СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оптимизация контрольно-диагностической функции старшего воспитателя ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время к старшим воспитателям ДОУ, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольного учреждения, предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств.

Просмотр содержимого документа
«Оптимизация контрольно-диагностической функции старшего воспитателя ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Россоши Россошанского муниципального района

Воронежской области






Выступление на методическом объединении старших воспитателей


Оптимизация

контрольно-диагностической функции

старшего воспитателя ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО




Подготовила: старший воспитатель

МКДОУ детский сад №7

комбинированного вида

Капустина Л.С




2017г

г.Россошь


В настоящее время к старшим воспитателям ДОУ, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольного учреждения, предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств.

Надо сказать, что должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов XX в. Изначально это была должность "педагог" для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях-садах. Затем была введена должность "воспитатель-методист", позднее – должность "старший воспитатель". Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период, когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались люди со средним специальным образованием, а на должность старшего воспитателя или воспитателя-методиста всегда брали людей только с высшим педагогическим образованием. Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе.

Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными.

Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности.

Для многих вопрос осуществления контроля над образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в ДОУ. В публикациях, где затрагиваются вопросы контроля, даются рекомендации к его осуществлению, примерные формы записи результатов контроля и т. д., но старшему воспитателю в ДОУ необходимо создать систему по реализации функции контроля в своей деятельности, с учетом введения ФГОС ДО, как условия успешности жизнедеятельности дошкольного учреждения.

В настоящее время дошкольное учреждение получило право самостоятельно контролировать и нести полную ответственность за конечные результаты обучения, воспитания, развития детей и подготовке их к школе.

Это даёт возможность, с одной стороны, коренным образом перестроить контроль за работой каждого сотрудника, усилив в контроле гуманистические начала, индивидуальный подход, с другой – повысить ответственность руководителя за результаты, а, значит, и за их объективную оценку.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ

Организационно-правовое обеспечение контроля как функ-ции управления состоит из комплекса взаимосвязанных доку-ментов, регламентирующих структуру, цели, задачи, этапы, со-держание, организационные виды и методы контроля, а также права и обязанности субъекта управления:

  • Приказ Министерства образования Российской Федера-ции от 5 октября 1999 г. № 473 «Об упорядочении инспекционно-контрольной деятельности в системе обра-зования».

  • Рекомендации об инспектировании в системе образования Российской Федерации (приложение к инструктивному письму Минобразования России от 11.06.98 № 33).

  • Указание Минобразования России от 13.07.98 № 577-30 «О введении в действие Инструкции о порядке инспектиро-вания».

  • Письмо Минобразования России от 10.09.1999 № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятель-ности».

  • Письмо Минобразования России от 07.02.2001 г. № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений».

  • Положение о должностном контроле в ДОУ. Обсуждается и утверждается на заседании педагогического совета. Вводится в действие приказом по ДОУ.



  • Приказы (о проведении и итогах проверки, на проведение повторной проверки, если есть необходимость)


  • Распределение функций контроля внутри ДОУ (должностные инструкции, приказы.

КАК ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТРУДА

Качество работы воспитателя, музыкального руководителя, любого специалиста, а также оценка знаний, умений, навыков детей, их воспитанность должны изучаться и оцениваться руководителями ДОУ.

Однако и внутри ДОУ можно выделить объекты оценивания.

Реальная оценка, как результат внутрисадовского контроля, складывается из:

  • самооценки воспитателя;

  • оценки родителей;

  • оценки руководителя (или экспертной группы);

  • итоговой оценки.

Хорошо, если в учреждении разработана шкала оценок, которая имеет несколько вариантов оценок (словесная, цветовая, бальная, процентная). Это позволит в разных случаях использовать ту или иную оценку.

Так, при организации оперативного контроля лучше использовать цветовую оценку, а при анализе педпроцесса — словесные оценки результативности работы.

Например: «Вы провели занятие на высоком уровне».

