СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт "Формирование и развитие когнитивных процессов дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своем опыте "Формирование и развитие когнитивных процессов дошкольников  через поисково – исследовательскую деятельность",  я хочу отметить важность создания необходимых условий для формирования и развития когнитивных способностей: памяти, внимания, восприятия и мышления дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Опыт "Формирование и развитие когнитивных процессов дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность"»

Туренко Валентина Ивановна

МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА»

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ












Формирование и развитие когнитивных процессов дошкольников

через поисково – исследовательскую деятельность







Автор опыта:

Туренко Валентина Ивановна

воспитатель структурного подразделения: Детский сад «Алёнушка» областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Чернянская средняя общеобразовательная школа № 4»

Белгородской области







2021



Содержание


  1. Информация об опыте ………………………………………………. 3


  1. Технология опыта ……………………………………………………11


  1. Результативность опыта ……………………………………………. 20


  1. Библиографический список ………………………………………… 23


  1. Приложение к опыту ………………………………………………… 25


































Раздел I

Информация об опыте


  1. Условия становления опыта

Дошкольный возраст – возраст становления и развития индивидуальных способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Поэтому, одной из наиболее важных способностей ребенка является способность к познанию.

Формирование когнитивных процессов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентирует внимание на развитие когнитивных (познавательных) процессов дошкольников, которые в начальной школе и на последующих ступенях образования позволят им успешно развиваться и обучаться по любой программе. ФГОС ДО определил следующие задачи познавательного развития дошкольников:

- развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие творческой активности, воображения.

Существует целый ряд исследований, подтверждающих, что уровень формирования когнитивных процессов определяет достижения личности на ее жизненном пути.

В дошкольном возрасте развитие когнитивной сферы — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

Поисково-исследовательская деятельность в наибольшей степени способствует развитию восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.

Поисково-исследовательская деятельность в полной мере способствует формированию у ребенка когнитивных процессов: интереса к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации; стремления объяснить связь фактов, используя рассуждение («потому что...»); упорядочивания и систематизации конкретных материалов, вещей; интереса к познавательной литературе, к символическим «языкам».

В дошкольном учреждении поисково-исследовательская деятельность рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность дошкольников, имеющая общую цель. Согласованные методы, способы деятельности направлены на достижение общего результата. Поисково-исследовательскую деятельность автор рассматривает как системный компонент воспитательно-образовательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества.

В учреждении созданы необходимые условия и механизмы для обеспечения возможности получения качественного доступного образования детям. Индивидуальные и познавательные потребности воспитанников реализуются через непосредственно образовательную деятельность, прогулки, игры и самостоятельную деятельность детей. Реализуется программа преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Анкетирование и опрос родителей показали, что свободное время и выходные дни дети в основном проводят за смартфонами и компьютерами.

Все это ведет к тому, что у детей пропадает интерес к познавательной деятельности, что в дальнейшем должно способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи (не только математические) и генерировать новые идеи.

На начальном этапе работы по проблеме опыта проводилось диагностическое обследование по определению уровня развития когнитивно – познавательной сферы дошкольников по следующим методикам [6, 11 – 14, 19].

По результатам были выявлены следующие группы воспитанников: с высоким уровнем формирования когнитивно-познавательной сферы – 15 %, со средней – 20%, с низкой – 65%.

Итоговый уровень развития

когнитивно - познавательной сферы









Результаты диагностики привели к выводу о необходимости развития внимания, мышления, памяти, восприятия, а поисково-исследовательская деятельность по мнению автора опыта, является эффективным средством формирования и развития этих когнитивных процессов дошкольников.


