ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ЗВЕНА В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Кузьмина Л.П.
В качестве основной цели Концепцией модернизации Российского образования определена подготовка квалифицированных, готовых к эффективной работе по специальности, постоянному профессиональному росту и профессиональной мобильности работников. Формирование профессионально-значимых качеств будущих работников среднего медицинского звена возможно в том случае, если целеполагание, психологические особенности, содержательное и организационно-педагогическое обеспечение образовательного процесса будут адекватны условиям той профессиональной деятельности, которую предстоит осуществлять после окончания учебного заведения его выпускникам. Медицинская профессия требует от ее представителей высокой профессиональной компетентности и постоянного совершенствования, поэтому одним из самых важных моментов в сфере обучения средних медицинских работников является формирование мотивации к самообразовательной деятельности как в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности. Процесс формирования профессиональной компетентности и мотивация самообразовательной деятельности начинаются с первых дней обучения в нашем филиале. В настоящее время ценится фундаментальность полученных знаний, а также умение использовать инструментарий клинического мышления, рациональности и анализа. Способность логически обосновать вывод является залогом успеха в решении проблем и принятии медицинской сестрой и фельдшером самостоятельных решений, так как будущее состояние пациентов зачастую должно выводиться из прошлого и настоящего в соответствии с целями, определяемыми медицинской сестрой и акушеркой также самостоятельно. Выпускники нашего филиала должны быть хорошо подготовлены для самостоятельной деятельности в лечебных учреждениях. Это требует соответствующего содержания и методов обучения. На современном этапе развития России, чтобы быть компетентным в том или ином вопросе, необходимо всестороннее развитие личности, а этого можно добиться повышение роли самостоятельной работы студента в образовательном процессе. Самостоятельная работа студентов проводится с целью систематизации и закрепления, углубления и расширения теоретических знаний и практических умений студентов; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирования самостоятельности мышления способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений. В учебном процессе учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: - аудиторная; - внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение в рабочем учебном плане – в целом по теоретическому обучению, к каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине; в рабочих программах учебных дисциплин с распределение по темам. При разработке рабочих учебных планов образовательным учреждением определяется: общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу в целом по теоретическому обучению (как разница между максимальным объемом времени, отведенным на теоретическое обучение в целом и объемами времени, отведенными на обязательную учебную нагрузку, факультативные дисциплины, консультации); объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по циклам дисциплин с учетом требований к уровню подготовки студентов, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл; объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки студентов (иметь представление, знать, владеть умениями). Как правило, он составляет 50% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине. ЦМК на своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей по формам и методам организации внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине, входящей в цикл, при необходимости вносят коррективы с учетом сложности и объема изучаемого материала учебной дисциплины. При разработке рабочей программы по дисциплине при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателем устанавливается содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы и методы контроля результатов. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть: для владения знаниями чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана, конспектирование текста, работа со справочниками, нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использования компьютерной техники и Интернета; - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление плана и тезисов ответа, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений, рефератов, докладов и др.; - для формирования умений: решение ситуационных задач и задач по оказанию неотложной помощи, отработка выполнения алгоритмов практических манипуляций, составление кроссвордов, тестовых заданий, граф-структур, курация больных, написание сестринских историй и др. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: - цель задания; - его содержания; - сроки выполнения; - объем работы; - требования к результатам работы; - критерии оценки. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины. Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель проводит консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультирование. Самостоятельная работа осуществляется индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, проходит в письменной, устной или смешенной форме. В качестве форм и методов контроля самостоятельно внеаудиторной работы студентов используются практические занятия, зачеты, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются: - уровень освоения студентом учебного материала; - умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий; - сформированность общеучебных умений; - обоснованность и четкость изложения ответа; - оформление материала в соответствии с требованиями.
В рамках организационного обеспечения самостоятельной работы студентов преподаватели выделяют характер и уровень готовности студентов к выполнению самостоятельной работы, исследуют структуру и функциональные возможности средств учебно-методического обеспечения самостоятельной работы, содержание учебно-методических комплексов (УМК) по дисциплинам, методические рекомендации, разрабатывают графики выполнения студентами самостоятельной работы, готовят печатные и электронные версии УМК, применяют УМК на занятиях со студентами как средства управления самостоятельной работой, организуют комплексное применение средств учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов на основе единых подходов. Студенты выполняют самостоятельные задания по дисциплинам в соответствии с графиками, используют учебно-методические комплексы как методическое средство при подготовке к занятиям, получают доступ к электронным версиям УМК.
Активность и самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Вот почему только широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике. Формирование у студентов умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации является одним из направлений совершенствования качества подготовки и фактором воспитания будущих специалистов среднего медицинского звена.