В практике чаще используется четырехступенчатая система оценки, предложенная Б.И. Какаевым:

  • Высокий уровень (отлично).

  • Достаточный уровень (хорошо).

  • Критический уровень (удовлетворительно).

  • Недостаточный уровень (неудовлетворительно).

В практике организации контроля важно не только продумать цели и задачи, точно сформулировать вопросы, но и определить показатели результативности или критерии оценки. Критерии оценки должны иметь определенную степень выраженности. Например, при оценке профессиональных умений и качеств воспитателя используются знаки «++», «+», «–», «– –» (табл. 1).

Таблица 1. Примерная шкала оценок
Словесная Цветовая Бальная Значок Процентная
Высокий уровень
3 балла «++» от 76 до 100%
Достаточный уровень
2 балла «+» от 66 до 75%
Критический уровень
1 балл «-» от 41 до 65%
Недопустимый уровень
0 баллов «- -» от 0 до 40%



Важно и то, какие методы использует руководитель при организации контроля.

Так, для изучения состояния педагогического процесса наиболее эффективными являются следующие методы:

  • наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);

  • анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);

  • беседа (обязательно с обменом мнениями);

  • анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);

  • хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);

  • изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса, или для получения иной информации); устная или письменная проверка знаний

Контроль может различаться по времени и содержанию.

По времени:

  • предупредительный,

  • текущий,

  • итоговый, отсроченный

По содержанию:

  • фронтальный,

  • тематический

В детском саду используют следующие виды контроля:

  • оперативный, в т.ч.: предупредительный /не требует учета /подготовка к педсовету, родительским собраниям, обсуждение сценариев…//

  • тематический /1-2 р. в год по темам педагогических советов/, в т. ч.: итоговый; персональный (с целью оказания помощи молодым специалистам);

  • фронтальный /выполнение должностных обязанностей одним сотрудником не чаще чем 1 раз в 5 лет на усмотрение администрации/, в т.ч.: предварительный; текущий; итоговый;

  • вторичный /выполнение решений педсоветов, предложений текущего контроля - ежемесячно/

  • творческие отчеты /к педсовету, те, кого мы не проверяли/

  • итоговый;

  • смотр-конкурс

  • самоконтроль /самоанализ Пр.№448/, в т.ч.: работа на доверии; частичный контроль с коррекцией деятельности.

  • взаимоконтроль /оснащение с четко разработанной схемой проверки/

  • мониторинг, экспресс-диагностика

Три самые распространенные формы контроля: оперативный, тематический, итоговый.

Оперативный контроль

Целью данного вида контроля является изучение состояния работы по определенной проблеме, выявление продвижения, отслеживание выполнения планов и предотвращение критических ситуаций, выявление сбоев в работе, отклонений от намеченных планов, осуществление корректирующих действий. Все вопросы, вынесенные на контроль в текущем месяце, сообщаются педагогам на педагогическом или рабочем совещании, которые проводятся в конце предыдущего месяца. Таблица с вопросами контроля или их перечень вывешивается на педагогический стенд. Таким образом, все педагоги оповещаются о том, на какие направления работы им следует обратить особое внимание. Этим обеспечивается гласность контроля.

В первую неделю проверяются две-три, максимум четыре проблемы, вынесенные на контроль. При этом выбирается своя система обозначений – цветовая, цифровая или геометрическая. Я использую цветовую систему обозначений: высокий уровень педагогической работы отмечается зеленым цветом, средний - синим, критический – красным, недопустимый – черным. Если вы выбираете геометрическую систему обозначения: высокий уровень педагогической работы отмечается кругом, допустимый - квадратом, низкий - треугольником.

Пример: Итак, первый вопрос контроля - проверка того, как соблюдается режим дня в разных возрастных группах.

