«Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках английского языка».
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Все это можно реализовать в процессе проектно-исследовательской деятельности. Именно проектная деятельность создает все условия для достижения цели современного образования, а именно предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Проектно-исследовательская деятельность способна обеспечить формирование иноязычной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания. Центральной фигурой в процессе данной деятельности является личность ученика, которая имеет возможности взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, разносторонне и свободно творчески развиваться, овладевать необходимыми компетенциями.
В практике своей работы я использую проектно-исследовательскую деятельность в течение 2-х лет. Работа ведется по двум направлениям:
Проектно-исследовательская деятельность как условие развития личности учащегося:
1.урочная деятельность
Проблемные уроки
Практические занятия
Урочные проекты
Творческие проекты
2. внеурочная деятельность
Реферативная работа
Проекты
Олимпиады
Конкурсы
Интернет-конкурсы
Предметная неделя
Научно-практические конференции
Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках
Я считаю, что учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. Таким образом, моя работа на уроке построена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка, а также дидактических соображений и представляет следующую структуру по классам.
В первую очередь попыталась организовать самостоятельную работу школьников на уроке. В основном это были краткосрочные проекты, укладывающиеся в урок. На начальном этапе дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности.
В 5-6 классах основное направление работы Самовоспитание. «Сделай себя сам». Работая с ребятами данного возраста, я ориентирую их на приобретение положительных качеств личности. При этом использую следующие задания: составление рассказов по теме урока, стихов, выражение темы через фотографию, рисунок. В 5-х классах выполняются краткосрочные практико-ориентированные монопроекты, что объясняется конкретностью мышления детей Учащимися 5 класса были выполнены проекты по темам: «Моя семья», «Мой дом», «Мой друг», « Распорядок дня», «Новогодняя открытка». Это - творческие проекты, многие ребята использовали компьютер при выполнении проектов. Ученики пятого класса делали творческие презентации о себе по пройденным темам, используя свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им рассказывать. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке. Исследовательские навыки у учащихся я также формирую, работая с текстами. Работая с текстом, учащиеся часто сталкиваются со словосочетаниями типа “Buy time”, “The hands of the clock” и т п. Каждое отдельное слово в приведенных примерах хорошо знакомо школьникам, но сами словосочетания могут вызвать некоторые затруднения при переводе. Возникает необходимость, своего рода, аналитической работы.
Buy – покупать time – время - слова из активного словаря.
Высказывается гипотеза, что словосочетание buy time является эквивалентом устойчивого выражения из русского языка “выиграть время”.
Проверим, подходит ли данный перевод по контексту: “Well, yes…I think it is… - I said just to buy time (Хорошо, да… Я полагаю, что это так… - сказала я, просто чтобы выиграть время)”. Гипотеза оказалась верной. В данном случае использованы самые простые поисковые формы, однако навыки исследовательской работы приобретаются постепенно. Также постепенно школьники учатся работать с языковыми единицами.
Следует привести еще один пример, когда важно не столько умение работать со словарем, а применить элементы анализа исследовательской работы.
В тексте встречается предложение:
“Lend me your ear, he said trying to turning in my direction.”
В данном случае не совсем понятно выражение Lend me your ear. Рассуждаем:
lеnd – одалживать, давать взаймы
Ear – ухо;
Выражение “одолжить ухо”, скорее всего, приведет ребят в недоумение, потребуется дополнительная работа со словарем. Англо-английский словарь дает несколько примеров с данным выражением, приведем один из них: “Are you anywhere in a hurry? – Mag took me by the sleeve… I need to tell you something, lend me your ear, please (Ты спешишь? – спросила Мэг Мне нужно сказать тебе что-то, можно минуту твоего внимания, пожалуйста?)”. Из данного контекста значение искомого словосочетания становится яснее. Тренируем не только языковую догадку, но умение доказать исходное предположение.
Исследовательскую деятельность на уроках английского языка применяю, конечно же, и при введении новых грамматический правил. Это как нельзя более оправдано по ряду причин. Первая причина – психологическая. Хорошо известно, что лучше всего запоминается материал, который был добыт путем логических рассуждений и самостоятельных умозаключений. Вторая причина – лингвистическая. Русские школьники, изучая английский язык сталкиваются с рядом грамматических структур, аналога которым в русском языке нет: 12 времен английского глагола, сложная система предлогов и некоторые другие. Исследовательская работа как раз и помогает преодолеть некоторые неизбежные трудности в изучении языка.
Исследовательская работа начинается уже при изучении самых простых грамматических конструкций. Например, настоящего простого времени глагола to be (быть).
I am a teacher.
He is a doctor.
She is a nurse.
They are pupils.
We are pilots.
You are my friend.
It is a cat.
Анализ данных предложений приводит учащихся к выводу, что глагол to be в настоящем простом времени имеет 3 формы – am, is, are. Дальнейший анализ предложений позволяет составить следующую таблицу, в соответствии с лицом / числом глагола:
I – am
He / She / It – is
They / We / You – are
Приведу еще один пример использования поисковых форм на уроке английского языка.
При введении темы Present Simple Tense (простое настоящее время) я строю свою работу следующем образом:
Marry goes to work by car every day (Мэри ездит на работу на машине).
Steve and Robby clean their flat every weekend (Стив и Робби убирают
квартиру по выходным).
Liz plays volleyball twiсe a week (Лиз играет в волейбол дважды в неделю).
I usually come to school at 8 o’clock (Я обычно прихожу в школу в 8 часов) и т. д.
На данном этапе работает языковая догадка.