2. Актуальность опыта

Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, актуальным направлением в деятельности дошкольной образовательной организации является формирование и развитие когнитивных процессов дошкольников - психических процессов, выполняющих функцию рационального познания. К ним относят: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь [15, с. 271]. Когнитивная активность ребенка является основой всестороннего развития его личности. В старшем дошкольном возрасте этот вид активности становится наиболее значимым, так как интенсифицируются процессы познания, мышления, а также происходит многогранная подготовка к переходу из детского сада в школу. Поколению, родившемуся и развивающемуся в мире новых цифровых технологий, безусловно, легче интегрироваться, адаптироваться и активно использовать новые возможности, предоставляемые информационной средой. Тем не менее, задача сохранения и наращивания своего интеллектуального потенциала на протяжении всего периода взросления, предполагает освоение и развитие познавательных навыков. В связи с этим актуализируется проблема развития когнитивной активности ребенка старшего дошкольного возраста

Использование системы методов и приемов (наглядных, словесных, игровых, практических) обеспечивает развитие когнитивных способностей ребенка. К данным формам взаимодействия относятся игровые и проблемные ситуации, различные виды игр: игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, сочинительская деятельность, коллекционирование, культурно-досуговая деятельность, проектная деятельность, а также познавательно-исследовательская деятельность [7, c. 466].

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью работы является формирование и развитие когнитивных процессов ребенка через формирование навыков исследовательского поведения.

Модель формирования поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи.

Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Установлено, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню общего развития и степени прочности приобретенных нравственных качеств выпускников ДОУ.

Актуальность опыта обусловлена противоречиями, выявленными в ходе образовательной деятельности:

  • между огромными потенциальными возможностями поисково – исследовательской деятельности для формирования и развития когнитивной сферы дошкольников и недостаточной разработанностью механизмов использования в современных условиях;

  • между стремлением педагога к организации непрерывного, последовательного процесса формирования и развития когнитивной сферы дошкольников и педагогической некомпетентностью родителей в данном вопросе;

  • широкими возможностями реализации основных задач дошкольного образования по программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и низким уровнем познавательной активности обучающихся.

Противоречия стали условием углубленного изучения данной проблемы и обобщения опыта работы.

Таким образом, представляемый педагогический опыт актуален, соответствует государственной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности и интересам самих обучающихся.


3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования и развития когнитивных процессов каждого ребенка, раскрытия его индивидуальных и творческих способностей, развития творческого мышления средствами поисково-исследовательской деятельности.

4. Длительность работы над опытом.

Работа над темой проводилась в течение трёх лет.

1 этап начальный (констатирующий) – сентябрь – декабрь 2018 г.

Предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического инструментария и выявление уровня сформированности когнитивных способностей дошкольников.

2 этап основной (формирующий) - январь 2019 г. – декабрь 2019 г.

На данном этапе автором был разработан перспективный план работы с детьми, проводилась апробация системы работы: использование различных методов и приемов для формирования и развития когнитивных процессов дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность

3 этап заключительный (контрольный) – январь 2020 г. – май 2020 г.

Результативность работы, анализ причин положительных изменений, доказанность успешности выбранных форм, методов работы для решения обозначенной педагогической проблемы.


  1. Диапазон опыта

Диапазон опыта включает в себя реализацию комплекса разнообразных форм и методов работы с детьми в повседневной жизни и на занятиях непосредственно образовательной деятельности, направленной на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.


  1. Теоретическая база опыта

К настоящему времени накоплен определенный фонд знаний для проведения данного исследования по проблеме формирования и развития когнитивных процессов дошкольника через поисково - исследовательскую деятельность:

  • теория деятельности, которая выступает ведущим фактором развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

  • проблема умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Поддъяков);

  • отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой;

  • возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир);

  • развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко);

  • становление познавательных интересов (Г.И. Щукина, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова);

  • развитие продуктивной и творческой деятельности (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина,Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова);

  • расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева).[21]

Данные работы создают основу для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

В процессе подготовки к обобщению актуального педагогического опыта автором были рассмотрены следующие понятия: исследовательская деятельность, учебное исследование, проблемно-поисковые методы, моделирование, проектная деятельность.

Анализ литературы показал, что данное явление не рассматривается однозначно, существуют различные трактовки понятия «исследовательская деятельность» (см. таблицу 1).


Таблица 1 – Понятие «исследовательская деятельность» разных авторов

Автор

исследовательская деятельность – это…

Н.Ф. Добрынин

процесс, связанный с избирательной направленностью внимания человека

И.Ф. Харламов

побуждения к деятельности

Л.А. Гордон

единство эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека

М.Г. Морозов

Р.С. Немов,

А.В. Петровский

эмоционально-познавательное отношение человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера

А.Г. Ковалев

специфическое отношение личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности


А.И. Савенков рассматривает исследовательскую деятельность как целостное образование личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих. [22]

Познавательно-исследовательская деятельность проходит ряд стадий (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев): любопытство, любознательность, собственно исследовательская деятельность. [10]

Исследование – процесс поиска, выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека; деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Его основные характеристики: 1) выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих вариативность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формулирования гипотез; 3) обучение работе с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) знакомство с первоисточниками; 5) развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной.