Вы приходите в группу № 1 и видите, что в ней соблюдается режим дня, дети вовремя выходят на прогулку, своевременно принимают пищу и укладываются спать. Вы наблюдаете, как бережно и аккуратно воспитатели пробуждают детей после дневного сна, как соням дают подольше потянуться, а непосед пораньше усаживают за стол. Старший воспитатель должен знать, что за воспитатели работают в этой группе. Если воспитатели опытные, хорошо знающие свое дело, неравнодушные, понимающие детей и их потребности вы с чистой совестью ставите в графе этой группы высокий балл и больше к этому вопросу контроля в группе № 1 не возвращаетесь.

Затем вы посещаете группу № 2. В ней работают малоопытные педагоги, у которых пока еще не все получается или одна из воспитателей не имеет дошкольного образования, например, она по специальности учитель начальных классов и все формы работы с детьми младшего школьного возраста переносит на дошкольников. Таким образом, вы видите, что  время занятий затягивается в ущерб игре и прогулке, дети не успевают вовремя пообедать и лечь спать, просыпаются после дневного сна позже. В графе этой группы, конечно же, проставляется низкая оценка, а воспитателям даются рекомендации по исправлению сложившегося положения. Вы говорите, что нужно исправить, и на следующей неделе вновь приходите с проверкой, о чем ставите в известность воспитателей, они же к этому времени вносят коррективы в работу. Тем самым старший воспитатель обеспечивает действенность контроля, не только указывая на недостатки, но и проверяя выполнение своих рекомендаций.

Старший воспитатель приходит в эту группу на следующей неделе и видит, что определенные улучшения уже есть. Вопрос остается на контроле и в течение третьей недели. Может быть, на этом можно было и остановиться, но все же методист контролирует выполнение режима дня в группе № 2 и в конце месяца, чтобы убедиться, что высокий уровень, отмеченный на предыдущей неделе, не был случайностью.

Можно разработать таблицы, где каждый вопрос, вынесенный на контроль, разбит, разделен на подвопросы, которые легко проконтролировать и оценить. Эти таблицы будут достаточно универсальными и могут использоваться в течение нескольких лет. Кроме того, при необходимости в них легко вносятся коррективы, если все они существуют в компьютерном варианте.

Я так же использую карточки-схемы (рекомендуемые разными авторами и разработанные лично) наблюдения и анализа деятельности педагога и его взаимодействия с детьми позволяет не только экономить время, но и дает возможность воспитателю еще раз подумать о том, как более эффективно провести то или иное мероприятие .Результаты оперативного контроля обсуждаются на совещании при заведующем не менее одного раза в месяц, оперативный контроль дает информацию для последующего уже более длительного контроля или анализа в процессе целевых , т.е. он осуществляет функцию регулирования, например в группе в результате оперативного контроля выявили отсутствие оборудования для хозяйственно-бытового труда, целью тематической проверки может стать организация этой деятельности.

Целью оперативного контроль может быть оказание помощи, предупреждение возможных ошибок, поэтому он может пройти в форме:

-беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;

-беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;

-составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;

-составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;

-совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приёмы работы педагога-мастера.

Оперативный контроль называется контролем быстрого реагирования. Он осуществляется не только в соответствии с графиком контроля, но и появлении тревожной непредвиденной ситуации в ДОУ, появление нормативно-правового документа или приказа вышестоящих органов, требующего немедленного контроля со стороны администрации ДОУ.

Материалы оперативного контроля хранятся 1 год.

Предупредительный контроль

   Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:

  • Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;

  • Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;

  •  Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;

  • Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;

Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.

Тематический контроль:

Тематический контроль – один из видов контроля в ДОУ. Это довольно сложный и объемный вид контроля. Он позволяет глубже изучить вопрос, вскрыть причины и определить направления оказания помощи. Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий, других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию Программы, воспитание и развитие ребенка.

Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по определенным проблемам и прежде всего по проблемам, указанным в годовых планах в виде конкретных задач.

Тематическая проверка может проводиться и по итогам оперативного контроля, если он выявил какие-то недостатки, и нужно определить их причину и пути устранения.

