
Методические рекомендации посвящены наиболее сложному разделу школьного курса русского языка – морфемике и словообразованию. Данные рекомендации знакомят с эффективными приёмами анализа слова на основе зрительного восприятия словообразовательной модели.
Материалы данных методических рекомендаций могут быть использованы школьными учителями начальных классов, а также практикующими школьными логопедами.
Методические рекомендации разработаны на базе пятилетнего практического опыта использования указанных приемов в коррекционно-развивающем обучении школьников с системным недоразвитием речи.
Настоящие методические рекомендации могут быть использованы на всем протяжении работы с разделами курса русского языка – морфемика и словообразование, согласование, а также стать серьезной базой в усвоении младшими школьниками орфографии, так как большинство правил правописания связано с морфемным составом слова.
Смехова Наталья Владимировна
учитель-логопед высшей категории
МБОУ «СОШ № 75»
Если мы о чем-нибудь не знаем,
как оно образовано, то и не понимаем его.
А. Шлейхер.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ - особым образом структурированная информация, определяющая порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы.
ОПТИМИЗАЦИЯ - выбор наилучшего варианта из множества возможных в достижении цели.
УМЕНИЯ - результат овладения способами учебно-познавательной деятельности, выражается в готовности (способности) человека совершать действия.
НАВЫКИ – автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - особый вид речемыслительной деятельности, состоящий из ряда базовых операций:
В настоящее время обучение в школе предъявляет к ребенку, особенно имеющему речевую патологию, достаточно высокие требования. Важнейшим условием успешного усвоения школьной программы и овладения орфографически правильным письмом является высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфологических обобщений.
Вместе с тем, результаты исследований института возрастной физиологии РАО показали, что у детей 6-7 лет наблюдаются несформированность навыков словообразования и способности построения собственного речевого высказывания.
В качестве основных причин возникновения трудностей формирования навыков письма и чтения на начальном этапе среди прочих приоритетными были выделены:
Недоразвитие словообразовательной компетенции оказывает выраженное негативное влияние на овладение обучающимися с общим недоразвитием речи (ОНР) как устной, так и письменной речью, значительно снижает успешность в овладении учебными знаниями, умениями и навыками в процессе школьного обучения, препятствует полноценному развитию языковой способности и речевой коммуникации в целом.
Сравнительный анализ нарушений словообразования у первоклассников с общим недоразвитием речи позволяет сделать следующие выводы:
Овладение словообразовательными навыками детьми с общим недоразвитием речи происходит в дисгармонии с законами морфологической системы языка, следовательно, с искажением общей картины речевого развития.
Объем пассивного словаря близок к норме, однако затруднена актуализация словаря. Число ненормативных случаев словообразования указывает на несформированность данной системы. Затруднения касаются:
подбора синонимов и антонимов;
подбора однокоренных (родственных) слов;
образования относительных прилагательных;
образования слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений;
употребления приставочных глаголов;
образования существительных, обозначающих профессии (дирижер, балерина, директор...);
образования существительных, называющих спортсменов по видам спорта (гимнаст, бегун, пловчиха...)
образования сложных существительных (ледоход, листопад), притяжательных прилагательных (лисий, слоновий). В словаре школьников они или отсутствуют, или присутствуют ненормативные варианты словообразования.
Проведенный анализ сформированности словообразовательных навыков у обучающихся с системным недоразвитием речи выявил низкую степень готовности к овладению письмом в рамках морфологического принципа.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тема “Состав слова и словообразование” необычайно важна по причинам:
овладения школьниками одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слова;
приобретения знания об основном способе словообразования, морфологическом;
осознания роли морфем в слове, а также их семантического значения, что содействует уточнению словарного запаса и адекватному его употреблению;
развития логического мышления и речи посредством развития операций анализа и синтеза морфемного состава слова, упражнений в словообразовании;
формирования базы для компетентностного усвоения правил орфографии;
формирования орфографической зоркости. Ориентировка в составе слова, знание словообразовательных элементов позволяет точно классифицировать орфограмму, её местонахождение в слове, и, следовательно, адекватно использовать алгоритм проверки написания.
Выводы:
в процессе формирования словообразовательной компетентности происходит расширение и уточнение словаря за счет накопления словообразовательных моделей;
тренировка морфологического анализа и синтеза развивает орографическую зоркость и чувство языка – основы формирования орфографически грамотного письма;
необходимо учить школьников с первых лет обучения не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова. Причем эту способность нужно закладывать на уроках именно в начальной школе.
Выделяют следующие словообразовательные упражнения для начальной школы:
Упражнения, направленные на овладение морфемной структурой слова:
- разбор слова по составу;
- подбор однокоренных слов к данному слову;
- выделение однокоренных слов из ряда предложенных;
- сопоставление однокоренных слов и форм одного слова и т.п.
Данные упражнения помогают школьникам усвоить и закрепить словообразовательные понятия, формируют умение выделять морфемы в словах, руководствуясь существенными признаками данных понятий. В тоже время эти упражнения достаточно формальны, т. к. не учитывают собственно семантико-словообразовательные связи между словами.
2. Наблюдения за словообразовательным значением морфем:
- упражнения на разграничение омонимичных морфем;
- определение словообразовательного значения морфемы путём сопоставления
однокоренных слов и слов одной словообразовательной модели и др.
3. Элементарный словообразовательный анализ:
- выделение из контекста ближайших родственных слов (словообразовательной пары);
- определение первичного (производящего) слова по отношению к данному вторично-
му (производному) и выделение морфемы, с помощью которой образовано вторичное
слово;
- определение значения производного слова через производящее по отношению к нему
(словообразовательное толкование производного слова).
Данный вид анализа ещё не находит широкого применения в практике обучения русскому языку, хотя уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что без словообразовательного анализа невозможно научить младших школьников понимать словообразовательную структуру производного слова, осознанно производить морфемный анализ слов. Кроме того, при проведении словообразовательного анализа дети учатся рассуждать, доказывать своё суждение, применять полученные знания к единичному языковому факту, формулировать умозаключение.
4. Упражнения на словообразовательный синтез:
- образование слов с помощью предложенной морфемы;
- образование слова с указанным значением, определённой части речи и т.д.
5. Упражнения со словообразовательной моделью:
- подбор слов одной словообразовательной модели;
- выделение из контекста слов, соответствующих указанной модели и др.
6. Построение словообразовательных цепочек:
- восстановление словообразовательной цепочки из ряда однокоренных слов и др.
7. Упражнения со словообразовательным гнездом:
- построение словообразовательных гнёзд;
- выявление семантико-словообразовательных связей между словами гнезда и др.
8. Лексико-словообразовательные упражнения.
9. Упражнения на анализ и исправление словообразовательных ошибок.
10. Упражнения, направленные на формирование умения правильно и точно
употреблять производные слова с учётом их значения и стилистической окраски.
К указанным видам упражнений М. С. Соловейчик также относит моделирование
морфемной структуры слов, подбор слов по составленной графической модели,
лингвистический эксперимент, связанный с использованием морфем в словах
текста, анализ «ненастоящих» слов.
Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости. Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок.
Базовую функцию раздела «Морфемика и словообразование» соотносят с формированием орфографических умений и навыков, поскольку основой 80% орфографических правил, изучаемых в начальной и средней школе, является способность разобраться в морфемной структуре слова. Следовательно, отработка и развитие морфемной зоркости в начальных классах, умение вычленять в слове морфемные значения и соответствующие им морфемы становятся базой для усвоения русского правописания и формирования орфографической зоркости.
От качества работы над составом слова напрямую зависит результативность формирования орфографической зоркости. Именно поэтому учителю необходимо заниматься проблемой подбора эффективных приемов обучения правописанию с опорой на структурный анализ слова.
Работа со словообразовательными моделями на уроках русского языка, методологические основания которой изложены в трудах С. И. Львовой [№ 1], - один из эффективных приемов анализа семантико-структурной стороны слова. Прием основан на способности обучающихся «считывать» языковую информацию на основе семантического анализа служебных морфем. Предлагаемая методика строится на основе зрительного восприятия и семантико-грамматической расшифровки графического образа словообразовательной модели с «изъятым» корнем, который соответствует словам, имеющим определенное языковое сходство.
Применение приема анализа слова на основе зрительного восприятия словообразовательной модели позволяет:
привлечь внимание к структуре слова и максимально её «обнажить»;
донести информацию о строении слова наглядно и конкретно, в легко воспринимаемой форме;
уточнить лексическое значение слов данной модели, то есть классифицировать их;
определять часть речи и грамматические категории слова по типичным суффиксам разных частей речи, а также значениям окончаний, то есть формировать морфемную зоркость;
максимально наглядно экспериментировать со словом при помощи компьютерной анимации, «удаляя» ту или иную значимую или изменяемую часть слова, и выяснить таким образом значение каждой морфемы;
стимулировать мотивацию обучающихся к исследовательской деятельности в процессе словообразования.
Гораздо интереснее и ярче путешествие по теме «словообразование и состав слова» происходит с опорой на яркую презентацию, иллюстрирующую значение образуемых слов, дающую возможность наглядно поэкспериментировать с составом слова, позволяющую наглядно уяснить значение, привносимое тем или иным префиксом или суффиксом. Такая работа способствует развитию морфемной зоркости, служит профилактикой дизорфографии.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
МОДЕЛЯМИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
Прием накопления групп одноструктурных слов
Очень важный прием в работе со словообразовательными моделями. Заключается в том, что постепенно учащиеся накапливают определенное количество словообразовательных моделей и соотносящихся с ними перечней корней.
Н
ачинается такая работа с анализа, например, записи, которую учитель делает на доске.
- еньк-ий :
-бодр-
-голуб-
- мал-
-слад-
-стар-
Характер записи определяет существо учебной деятельности учащихся.
Во-первых, нужно внимательно рассмотреть словообразовательную модель и попробовать отгадать слова, которые «спрятаны» в этой записи.
Во-вторых, нужно соотнести словообразовательную модель с перечисленными корнями. Предлагаемый список корневых морфем (на уроке мы использовали не весь список, а только два корня) помогает ученику еще до записи «увидеть» в словообразовательной модели зашифрованные слова.
И, наконец, третье — это запись зашифрованных слов с указанием их морфемного состава. В результате проделанной работы в тетради оформляется такая запись:
-еньк-ий: бодр-еньк-ий, голуб-еньк-ий, мал-еньк-ий, слад-еньк-ий, стар-еньк-ий.
Со временем перечень слов, соответствующих одной словообразовательной модели, школьники дополнят другими примерами. В результате обучающиеся запоминают морфемное строение слов одной словообразовательной модели; уясняют значение суффикса «уменьшительно-ласкательное»; запоминают единообразие написание суффикса -еньк-.
Один из видов такой работы – составление «Словарика словообразовательных моделей». Запись оформляется, например, так:


ёр : -билет-, -киоск-, -мин-, -шахт-;
ат ый : -бород-, -волос-, -полос-, -ус-;


ул я : -баб-, -каприз-, -мам-, -пап-;
п
ри ыва ть :
-вяз-, -гляд-, -кид-, -прят-, -свист-, -хлоп-, -шлеп-;
воз а ть : -вращ-, -глаш-, -двиг-, -клиц-, -леж-, -сед- .
Работая с перечнем словообразовательных моделей, школьники учатся соотносить общее и частное в языке (словообразовательная модель и строение конкретного слова); находить общее словообразовательное и грамматическое значение в словах одной словообразовательной модели; определять часть речи и грамматические категории, используя типичные суффиксы разных частей речи, а также значение окончаний, «предвидеть» возможные орфографические затруднения.
Прием образования слов, соответствующих одной словообразовательной
модели
На основе этого вида заданий у обучающихся формируется способность к проведению элементарного словообразовательного анализа, когда по заданной модели нужно образовать целый ряд слов.
Формулировка заданий к таким упражнениям звучит, например, так:
От слов … образуйте имена существительные (прилагательные, глаголы) по указанной модели;
Напишите слова, которые образуются по данной модели, разберите эти слова по составу.
Структурный разбор слов на основе словообразовательной модели предполагает не только движение анализа: от модели — к отдельному слову, соответствующему этой модели, но и обратный ход: от конкретных слов - к графическому обозначению словообразовательной модели. Такой анализ можно проводить при выполнении следующих заданий:
Задание 1
Определите, какой модели соответствуют слова бабушка, дедушка, избушка, игрушка. Нарисуйте модель и напишите еще одно слово, которое соответствует ей.
Задание 2
Докажите, что слова полюшко, горюшко соответствуют одной модели. Какой?
Задание 3
На вопрос «Кто сидит на лошади?» маленькие дети дают такие ответы: сидник, лошадник, конник. Объясните, существуют ли эти слова в русском языке?
По какой модели они образованы?
Нарисуйте эту модель и напишите два слова, которые образованы по этой модели.
2) А как бы вы ответили на вопрос, который был задан детям?
Выполнение подобных заданий способствует обогащению словарного запаса учащихся, так как при образовании слов по моделям дети не только узнают новые для них слова, но и уточняют значение слов известных; запоминают строения слов и их написания.
Прием поиска загаданного слова по модели-отгадке
Загадка как специфический вид дидактического материала довольно часто используется на уроках русского языка в начальных классах и даже на страницах учебников, предназначенных для детей этого возраста.
В качестве подсказки предлагается использовать словообразовательные модели. При этом привычная работа с загадками и разнообразными словесными играми (шарадами) приобретает особый обучающий смысл, так как нацеливает не только на поиски загаданного слова, но и дает при этом смысловые ориентиры, то есть грамматические и словообразовательные значения, выражаемые аффиксами. Работа может сопровождаться дополнительными заданиями типа:
Рассмотрите словообразовательную модель. Как вы думаете, какой частью речи будет загаданное слово. Можно ли что-нибудь сказать о значении этого слова?
Используя словообразовательную модель, расскажите, существительным какого рода и какого склонения должно быть загаданное слово;
Назовите два слова той же модели, что и слово-отгадка. Что общего во всех этих словах? Покажите, какой значимой частью слова они отличаются (корнем).
Приведем примеры таких загадок, шарад, которые можно использовать в качестве дидактического материала для работы со словообразовательными моделями на уроках русского языка.
З
агадки
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает. (Земляника.)
Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой.
На что она обижена? (Львица.)
Костерок под деревцем
Не горит,
Котелок — не греется,
А кипит.
Кипит, кипит, Не выкипает,
Рукою тронешь —
Припекает. ( Муравейник.)
Шарады
Первый слог метут метлой,
Глазом назову второй,
Третьим резать хлеб годится,
А четвертый лишь частица.
Целое — насекомое.
(Сороконожка.)
Прием грамматико-словообразовательного анализа слов
на основе словообразовательной модели
Этот вид задания развивает языковое чутье ребенка, развивает способность по отдельному элементу слова (по аффиксам и постфиксам) догадаться о грамматических его свойствах. Морфемная зоркость при этом становится фундаментом грамматических умений.
Приведем примеры заданий, нацеливающих на развитие указанных способностей.
З
адание1
В
нимательно рассмотрите схему: и ть
Какой частью речи являются слова, состав которых соответствует этой схеме?
Как вы об этом догадались?
Задание 2
О