Методы проблемно-поисковые – способы, направленные на организацию поисковой и исследовательской деятельности обучающихся под руководством педагога (метод проблемного изложение, частично-поисковый метод, исследовательский метод).

Моделирование – теоретический метод исследования процессов и состояний при помощи реальных (физических) или идеальных, прежде всего, математических моделей.

Модель – это объект (система объектов), воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала. Различают предметное, знаковое, мыслительное, виртуальное моделирование.

Проектная деятельность («метод проектов», проектная технология) – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить определенную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

В этапы реализации проектной деятельности входят постановка цели и задач, планирование, сбор информации, ее анализ, оценка и презентация.

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности обозначены следующие:       

  • развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);

  • освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

  • перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);

  • развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

  • расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений). [8]

В соответствии с ФГОС ДО все вышесказанное реализуется в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, в процессе поисковой и исследовательской деятельности.


  1. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании собственной системы работы по формированию и развитию когнитивных процессов дошкольника посредством поисково-исследовательской деятельности в совместной деятельности ребенка и взрослого и самостоятельной деятельности ребенка.


  1. Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

Опыт является универсальным, может быть использован и другими педагогами для работы с детьми, учитывая их возрастные возможности и индивидуальное развитие.

Раздел II

Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности является формирование и развитие когнитивных процессов дошкольников через поисково - исследовательскую деятельность.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

  2. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости).

  3. Развитие познавательных способностей, творческого мышления, воображения.

  4. Организация совместной деятельности родителей и педагогов для развития познавательной активности детей.

  5. Отследить эффективность работы, разработать педагогические рекомендации, систематизировать материал.

  6. Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

  7. Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

Организация воспитательно-образовательного процесса

Автор опыта рассматривает формирование когнитивных способностей через организацию поисково-исследовательской деятельности на примерах совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

В основе организации учебного исследования в ходе НОД автор придерживается методики Н.Б. Шумаковой и выделяет шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и два дополнительных.

  1. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)

  2. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

  3. Обмен информацией (изложение результатов исследования)

  4. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

  5. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

  6. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме)

  7. Постановка новых вопросов (этап возникает при необходимости следующего исследования)

  8. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия)

Формирование когнитивных способностей через поисково-исследовательскую деятельность по мнению автора должно начинаться с игры, так как это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Детская психика развивается в игре, каждый психический процесс неотделим от общего развития ребенка.

Для развития мышления автор использует такие игры, как «Съедобное-несъедобное», «Новоселье у матрешек» (развивает навыки систематизации), «Подбери пару к слову», «Четвертый лишний», «Придумай загадку».

Развитию памяти способствуют игры «Снежный ком» (развитие слуховой механической памяти), «Запахи и звуки» (развитие осязательной памяти), «Загадки» (развитие слуховой памяти), «Экран» (развитие зрительной памяти), «Пары картинок» (развитие смысловой памяти).

Для повышения уровня устойчивости внимания автор применяет игровые приемы «Что слышно?», «Найди такой же», «Что изменилось?», «Гимнастика внимания», «Испорченный телефон».

Развитию образности и креативности воображения способствуют игры «Знакомство с квартирой наощупь», «Что на что похоже?», «Метаморфозы», «Что над нами вверх ногами», «Что произойдет, если…».

Восприятие развивается при использовании игр «Бегите ко мне!», «Окраска воды», «Узнай по звуку», «Что внутри», «Определи на вкус».

Особую роль при формировании и развитии когнитивных процессов через поисково-исследовательскую деятельность ребёнка автор опыта отводит опытам и экспериментам.

Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста строится исходя из следующих принципов:

1. Принцип научности

2. Принцип целостности

3. Принцип систематичности и последовательности

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания

5. Принцип доступности

6. Принцип активного обучения

7. Принцип креативности

8. Принцип результативности

Работа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми организована по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, вес, звук, теплота и др.);

- человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

Формы, методы и приемы работы

В ходе непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах автор опыта использует разнообразные формы обучения: индивидуальную, групповую, парную. Предпочтение отдается групповой работе, так как именно она в большей степени способствует формированию исследовательской деятельности.

Изучив педагогические технологии и методы, автор опыта пришел к выводу, что методы познания закономерностей и явлений окружающего мира являются наиболее эффективными при формировании и развитии когнитивных процессов дошкольников. К таким методам относятся:

- метод детского экспериментирования, 

- метод проектов 

- метод моделирования проблемных ситуаций.

Данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.

Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления. 

В-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:

- умение видеть проблему и ставить вопросы;

- умение доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке. 

На этапах мотивации и рефлексии всех методов познания используется авторский прием «Зонтик Любознайки». Суть этого приема заключается в том, что он используется как алгоритм исследовательской деятельности. Зонт имеет восемь разных цветов и каждый цвет обозначает один из этапов исследования.

  1. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений).

  2. Актуализация знаний об изучаемом предмете или явлении.

  3. Сбор информации (сбор информации и фактов из интернета, книг).

  4. Наблюдение за изучаемым предметом или явлением.

  5. Проведение экспериментов или опытов.

  6. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме).

  7. Постановка новых вопросов (этап возникает при необходимости следующего исследования).

  8. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия).

Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены: обновление научной, методической и материальной базы дошкольного образовательного учреждения, что является одним из важных условий внедрения информационно-коммуникационных технологий. Цифровые образовательные ресурсы предоставляют огромные возможности педагогу, обеспечивают мощными средствами, улучшающими организацию учебного процесса. Использование ЦОР в детском экспериментировании, по мнению автора, играет особую роль в обогащении интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, развитии когнитивных процессов. Использование ЦОР делает детский эксперимент ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей.

В образовательном процессе автор использует различные виды цифровых образовательных ресурсов: фотографии, презентации, звукозаписи, видеофрагменты, видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы, обучающие и развивающие игры, мультипликационные фильмы. Проведение наблюдений и экспериментов, благодаря тесной взаимосвязи со школой, возможно с использованием USB микроскопа с веб-камерой. Активно используются ресурсы цифровой платформы «Мобильное электронное образование», например, при изучении темы «Чем богата природа» деятельность воспитанников организуется с помощью следующих объектов:

  • Экспериментируем с глиной и песком

  • Разложи камни

  • Найди тень

  • Изучаем свойства воды

  • Найди предметы из дерева

  • Сосчитай, сколько лет дереву

  • Найди предмет с заданным звуком

  • Ели и дубы

  • Расставь по размеру

  • Собери бусы

  • геометрические фигуры);

  • развитие мышления, памяти и внимания.

При этом реализуются следующие педагогические задачи:

  • Формирование навыков добывания знаний путём экспериментирования.

  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

  • Развитие фонематического слуха.

  • Формирование навыков количественного счёта.

  • Закрепление умения сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) высоты.

  • Развитие умения находить повторяющиеся узоры из ряда геометрических фигур и воспроизводить их самостоятельно.

Методика проведения опытов и экспериментов.

Наблюдения, опыты и эксперименты педагог проводит как в организованной образовательной деятельности, так в свободной и совместной деятельности с детьми в режимных моментах. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определяют, что им нужно сделать. Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформлять в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

• дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам:

  • Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование «радуги» и т. д.

Помимо запланированных и случайных экспериментов, возможно проведение экспериментов, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.

Выслушав вопрос, педагог не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!» Или: «Ребята, Паша спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Никита говорит, что под снегом травы нет, а Даша считает, что есть. Как это узнать?»
Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?» И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова.

Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить следующую логическую цепочку:
«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (1 звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (2 звено).

  • Сравнительные (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений)

На образовательной деятельности по изучению свойств воды дети проводят опыты по сравнению с помощью соли и сахара и узнают, что вода не имеет запаха, но имеет вкус; в опыте с водой с использованием песка и сахара, мы подводим детей к заключению, что не все сыпучие вещества растворяются в воде.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для автора форма организации работы с детьми в опытно - экспериментальной деятельности.
Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

  • Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).