Количество групп, выбранных для тематической проверки, определяется администрацией дошкольного учреждения, исходя из общего количества групп. В нашем детском саду тематические проверки проводятся в старших или подготовительных группах. Однако развивающую среду и работу с родителями мы проверяем во всех группах.


Необходимо помнить, что при проведении тематической проверки надо:

  • издать приказ на проведение тематической проверки;

  • составить аналитическую справку, с содержанием которой знакомят педагогический коллектив;

  • издать приказ по итогам тематической проверки.


Каждая тематическая проверка проводится по приказу заведующего.

В соответствии с приказом старший воспитатель разрабатывает план-задание тематического контроля.

Любая тематическая проверка, прежде всего, имеет определенную цель.

Исходя из цели, определяется содержание тематического контроля.

Старшему воспитателю важно выяснить уровень развития детей на данном этапе работы, что он должен видеть в ходе проверки. Содержание диктует формы организации деятельности детей, в которых оно наиболее всесторонне раскрывается, поэтому не достаточно посмотреть одно занятие или одну игру.

Мониторинг развития детей


Ни одна тематическая проверка не может пройти без наблюдения педагогического процесса. Это основной метод любого контроля, так как он позволяет не только выявить уровень развития детей, но и определить степень владения педагогом методической работы по данному вопросу.

Одним из методов выявления уровня развития всех детей группы и каждого ребенка в отдельности, является беседа с детьми. Он особенно эффективен для тех детей, которые слабо проявляют себя на занятиях.

При подготовке к беседе подбираются вопросы в соответствии с тематикой и возрастом детей, необходимый иллюстративный материал, выбирается наиболее приемлемая обстановка. Беседу проводит старший воспитатель или педагог из группы контроля в присутствии воспитателя группы. Результат фиксируется в блок-схеме, которая составляется заранее.

Анализ деятельности педагога

Выявить причину успеха или неудач в реализации Программы помогает анализ деятельности педагога, владение им методическими знаниями, практическими умениями и навыками руководства разнообразной детской деятельностью. Вот почему, наблюдая занятие или игру и анализируя знания, умения и навыки детей, следует определить вопросы для анализа деятельности педагога. Он может стать и самостоятельной целью наблюдения. В зависимости от уровня профессиональной подготовки воспитателя вопросы для анализа могут быть поставлены по-разному. Анализируя работу начинающего педагога, следует обратить внимание на то, как он организует детей на занятие, обеспечивает интерес к обсуждаемой теме, как использует наглядность, как ставит вопросы, как активизирует детей и т.д. у опытного педагога эти вопросы не вызывают затруднений. Здесь важно увидеть использование эффективных, нетрадиционных приемов, способов организации детей, попытки расширения и углубления программного содержания на основе усвоения базиса знаний. Помимо наблюдений деятельности педагога используются беседы с воспитателем по выявлению знания Программы, методике работы по изучаемой проблеме умение видеть перспективы в своей работе со всей группой и с каждым ребенком.

Анализ календарного плана


Выявлению причин отдельных недостатков в выполнении Программы способствует проверка плана.

Она проводится только по конкретной теме за период не менее двух недель. Фиксируются результаты в блок-схемах, которые специально разрабатываются в зависимости от цели проверки. Отбирая вопросы для анализа плана следует прежде всего продумать, какая цель проверки: использование разных форм работы с детьми по данному направлению или решение задач по реализации определенного раздела Программы.

Создание условий


Для реализации воспитательно-образовательных задачи в группах, в методическом кабинете, в учреждении создаются условия. Дается анализ предметно-развивающей среды в группе, ее соответствие современным требованиям (реализация потребностей и интересов детей в содержательной и разнообразной деятельности; обеспечение эмоционального комфорта; развитие творческой, познавательной активности, социальной компетентности ребенка). Анализируется методическая литературы, наличие дидактического материала для реализации образовательной задачи, его соответствие современным требованиям.

