые методы работы,
уделяет внимание созданию правильных установок и
стимулированию учащихся.
1. Важна не длительность, частота тренировочных упражнений.
Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что
постоянно перед глазами, а то, что мелькает, то есть, то нет.
Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до
автоматизма, мы должны проводить упражнения короткими
порциями, но не большой частотой.
читают одновременно вслъх. 5
товарищам` каждый со своей скоростью.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
Любой урок начинается с того, что дети открывают книгу, пять
минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и
дальше идёт обычный урок. Пять минут за урок, четыре урока в
день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж получается в
объеме 120 слов в минуту.
4. Чтение перед сном дает хорошие результаты, дело в том, что
последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и
те восемь часов, когда человек спит, он находится под их
впечатлением.
5. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим
щадящего чтения, при котором ребёнок прочитает одну — две
СТРОЧКИ И после ЭТОГО ПОЛУЧИТ кратковременный ОТДЫХ.
6. Ежедневные зрительные диктанты, (тексты,предложенные профессором И.Т.Федоренко). В каждом из 18 наборов имеется
шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всеб) кв. Наращивание длины предгожения происходит пс-степенн;
по одной — две буквы. За два месяца работы оперативная память
развивается настолько, что ребёнок запоминает длинное
предложение. Теперь он улавливает смысл предложения, читать
ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению
идет гораздо быстрее.
7. Много кратное чтение.
После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и
осознано, осмыслено детьми, учитель предлагает начать чтение
всем одновременно и продолжать его в течении одной минуты.
По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого
слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же
отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова
он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения.
Естественно, что во второй раз он прочитает на несколько слов
больше.
8. Чтение в темпе скороговорки.
При чтение в темпе скороговорки не следует уделять внимание
выразительности чтения, нельзя ставить одновременно Две
взаимоисключающие друг друга задачи, зато повышены
требования к четкости прочтения окончания слов. Упражнение
длятся не более 30 секунд. Затем мы останавливаем детей и
начинаем третье упражнение, обращаясь к ребятам так: “Теперь,
ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее,
зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают знакомую часть текста ДО конца, И УЧИТЕЛЬ не останавливает их.Они переходят на незнакомую часть текста, и продолжают читать ее в
повышенном темпе. Если ежедневно проводить три таких
упражнения на уроках чтения, то в конце концов Длительность
чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три
недели чтение ребёнка заметно улучшиться.