т данных слов образуйте слова, соответствующие схеме: и ть
Запишите эти слова, обозначая безударные гласные в корнях.
Слова для справок: свет, корм, крахмал, серебро, золото, сор, встреча.
Задание 3
О
т слов малина, слива, береза, бирюза образуйте слова, соответствующие схеме:
ов ый
К какой части речи будут относится образованные слова? Запишите эти слова.
Всегда ли одинаково пишется суффикс -ов- в этих словах? Сделайте вывод.
Задание 4
Н
апишите по два слова, строение которых соответствует схемам:
Определите, по каким моделям образуются одушевленные имена существительные,
а по каким — неодушевленные. Докажите свою правоту.
Задание 5
М
ожно ли по данным моделям определить, к какому склонению относятся существительные, «спрятанные» за этими моделями:
Задание 6
П






о моделям установите род имен существительных:












арь , ист , ница , ищ е, ёнок , ыш , ыш к а
Задание 7
Определите, какого рода прилагательное «спряталось» за каждой моделью.
Д


окажите свою правоту.
и
стого, ов ая, лив ое, н ему, ной.
Можно ли по данным моделям определить падеж «спрятанных» прилагательных?
Докажите.
Прием семантического анализа слов на основе словообразовательной модели
Структурно-семантическая схема рассказывает не только о важных грамматических свойствах слов, но и помогает внедриться в область лексического значения, так как приставки и суффиксы тоже несут информацию о нем. На этом свойстве словообразовательных моделей и построены следующие задания.
Задание 1
Р
асскажите о значении каждого слова.
ник («там, где растет ...»): малинник, цветник, орешник.
Задание 2
Д

