Оптимальные формы и методы обучения трудных подростков на уроках математики
Маслова Н.П., учитель математики МБОУ «Школа № 70» Кировского района г. Казани
Духовный мир подростка чрезвычайно сложен и противоречив. Отроческий возраст – переходный возраст, переходный от детскости к взрослости. В связи с этим психика подростка самым сложнейшим образом переплетает черты как взрослости, так и детскости. И порой даже самым опытным педагогам, по сути дела, невозможно разобраться в сложной гамме душевных переживаний их юного воспитанника.
Протекающий в пубертатный период самый затяжной и самый выраженный физиологический кризис резко нарушает то относительное душевное равновесие, которое устанавливается у ребенка предыдущей возрастной фазе. Процесс акселерации только утяжеляет течение физиологического кризиса, усиливает дисгармонию, создает своеобразные ножницы между физическим и интеллектуальным созреванием, с одной стороны, и экономической несамостоятельностью, социальной неполноценностью – с другой. Кроме того, чрезвычайно усложняется в этот возрастной период проникновение взрослого в интимный мир ребенка, потому что сам подросток не всегда приоткрывает старшему наставнику занавес над своими тайнами.
Некоторые педагоги склонны считать основной причиной неблагоприятную обстановку в семье. Между тем процент трудных детей в благоприятных семьях тоже не маленький. Далеко не все из трудных детей – дети из трудных, конфликтных и распавшихся семей. Можно привести немало примеров, когда дети из подобных семей остаются нравственно чистыми и здоровыми.
Вполне естественно, что неблагополучная обстановка в семье, приводящая к безнадзорности и бесконтрольности, в первую очередь сказывается на успеваемости детей, дети теряют вкус к учебе, становятся неуспевающими.
Основная особенность трудных учащихся – совокупность личностных недостатков при ярко выраженном проявлении одного из них – лени, эгоизма, недисциплинированности, нечестности. Эти недостатки формируются под влиянием отчужденности ученика в классном коллективе, отрицательного примера взрослых, конфликтных отношений с окружающими. Конфликтное состояние в связи с неблагоприятной обстановкой в семье неизбежно проявляется в грубости, озлобленности, жестокости. Низкий статус трудного ученика в коллективе, отсутствие возможности положительно проявить себя – основная причина конфликтов с педагогами, сверстниками. Неумение учителя помочь воспитаннику в коллективе достойным образом, а в некоторых случаях постоянное подчеркивание его отрицательных особенностей приводит к изоляции подростка в системе коллективных отношений.
Известно, что наибольшую активность подросток проявляет там, где может найти применение своим интересам. Поэтому необходимое направление в работе педагогов – удовлетворение интересов учащихся в школе. Интересное или любимое дело организует подростков в целом. Сосредоточенность, настойчивость, организованность, выдержка при правильном педагогическом побуждении обнаруживаются и получают завершения в обязательных видах труда – учебном и общественно-полезном. Активность подростка проявляется тогда, когда он составил объективное представление о себе, о своих возможностях и понял опасность своего недостатка. В этот момент наиболее эффективно стимулирование волевых усилий, направленных на достижение качественных показателей в труде и учении. Оно начинается со следующих приемов работы.
Мобилизация внутренних сил на выполнение заданий.
Перед учеником раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него, перспективы его усилий, содержания конкретных видов труда.
Активизация целевой установки.
Поставленную учеником цель следует глубже мотивировать, а затем разработать с ним правила повседневного эффективного труда (начатое дело доводить до конца, не браться за несколько дел сразу, прилежно выполнять любую работу, оценивать ее результаты, анализировать ошибки, переделывать неудачно выполненную работу)
Одобрение первых успехов деятельности.
Учитель несколько завышает оценку положительных результатов деятельности подростка с тем, чтобы у него возникло желание совершенствовать выработанные навыки учения труда.
Щажение самолюбия.
Подростки с проявлением лености очень болезненно реагируют на обнажение их недостатка перед другими. Отнюдь они не равнодушны к своим неудачам, как это принять считать, напротив, они осознают и очень тяжело переживают то, что из-за недостатка воли не могут добиться успеха ни в одной области. они остро нуждаются в повседневной помощи взрослых, но если вместо нее выслушивают упреки и наставления, то постепенно озлобляются, отказываются делать то, что не получается. Целесообразно поэтому давать таким ученикам специальные задания, спрашивать их отдельно, сообщая классу только положительные результаты, до тех пор, пока подростки не почувствуют уверенности в своих силах.