Например, предлагаем сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед:

  1. предлагаем детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;

  2. сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед);

  3. что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);

4) сравнить, как изменяются в соединении их свойства:

- воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает);

- воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем);

- снега и льда (не взаимодействуют).

5) как сделать лед непрозрачным? (измельчить его) и т.д.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий». 

При правильной организации работы, когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. 

Метод проектов делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Планируя внедрение метода проектов в систему обра­зовательной работы с детьми, педагог старается соблюдать следующие требова­ния к ее использованию:

1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом пла­не проблемы, задачи.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предпо­лагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Структурирование содержа­тельной части проекта.

5. Использование исследователь­ских методов («мозговой штурм», экс­перименты, опыты, наблюдения и др.). Говоря о само­стоятельной деятельности детей, сле­дует делать поправку на их возраст.

Так с детьми был реализован краткосрочный проект «Куклы наших бабушек». В ходе проекта дети выясняли в разных источниках историю происхождения кукол, изучили виды кукол, провели опрос среди детей, научились изготавливать народную тряпичную куклу. (Приложение №2) Также были разработаны и реализованы проекты «Витаминка - аскорбинка», «Мой волшебный друг – пластилин!», «Часы в разное время» и др.

При проблемном методе обучения педагог выступал в роли партнера, а не в роли учителя и побуждает ребенка к активному участию в добывании знаний.

Моделирование проблемных ситуаций активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагаются детям.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. В процессе игр дети исследуют проблемные ситуации. Выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр осуществляется личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идёт обучение – они перемещаются по группе, играют с игрушками, картинками, раздаточным материалом.

При выборе темы любого из методов познания закономерностей и явлений окружающего мира автор опыта соблюдает следующие правила

1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. 

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулируя вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно. 

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления). 

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

В результате работы над опытом были задействованы все направления:

- «Физическое развитие» (подвижные игры: «Собери шишки», «Тонет - не тонет», «Ловля мыльных пузырей», «Отожми губку», «Пузыри в бутылке», «Море волнуется», «Шумилки», «Чудесный мешочек» и другие. Дыхательные упражнения «Кораблики на море», «Живые предметы» «Пузырьки» «Дудочка»).

- «Социально-личностное развитие» (труд: навыки самообслуживания, приобретение представления о современных профессиях, получение опыт погружения в различную профессиональную среду взрослых людей, умения ухаживать за растениями, животными. Беседы о безопасности: «Гололед», «Осторожно, сосулька!», «Правила лаборатории», «Как был наказан любопытный язычок!», «Как песок может стать опасным», «Зимой на горке» и др.).

- «Познавательное развитие» (опыты с песком, водой, бумагой, деревом, тканью, глиной и т.д. Наблюдения за погодой, за овощами в огороде и животными и насекомыми на улице и в живом уголке, мини-проекты «Куклы моей бабушки», «Покормите птиц зимой», «Полезное электричество и др.).

- «Речевое развитие» (чтение художественной литературы «Большая энциклопедия дошкольника», «Опыты для детей и взрослых», «365 опытов на каждый день!» и до. Дидактические игры: «Солнечные зайчики», «Ворчливый шарик», «Послушный ветерок», «Игра в прятки» и др.).

- «Художественно-эстетическое развитие» (продуктивная деятельность: Рисование: рисование пальчиками, ладошками, печать листьев, кляксография , свеча по мокрому, ватными палочками, набрызгивание, зубной щеткой, поролон. Аппликация позволяет использовать самые разнообразные материалы: нити, ткань, вату, бумагу, природный материал, стружку от карандашей, что позволяет изучать их свойства состав и возможности. Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции из пластилина и соленого теста, украшаются бисером, семенами., перьями.).

Развитие познавательной активности детей проходит в тесном взаимодействии семьи и ДОУ. В организации образовательного и воспитательного процесса принимали участие родители, которые помогали в оборудовании уголка экспериментирования (Приложение №3,4), пополнении необходимыми материалами, организовывали эксперименты совместно с детьми в домашних условиях по заранее определенным вопросам. (Приложение №5)

Проектно - исследовательская деятельность способствует формированию когнитивных способностей дошкольников, формирует исследовательские умения и навыки.