окажите, что значение слов надводный, надземный, надшахтный можно объяснить через значение модели
над н ый («находящийся над ...»)
Задание 3
О
бъясните, почему значение слов красноватый, грубоватый, слабоватый можно связать со значением модели:
о
ват ый («слегка, немного, чуть-чуть...»)
Задание 4
От данных слов образуйте по 2 слова, соответствующих модели арь и запишите их, распределяя на две группы в зависимости от значения: 1) «человек»; 2) «предмет».
Аптека, слово, виноград, дикий, сухой, пахать.
З
адание 5
О



т данных слов образуйте по 2 слова, соответствующих модели ец и запишите их, распределяя на две группы в зависимости от значения: 1) «человек»; 2) «маленький».
Хлеб, мудрый, брат, мороз, хитрый, старый.
Прием сопоставительного анализа слов, внешне сходных по составу
Более сложными являются задания, в которых предлагается сопоставить с указанной моделью несколько слов. В процессе подобного анализа формируется умение разбора по составу слов одной модели, а также слов, имеющих внешнее сходство в строении.
З
адание 1
Выпишите те слова, строение которых соответствует схеме чик .
Ключик, чемоданчик, магазинчик, мячик, блинчик, кирпичик, шкафчик, куличик, костюмчик.
Выпишите остальные слова и разберите их по составу.
Какой словообразовательной модели соответствуют они?
Задание 2
Р