Взаимодействие с семьей

Одним из разделов тематического контроля является работа с родителями (законными представителями). Сюда входит анкетирование родителей по вопросам тематического контроля, показ открытого занятия, показ видеозаписи занятий, игровой и других видов детской деятельности по теме контроля, отражение тематики на родительском собрании, в индивидуальных и групповых консультациях. А также совместные мероприятия.

Результаты тематического контроля оформляются в аналитическую справку или выступление на педагогическом совете по итогам проверки.

Проведение отдельных методов контроля может быть зафиксировано в блок-схемах, но их анализ обязательно должен стать предметом обсуждения с педагогами индивидуально или, если методические ошибки носят массовый характер, коллективно. Если причиной выявленных недостатков является слабая компетентность педагогов, старший воспитатель выбирает формы оказания соответствующей методической помощи.

Материалы тематического контроля хранятся 3 года.

 Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе или изучается и анализируется деятельность конкретного педагога.

  •  Для проведения фронтального контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, эффективно работающих педагогов ДОУ под руководством одного из членов администрации.

  • Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

  •  Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения материалов фронтальной проверки.

  • Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения фронтальной проверки в соответствии с планом работы ДОУ, но не менее чем за месяц до ее начала.

  • По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой заведующим д/с издается распоряжение (контроль за исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета или оперативное совещание.

  •  При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.


Комплексный контроль

Целью комплексного контроля является всестороннее целостное изучение деятельности воспитателей группы (одного из них) или специалистов по организации образовательного процесса, определение причин, которые привели к неудовлетворительным результатам, и оказание помощи в их ликвидации.

В настоящее время данный вид контроля используется администрацией дошкольного учреждения лишь в случае необходимости. Такой необходимостью могут быть неудовлетворительные результаты работы педагога, низкий профессионализм, чрезмерно высокая заболеваемость, случаи травматизма детей, жалобы родителей и др. Комплексный контроль осуществляется в течение двух недель в соответствии с разработанным планом. Кроме старшего воспитателя и заведующего в комплексной проверке могут участвовать педагог-психолог, руководитель по физической культуре и другие специалисты. Результаты контроля оформляются в виде справки и обсуждаются на педагогическом совете.

Взаимоконтроль (взаимопосещение) осуществляется воспитателем параллельной либо любой другой группы по решению администрации и способствует самоанализу и самооценке воспитателя при сравнении своей работы с работой другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта и улучшению образовательного процесса.

   Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана. Итоговый контроль включает: план, цель, сроки проведения, график, материалы итогового контроля (схемы, диаграммы, опросники, оценочные листы, протоколы и т.д.) Аналитическая справка включает в себя: положительный опыт работы педагогов, проблемы работы коллектива, план действий по выполнению программы.

Итоговым контролем можно считать и аттестацию, которая проводится один раз в пять лет по отношению к каждому педагогу учреждения и учреждению в целом.


Рекомендации по организации контроля

   При его организации необходимо обращать внимание на следующее:

  •  педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;

  •  педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;

  • контролировать следует открыто;

  • осуществлять контроль по результатам деятеля, а не за действиями педагога;

  • осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;

  • при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.

    При организации контроля также следует помнить о том, что:

— Не стоит совершать неожиданные «набеги» с целью уличить

педагога в чем-либо, применять угрозы, запугивание. В таком случае постоянный стихийный контроль не позволит реализовать плановый административный контроль, будет вносить дезорганизацию.

— При посещении группы важно помнить о здоровье педагога.

-Необходимо создать благоприятную психологическую обстановку и, посетив занятие, поблагодарить педагога, ведь известно, что в присутствии проверяющего вести занятие значительно труднее из-за волнения.

— При посещении группы с целью контроля лучше появиться за 3—5 минут до начала деятельности, которую вы собираетесь изучать.

— Следует помнить, что на воспитателя, ведущего занятие,

влияет даже внешний вид проверяющего и посадка, не говоря уже о выражении лица.

— Не нужно напускать на себя равнодушно-отстраненный или недовольный вид, будьте доброжелательны и приветливы.