Подчеркивание неизбежности выполнения задания.
Часто ленивый ученик пользуется однотипными мотивами оправдания: «забыл», «не знал», «не успел» и т.д. Обычно на это учитель реагирует так: «Вчера ты не знал, сегодня – забыл, завтра еще что-нибудь придумаешь, лишь бы только не работать!» и выставляют неудовлетворительную оценку. Такая реакция не только не стимулирует волевые усилия, но и надолго подавляет их. Прием подчеркивания неизбежности выполнения задания предполагает точные указания ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе. Более того, благодаря этому приему реализуется принцип сочетания требовательности и доверия. Иногда учитель делает вид, что оправдание ученика убедительно, и предупреждает, что проверит задание завтра, подчеркивая тем самым неизбежность его выполнения.
Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля.
Используя этот прием, учитель стремится помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их: «Подумай, прочитай вот это правила (эту книгу). Ошибка здесь (причина неудачи здесь). постарайся ее не повторить в следующий раз».
Стимулирование усилий на немедленное выполнения задания.
Известно, что леность в учении или в труде ученик оправдывает рядом мотивов, причем ведущим является мотив самоутешения: «Если захочу, сделаю всё, как нужно», «Когда придет время, буду работать не хуже других». Данный прием необходимо направлять на перестройку мотива, побуждение выполнять задание тотчас. К подросткам, у которых леность зависит от слабо развитой воли, применимо 2 группы поощрений:
поощрение, рассчитанное на стимулирование волевых усилий. Похвала – побуждение подростка к выполнению принятого им решения: «Молодец, не отступай, докажи, что у тебя есть воля». Конкретная доброжелательная помощь ученику в преодолении трудности в учении или физическом труде: «Не получается? Не бросай работу, давай подумаем вместе. Побольше настойчивости и упорства – всё получится».
Она направлена на усиление связи учащихся с коллективом, укрепление ответственности перед педагогами и товарищами: привлечение внимания школьника к общественному мнению, мнению коллектива и педагогов, ориентация подростка на положительный опыт, подчеркивание доверия к подростку, побуждение ученика к самоконтролю, положительная оценка волевых усилий подростка в присутствии коллектива, побуждение коллектива к похвале товарища. Коллектива тогда обращает внимание на успехи ученика, когда учитель умело, подчеркивает его достоинства.
В индивидуальной работе с учащимися указанные приемы сочетаются друг с другом в зависимости от своеобразия личности воспитанника и характера отклонения его поведения. Важно учить сознательному выбору средств, приемов и методов борьбы, способных при наименьшей затрате сил дать наиболее прочные результаты. Методологический основой для разработки теории выбора оптимальных педагогических решений является диалектико-материалистический подход. Только в том случае, когда при принятии решений учитываются все закономерные связи между компонентами системы, можно ожидать, что будет избран оптимальный вариант, говоря о методе обучения и воспитания, следует подчеркнуть, что недопустимы методические рекомендации без указаний условий и границ их применения.
Процесс оптимизации опирается на психологические обоснования принятия оптимальных решений. Оптимизация психологической точки зрения – интеллектуально волевой акт принятия рационального решения. От исходных позиций до принятия решения выделяют 6 этапов:
продумывание нескольких возможных вариантов решения постоянной задачи;
осознание необходимости выбора из них для данных условий;
ознакомление с данными о сравнении эффективности этих способов;
сокращение числа возможных вариантов до двух наиболее возможных;
сравнение их эффективности и ожидаемых затрат времени;
выбор одного варианта, наиболее соответствующего критериям.
Выбор оптимального варианте требует проблемно- поискового стиля педагогического мышления, помогает освободится от шаблона в педагогических действиях, развивает самостоятельность и творческий подход к делу, при котором педагог переживает радость методологических находок, обретает чувство уверенности в своих силах.
В современных условиях считают, что при построении учебного процесса любого класса, любые ученики усваивают материал на уровне своих реальных учебных возможностей в данный момент. Реальные учебные возможности отражают в себе единство внутренних (здоровье, уровень знаний, развитие мышления, отношение к учебе, ответственность) и внешних (влияние семьи, сверстников) условий. Учителю надо знать не только сегодняшний уровень реальных учебных возможностей школьника, но и зону их ближайшего развития, то есть какие задания, какого уровня трудности могут выполнить ученики при его руководстве.
«Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психологических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить». К.Д. Ушинский