аспределите слова на группы в зависимости от принадлежности к модели:
л

ив ый чив ый ив ый
Лживый, гневливый, ленивый, обидчивый, льстивый, улыбчивый, правдивый, фальшивый, игривый, пугливый, червивый, дождливый, стыдливый.
З
адание 3
В
ыпишите только те слова, состав которых соответствует схеме к а.
Объясните, почему вы не выписали остальные слова.
Лапка, скрепка, кепка, закрепка, зацепка, щепка, прищепка.
З
адание 4
У
становите, какие слова-отгадки соответствуют модели очк а.
Привела я солнце
За свое оконце,
К потолку повесила,
Стало дома весело.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Слова для справки: лампочка, кисточка, бабочка.)
Изучение морфемики является базой для формирования орфографических умений и навыков, так как большинство орфографических правил опирается на умение разбираться в морфемной структуре слова. От качества работы над составом слова зависит результативность обучения орфографии в школе. Одним из этапов решения орфографической задачи, по мнению С.И. Львовой, является морфемный анализ слова. Для усвоения морфемного анализа и использования его в ходе решения орфографической задачи используются наряду с выше описанными приемами следующие:
Прием поморфемного написания слова
Этот прием заключается в том, что при записи слова в нем с помощью черточек отделяется одна морфема от другой: про-свеч-ива-ют, пе-ре-сып-а-ют, мест-н-ый, с-по-тык-а-ешь-ся, за-дум-чив-ое, скал-ист-ый, дрем-уч-ий, груст-н-ый и т.п.
При поморфемном письме ученик одновременно выполняет орфографический и морфемный анализ, точнее, осмысляет морфемный состав слова в процессе его написания. Такой подход к написанию трудно формируется, требует достаточно много временных затрат, но дает высокую отдачу, поскольку опирается на морфемный состав слова в процессе его написания.
Практика показывает, что прием поморфемного письма дает положительные результаты при условии его систематического использования на уроках. Способом поморфемной записи (с соответствующим поморфемным комментированием, проговариванием) можно оформлять не только отдельные слова, словосочетания, но и тексты, которые предлагаются детям в процессе зрительного восприятия (списывание).
Рассмотрим в качестве примера несколько текстов для поморфемного письма. При этом ученики пробуют таким способом записать все слова.
Ни лист-очк-а, ни трав-инк-и! Тих-им ста-л наш сад.
И берез-ы, и осин-к-и Скуч-н-ые сто-ят. (О. Высотская)
Сид-е-л рыб-ак весел-ый
На берег-у рек-и,
И перед ним по ветр-у
Кач-а-л-и-сь трост-ник-и. (М Лермонтов)
Деревен-ск-ий стар-о-жи-л
Сад стар-ин-н-ый сторож-и-л.
А круг-ом лес-а, лес-а.
Вид-ит он: беж-ит лис-а. (В.Кондрашов)
Свист-ок не-мног-о по-свист-е-л,
Мах-ну-л крыл-ом и у-лет-е-л. (B. Бepecmoв)
Туман леж-ит в гор-ax о-крест-н-ых.
Мороз у-пле-л-ся дал-ек-о.
И руче-ек, весен-н-ий вест-ник,
За- лепет-а-л из-под снег-ов. (К. Ладыжец)
Ста-л-а дев-очк-а кот-енк-а корм-и-ть.
При-нес-л-а овс-ян-ой каш-к-и.
От-вер-ну-л-ся он от чаш-к-и.
При-нес-л-а ему редис-к-и —
от-вер-ну-л-ся он от миск-и.
При-нес-л-а кусоч-ек сал-а.
Говор-иг кот-енок; «Мал-о!» (С Маршак)
Таким образом, в ходе поморфемного письма отрабатывается умение совмещать морфемный и орфографический анализы записываемого слова; запоминается графический образ морфем русского языка.
Работа с корнями-омофонами
Анализ слов-омофонов спешу (спешка) – спишу (писать) и слов с корнями-омофонами (посидеть – поседеть) помогает в процессе орфографического анализа обратить внимание школьников на структурно-семантические отличия данных слов; способствует усилению семантической направленности в обучении орфографии.
Задание 1
Подберите и напишите однокоренные слова к словам дева и диво. Проверьте, сохранили ли вы одинаковое написание корня в каждой группе слов.
Задание 2
Напишите по два слова с данными корнями: греб-, - гриб-, -грипп- .
Что вы можете сказать о правописании этих слов?
Задание 3
Кто больше напишет однокоренных слов к прилагательным лепной и липучий?
Чем отличается друг от друга каждая группа однокоренных слов?
Задание 4
Докажите, что слова полоскать (рот) и поласкать (кошку) имеют разное значение,
состав и написание.
Задание 5
Чем объясняется бессмысленность такого текста?
Вадиму давно надоело седеть дома. Он стал примирять капитанскую фуражку деда. Потом выскочил из окна и обижал весь лук.
Задание 6
Объясните различие в написании выделенных слов.
1. Скоро встречу я в лесу настоящую лису.
2. Я принес из леса гриб — подцепил дорогой грипп.
3. Мне избушку отворите и капустки отварите.
4. Грязной тряпкой окна трут — бесполезный это труд.
Задание 7
Выберите проверочные слова для глаголов уплатить (деньги), уплотнить (землю): переплатить, вплотную, выплатить, плотный, уплотниться, зарплата, плотно, платный.
Объясните, почему можно допустить ошибки в на писании корней -плат- и -плотн-.
Задание 8
Выберите проверочные слова, учитывая значение слова.
Образец записи: менять — замена.
Кр_евой (кройка, край), д_лекий (даль, дол), с_ло (сила, села, сёла), м_нёр (мена, мина).
Задание 9
Напишите однокоренные слова к существительным изморозь и изморось.
Выделите корни в словах, сделайте вывод о значении и правописании этих слов.
Задание 10
Одинаковый ли корень в словах ст _ляр и ст_левар? Докажите.
Составьте и напишите предложение с данными словами.
Задание 11
Прослушайте текст. Выскажите свое мнение о написании слова рождение.
Маленькая дочка решила поздравить меня с днем рождения.
В корне слова рождение вместо о она написала а.
- А ведь слово рождение пишется через о: р-о-ж-д-е-н-и-е. Оно от слова род, р-о-д, — сказал я.
-Нет, папочка, это от слова рад, понимаешь — рад, ведь я тебя поздравляю с радостью.
(В.Киселев)
Задание 12
Объясняя правописание слов хв_стлиеый, л_вина, Петя Двойкин подобрал проверочные слова хвост, улов.
Какие орфографические ошибки допустил ученик в написании слов и почему? Оцените его ответ.
Задание 13
К словам расч_щатъ, сож_ление Петя Двойкин подобрал проверочные честь, жить.
Оцените его ответ. Напишите слова с пропущенными буквами, объясните написания.
Подобные задания нацеливают учащихся на семантический анализ слова при определении однокоренных слов и выборе написания корня. Регулярное обращение к таким заданиям поможет сформировать у школьников правильный способ действия: от значения слова идти к определению его структуры и выбору на писания.
Орфографический анализ слов на основе словообразовательной модели
Все типы заданий, связанные с анализом словообразовательных моделей, так или иначе, способствуют развитию грамотного письма, поскольку дети, зрительно воспринимая такие модели, лучше запоминают графический облик аффиксов.
Специальная группа заданий нацеливает непосредственно на орфографический анализ через внимание к словообразовательной модели. Приведем примеры подобных заданий.
Задание 1
Н
апишите пары однокоренных слов. Объясните написание корня в этих словах.
Г