— Анализ занятия (или другой деятельности педагога) — это сердцевина, реальный уровень управленческого мастерства руководителя и его заместителя. Необходимо провести анализ просмотренного вида деятельности в тот же день после посещения, но не в присутствии детей. Пригласите педагога к себе в кабинет, вначале дайте воспитателю возможность провести самоанализ.

— Анализировать деятельность педагога рекомендуется

оставшись наедине.

— Обычно анализ занятия самим воспитателем — это пересказ

хода занятия, который порой выдается за анализ. В таком случае

необходимо научить педагога анализировать свою деятельность по схеме.

— При общей оценке занятия следует придерживаться основных рекомендаций, конкретных методик, требований программы и

других документов.

— Анализируя деятельность педагога, вначале нужно указать на

его положительные моменты, что было удачным и интересным, с точки зрения реализации поставленных педагогом целей. Тактично следует указать на недостатки и высказать предложения по совершенствованию деятельности. При обсуждении недостатков избегайте безапелляционных высказываний, недопустимо повышать тон, кричать на педагога, высказывать суждения, ставящие под сомнение его профессионализм и компетентность. При этом необходимо учитывать и молодость, недостаточность опыта начинающих педагогов.

— Не стоит забывать, что у педагога еще впереди много дел, связанных с организацией образовательного процесса, и от того, в каком психологическом состоянии он будет их проводить, зависит, в конечном итоге, здоровье детей.

— Необходимо высказать уверенность в том, что выполнение предложенных рекомендаций поможет ему улучшить качество работы и пожелать ему успеха!

— Важно ознакомить педагога с результатами анализа и дать расписаться, что он ознакомлен и согласен с выводами и рекомендациями.

— Не забудьте проконтролировать выполнение педагогом предложенных вами рекомендаций.

Проведенный руководителем на высоком профессиональном

уровне контроль и педагогический анализ будет способствовать дальнейшему профессиональному развитию педагога, созидательной направленности в его работе.

Таким образом, контроль является важной и заключительной функцией управления и служит средством осуществления обратных связей. Он входит составным элементом в каждую функцию управления, что позволяет оперативно совершенствовать деятельность ДОУ. Являясь одним их главных источников получения информации о качестве работы сотрудников ДОУ, контроль выступает базой для принятия управленческих решений; позволяет установить, всё ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами ДОУ, а также определить пути и методы устранения выявленных недостатков и распространению положительного опыта


























Список литературы

1.Алебастрова, А.А. Справочник заведующего дошкольным образовательным учреждением / А.А.Алебастрова. — М.: ВАКО, 2008. — 208с

2.Аншукова, Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. // Управление ДОУ. — 2004. №3.- С.15-19.

3.Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю.Белая. — М.: Сфера, 2005

4.Белая, К.Ю. От сентября до сентября. Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детского сада к планированию воспитательно-образовательной работы / К.Ю.Белая. — М.: АСТ, 1998

5. Белая, К. Ю. Руководство ДОУ: контроль — диагностическая функция / К. Ю. Белая. — М. : ТЦ «Сфера», 2003. — 64 с. — (Библиотека руководителя ДОУ).

6.Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю.Белая. — М.: Сфера, 2005

7.Бондаренко, А.К. Заведующий дошк.учрежд.: Пособие для зав.дошк.учреждениями / А.К.Бондаренко, Л.В.Поздняк, В.И.Шкатулла. — М.:Просвещение, 1984. — 223с.

8. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ:метод.пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 192с.

9. Васильева А.И. Воспитатель – методист детского сада/ А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И. Кобитина – Минск, 1975

10.Скоролупова О.А. Тематический контроль в ДОУ – М.: Скрипторий 2003, 2006.

11. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н.Лосев. — М.: ТЦ Сфера, 2005

12.Корепанова М.В. Контроль функционирования и развития ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

13.Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: учебное пособие/ А.Н. Троян – М: Сфера, 2005 – 160с