Раздел III

Результативность

Результативность опыта по формированию и развитию когнитивных процессов дошкольников через поисково - исследовательскую деятельность в организованной образовательной деятельности, в свободной и совместной деятельности с детьми, в режимных моментах оценивалась с помощью систематически проводимых диагностик.

Автор провёл мониторинговое исследование развития когнитивно – познавательной сферы на заключительном этапе обобщения опыта.


Диаграмма 1 Диаграмма 2

Диаграмма 3 Диаграмма 4


Диаграммы отражают положительную динамику развития внимания, восприятия, памяти, мышления дошкольников, что говорит об эффективности использования поисково – исследовательской деятельности при формировании и развитии когнитивных процессов дошкольников.

Успешность формирования и развитии когнитивных процессов (см. таблицу 1) прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.

Таблица 1

№ п/п

Ф.И.

Название конкурса

Уровень

Год

Место

1.

Мальцева Мария

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я - исследователь»

На уровне ДОУ

2016

1

2.

Мальцева Мария

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я - исследователь»

Муниципальный

2016

лауреат

3.

Симанович Мирослава

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я - исследователь»

На уровне ДОУ

2018

1

4.

Симанович Мирослава

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я - исследователь»

Муниципальный

2018

1

5.

Симанович Мирослава

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я - исследователь»

Региональный

2018

лауреат

6.

Рыка Мелания,

Мальщукова Валерия


Конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я - исследователь»

На уровне ДОУ

2020

1

7.

Рыка Мелания,

Мальщукова Валерия


Конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я - исследователь»

Муниципальный

2020

3


Опыт работы диссеминируется среди коллег дошкольного образовательного учреждения на педагогических советах, на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов. Педагог транслирует свой опыт на родительских собраниях, размещает материалы на сайте школы и на личном сайте, созданном на образовательной платформе «Мультиурок».

Анализируя направления и результаты педагогической деятельности автора опыта, можно сделать вывод о перспективности работы по формированию и развитию когнитивных процессов дошкольников в условиях поисково - исследовательской деятельности.



































Библиографический список


  1. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. – М.: Владос, 1995.

  2. Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13-18.

  3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте/ Л.С. Выготский// Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Воронеж, 2003г.

  4. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.

  5. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М., 2002.

  6. «Исключение предметов (4-й лишний)», серия № 1. (Рубинштейн С.Я., модификация Т.В. Егоровой). Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005.

  7. Ковалева И. В., Бахтиярова Н. Н. Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода // Молодой ученый. 2017. №11. С. 466. 

  8. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т.А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №3 – С. 12.

  9. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. Москва: Педагогическое общество России. -2003. -80с.

  10. Леонтьев А.Н. О формировании способностей/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.

  11. «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Память». Источник: Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты/ под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.

  12. «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Внимание». Источник: Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты/ под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.

  13. «Методика Кооса» (мышление). Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005.

  14. «Нарисуй человека» (Ф.Гудинаф). Источник: Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: «Памятники исторической мысли», 1995.

  15. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 300 с.

  16. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика/Синтез, 2014. — с. 368 с.

  17. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис. на соиск. учен. степени д-ра психол. наук.- М.: МГУ. -2001. Режим доступа: http://www.aspirantura.spb.ru/dissers/poddiakov.rar.

  18. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект.- Волгоград: Перемена, 1995.

  19. «Предметная классификация», 1-я серия (Выготский Л.С.). Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005.

  20. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /Под ред. A.B.Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964.

  21. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании/ Савенков А.И.// Дошкольное воспитание - № 4 2006г. – с.10.

  22. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М., 2006.

  23. Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

  24. Штепина И. С. Технологическая характеристика организации психолого-диагностического эксперимента и диагностический инструментарий для оценки познавательной активности младших дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 374-377.

  25. Щетинина А.М. Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2011.


















Приложение


Приложение №1 – Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности


Приложение №2 - Исследовательский проект «Волшебный друг мой – пластилин!»

Приложение №3 – Диагностика детей

Приложение №4 – Оборудование и материалы для организации развивающего уголка по экспериментированию

Приложение №5 – Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»




23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!