оры истое место
Поле с ев ыми цветами,

Сосны в ов ом лесу,
Г
риб н ой дождь,
Море ск ие волны
З
адание 2
Образуйте от глаголов имена существительные, соответствующие модели к а. Запишите эти слова, обозначая в них корни.
Объясните написание конечных букв этих корней.
Образец записи: По – сад- и - ть – по – сад - к - а.
Замазать, подготовить, поддержать, разведать, отгадать, разгрузить.
Задание 3
Используя словообразовательные модели, правильно напишите зашифрованные слова. Объясните их написание и значение.



л












ен, лин, ив ый, я л ый
хваст, хвост, лив ый, ат ый
дев, див, иц а, у и ть
л
ес, лис, ёнок , н ой
З
адание 4
О

т данных существительных образуйте и запишите прилагательные по модели: н ый
Табак, дача, удача, мрак, облака, копейка, улица, кирпич.
Сделайте вывод о написании сочетания чн в записанных вами словах.
З
адание 5
От данных глаголов образуйте имена прилагательные по схеме: к ий. Запишите эти прилагательные, объясняя написание корня.
Образец записи: Ред – е – ть – ред – к –ий.
Резать, скользить, робеть, гладить.
З
адание 6
От слов брусника, дочь, внук, ночь, свеча образуйте слова по модели к а. Напишите, объясняя написание сочетания чк на стыке корня и суффикса.
Задание 7
О



т слов барабан, батон, вагон, графин, диван, лимон, магазин, сарафан, сткан образуйте слова модели чик («маленький...»).
Запишите эти слова, объясняя написание сочетания нч на стыке корня и суффикса.
З
адание 8
От указанных слов образуйте и напишите существительные модели ик .
Сад, куст, гвоздь, чиж, карандаш, ёж, кирпич, лист, нож, хвост.
Задание 9
От слов грусть, ужас, звезда, честь, вкус образуйте и напишите прилагательные модели

н ый. Объясните написание сочетаний стн и сн в данных прилагательных.
Задание 10
О
т слов море, город, завод, хутор образуйте и напишите имена прилагательные модели




ск ой. Какие из этих прилагательных имеют непроизносимые согласные?
Объясните написание этих прилагательных.
Задание 11
О
т слов брат, зверь, матрос, Русь, флот образуйте и напишите имена прилагательные модели ск ий. Какие из прилагательных имеют непроизносимые согласные?
В каких прилагательных появляются удвоенные согласные и почему?
Задание 12
О
т указанных слов образуйте имена прилагательные модели н ый. Напишите эти прилагательные. Объясните, почему в них пишется нн.
Цена, конь, лимон, магазин, туман, длина, чугун, карман, сон.
Задание 13
Р
асшифруйте запись. В чем особенность произношения и написания окончания в зашифрованных словах? Напишите эти слова.
слив , айв , ов ого .
Семантическая ориентация процесса обучения словообразованию оказывает благоприятное влияние на формирование орфографических умений, поскольку знания словообразования являются базой для многих орфографических правил русского языка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вахнина Т.П., Иванова О.В., Кузнецова Е.Ю. Современный русский язык: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.
Вороничев О.Е. Где кончается основа знаменательного? [о связи словообразования с грамматикой] // Начальная школа. – 2008. - № 5.
Дёмичева В.В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию // Начальная школа. – 1994. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. – 1996.
Львова С.И. Словообразовательная модель как объект анализа на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1993. - № 3.
Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. 2-е изд. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001.
Львов М.Р. В поисках новых решений. К спорам об изучении приставки и суффикса
// Начальная школа. – 2001. - № 1. Махмудов Ш.А., Цыганенко Г.П. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Этимология // Русский язык в школе. – 2001. - № 2.
Мережко Е.Г. Развитие словообразовательного компонента детской речи // Предложение и слово. – 1997.
Перцева Н.К. Вопросы словообразования в начальной школе // Начальная школа. – 1993. - № 10.