Дальше ребята получают задание: подобрать к имеющимся предложениям продолжения, выбрав из предложенных учителем такие, которые подходят к изначальному предложению и по смыслу и грамматически. Например:
Marry goes to work by car every day.
- but sometimes takes a bus.
- and never come late.
Путем рассуждений и сравнений выдвигаем гипотезу, что правильный вариант – первое предложение. Проверяем: во всех предложениях, в которых глагол стоит в 3-ем лице, он имеет окончание -s, глагол takes тоже имеет окончание – s. Следовательно, это действительно правильный вариант. Также подбираем соответствующие окончания для всех предложений. Выполнив задание, делаем вывод, что глагол в настоящем простом времени в единственном числе третьего лица будет иметь окончание – s.
Моя роль при введении нового материала – направлять работу учащихся, помогать в поисках верного результата. Учащиеся сами добывают нужную информацию, анализируют полученные результаты, формулируют правила, соответственно, легче их запоминают, а также приобретают такие важные навыки, как умение выявлять главное, сопоставлять, находить аналогии и делать выводы.
Различные формы исследовательской деятельности можно использовать даже на начальном этапе изучения языка с детьми 8-12 лет при освоении грамматического материала, оформив такую работу в увлекательную игру. Также я использую такие задания на более поздних этапах обучения для овладения тонкостями языка. Например, при изучении фразовых глаголов, устойчивых выражений, идиом – в том случае, когда требуется поработать со словарем, проанализировать уже имеющиеся знания и родного, и изучаемого языка. Например, эффективно использование исследования при изучении следующих тем:
«Формы глагола to be в настоящем времени»;
«Окончание –ed прошедшего времени для правильных глаголов, формы прошедшего времени неправильных глаголов»;
«Будущее Простое время»;
Фразовые глаголы.
В 7 классе – направление работы «Научи себя учиться». «Самообразование». Для этого возраста подбираю задания, которые развивают умения и навыки школьника, повышающие интерес к обучению. Появляется новый, более сложный тип проекта — информационный, что позволяет сделать вывод о повышении уровня языковой компетенции учащихся. Продолжается работа над информационным типом проекта. Повышается уровень языковой компетенции, развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения. Усиливаются межпредметные связи, расширяется общий кругозор. Информационный проект приобретает межпредметный характер. Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, буклета, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.
Например, изучая тему «Путешествие», учащиеся получают схемы автобусных маршрутов города, фотографии достопримечательностей и, используя иностранный язык, обсуждают как лучше добраться до того или иного места, используя в диалогах лексику по данной теме.
Далее переходим ко второму этапу, более сложному. Теперь ставится проблема «Collect and analyze the information what the foreign tourists really think about this city». А это значит, что учащиеся должны определить пути получения информации (интервью, турпроспекты, исторические справки, книги по краеведению). Если даже учащиеся соберут информацию на русском языке, то представлять полученные результаты они будут на иностранном.
И третий этап, еще более сложный. Вновь проблема: « What sights attract or don’t attract the tourists ». Задание требует знание не только иностранного языка в пределах изученных тем, но и интегрированных, из других областей. Здесь применяются метапредметные связи. Так как ребята работают в группах и общаются друг с другом, то у них появятся гипотезы. Чтобы их доказать необходимо опять новая информация. Последующие уроки иностранного языка – это предоставление этой информации, обсуждение и отбор самой аргументированной и интересной. В 7- классах были разработаны проекты по темам «Поход», «Каникулы», «Защита окружающей среды». Большой интерес у ребят вызвала работа над проектом «Защита окружающей среды» этот проект выполнялся по группам и на защите каждая группа представляла свой проект.
В 8 классе - Утверждай себя. «Самоутверждение». В восьмых классах ребятам предлагаю решать проблемные ситуации, составлять проекты, прогнозирующие дальнейшие изменения, слайдфильмы по теме, проводить агитационные акции по охране окружающей среды и др. В 8 классах мы работали над такими проектами как “Welcome to London” “Merry Christmas and Happy New Year”.
В 9 классе - Найди себя. «Самоопределение». Ребятам 9 классов предлагаю ряд самостоятельных работ, где они выступают в роли руководителей районов, промышленных предприятий, решают проблемные ситуации, создают проекты, проводят исследования с использованием различных носителей информации, создают презентации. В 9 классах доминирует поисковая, исследовательская и прикладная деятельность. В течение года учащиеся выполнили следующие проекты: «Добро пожаловать в Нью-Йорк», «Мой стиль в одежде», «Здоровая еда», «Проблемы отцов и детей», «Моя любимая книга».
При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов я обращаю внимание на следующие моменты:
Работы должны быть выполнены самостоятельно.
Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.
Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.
Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.
Работа должна иметь практический и теоретический интерес.
Учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала.
Составлению урока с использованием проектно-исследовательской деятельности мне помогает следующий алгоритм:
1. Определение места данного урока в теме
2. Формулировка темы урока
3. Определение и формулировка интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения
4. Подбор необходимого фактического материала
5. Отбор методов и форм преподавания и контроля
6. Определение способов учебной деятельности
7. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.
Каждый урок по проектно-исследовательской деятельности целесообразно начинать с процедуры мотивации. Это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой и др.
В конце каждого урока ученики возвращаются к его целям и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.
На таких уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава, а также всем классом. Если при традиционном классно-урочном обучении учитель - единственное заинтересованное в этом процессе лицо, а дети выступают как пассивные участники обучения, то в проектно-исследовательском обучении учитель - это организатор обучения, консультант и помощник учащихся, часть своих функций он передает детям, например оценивание (по разработанным учителем критериям).