СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт и результат системного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в сфере среднего профессионального образования на примере преподавания математики в Пензенском колледже архитектуры и строительства.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cтатья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу – опыту внедрения в процесс обучения современных видов информационно-коммуникационных технологий, а именно - использованию компьютеров на различных этапах обучения в колледже, созданию информационной среды колледжа, организации обратной связи со студентами и их родителями, профориентационной работе по привлечению к получению профессиональных компетенций школьниками через организацию соответствующих курсов с технической поддержкой колледжа,  на примерах преподавания математики раскрываются различные направления применения современных информационных технологий. 

Просмотр содержимого документа
«Опыт и результат системного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в сфере среднего профессионального образования на примере преподавания математики в Пензенском колледже архитектуры и строительства.»

УДК 377.5

Опыт и результат системного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в сфере среднего профессионального образования на примере преподавания математики в Пензенском колледже архитектуры и строительства.

Ольга Викторовна Баннова, преподаватель.

ГАПОУ ПО ПКАС «Пензенский колледж архитектуры и строительства», г. Пенза, ул. Собинова, 7, e-mail: bo1_w@mail.ru


Аннотация: статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу – опыту внедрения в процесс обучения современных видов информационно-коммуникационных технологий, а именно - использованию компьютеров на различных этапах обучения в колледже, созданию информационной среды колледжа, организации обратной связи со студентами и их родителями, профориентационной работе по привлечению к получению профессиональных компетенций школьниками через организацию соответствующих курсов с технической поддержкой колледжа, на примерах преподавания математики раскрываются различные направления применения современных информационных технологий.

Ключевые слова: образовательная среда, презентация, интерактивная доска, тестирование, моделирование производственной задачи.


Experience and result of system implementation of modern information and communication technologies in the field of secondary vocational education on the example of teaching mathematics at the Penza College of architecture and construction.

O.V. Bannova


Abstrakt. Тhe article is devoted to the current issue-the experience of introduction of modern types of information and communication technologies into the learning process, namely, the use of computers at different stages of College education, the creation of the College information environment, the organization of feedback from students and their parents, career guidance to attract students to obtain professional competencies through the organization of appropriate courses with technical support of the College, the examples of teaching mathematics reveal different areas of application of modern information technologies.

Keywords: educational environment, presentation, interactive whiteboard, computer testing, modeling of production tasks.


Научно-технический прогресс и всеобщее внедрение во все области деятельности человека цифровых электронных устройств, а также информатизация современного общества привели к тому, что в сфере образования начали происходить коренные изменения не только в подходах к процессу обучения и преподавания, но появились новые технологии обучения, новые приемы, а вместе с ними, и новые проблемы, встающие как перед педагогом, так и перед его воспитанником. Не секрет, что понятие образованности в настоящее время начинает медленно трансформироваться в нечто иное, на первое место выходит не владение человеком определенной базой знаний, не его начитанность и осведомленность в различных вопросах, научных и житейских, а скорее умение найти необходимую информацию с помощью подручных технических средств и умело ею воспользоваться. Хорошо это или плохо, покажет будущее. Но уже сейчас мы являемся свидетелями того, что из-за легкой доступности информации любой сложности, из-за её обилия, у обучающихся скорее вырабатывается умение найти ответ на интересующий вопрос с использованием техники, а не с помощью имеющихся личных знаний и умений. Нужно лишь получить выход в информационную сеть и с помощью поисковых систем не решить проблему самостоятельно, а найти уже готовое решение проблемы. И здесь мы сталкиваемся с весьма серьезным вопросом – а как нам теперь учить результативно? Как воспитать в ребенке жажду познания, стремление овладеть учебным материалом, как убедить студента остаться подлинно образованным человеком, владеющим системой знаний, для которого электронные ресурсы и техника являются лишь помощниками. Нельзя ни в коем случае умалять значение и роль информационных технологий в процессе обучения, но есть повод задуматься, а как сохранить за человеком главенствующую роль члена общества, не допустив его превращение в биологический придаток к новомодному гаджету.

Современное поколение молодёжи, выросшее на поглощении бесконечного потока информации, и полезной, и ненужной, из ТВ, на компьютерах и мобильных телефонах, имеет довольно высокую потребность в темпераментной визуальной информации, зрительной стимуляции, что волей-неволей вынуждает нас применять в процессе обучения различные информационные технологии. С их помощью педагоги, владеющие высокой компьютерной грамотностью, получили возможность сделать свою работу высокоэффективной, производительной, творческой и увлекательной. И именно их педагогическое призвание, истинный профессионализм позволяют находить и устанавливать четкое равновесие между использованием на занятиях машины и человеческим общением, обменом опытом, развитием у обучающихся базовых компетенций, формированием студентов как образованной и всесторонне развитой личности.

Появление новых устройств заставляет педагога находить им достойное место в учебном процессе. Компьютерные презентации, бывшие новинкой пару десятков лет назад, потеснились интерактивной доской, которая в свою очередь делит пальму первенства с мобильными компьютерными классами, оборудованными ноутбуками и нетбуками, подключенными к Всемирной паутине. Преподаватель, работая с доской, имеет возможность полного управления компьютерной демонстрации без потери визуального и эмоционального контакта с обучающимися. Причем использование техники возможно абсолютно на любом этапе занятия, начиная с музыкального приветствия, и заканчивая проверкой и оцениванием знаний студентов.

Цифровые технические устройства пока еще не заменили преподавателя, не стали аналогом учителя, а, благодаря мастерству педагогов, являются средством развития, расширяющим возможности познавательной деятельности, облегчают доступ к самой разной информации, расширяют возможности индивидуализации и дифференциации обучения, помогают активизировать учебный процесс, повысить темп учебного занятия, увеличить объем самостоятельной работы студентов.

Пензенский колледж архитектуры и строительства оснащен мобильными компьютерными классами, оборудованными комплектами ноутбуков и, электронными интерактивными досками, кроме того, интерактивные доски имеются в 9 кабинетах по общеобразовательным и спец.дисциплинам, в мастерских, где происходит овладение студентами профессиональными компетенциями. В кабинетах информатики, математики, физики, истории компьютеры объединены в локальную сеть и имеют выход в сеть Интернет. Возможность обучения по индивидуальной образовательной траектории студентов колледжа, работающих на предприятиях, обеспечивается информационной поддержкой образовательной среды, создаваемой в колледже. Единое информационное пространство колледжа включает в себя объединение электронных образовательных ресурсов по различным предметам, нормативные документы, систему общения и обратной связи для работы со студентами и их родителями. Методические рекомендации, лекционный материал, электронные учебники, каталоги, базы данных, справочники и энциклопедии, подборки учебных фильмов и демонстраций, практические и лабораторные работы, сборники тематических заданий и тестов, контрольно-оценочные средства находятся в зоне доступности для всех участников образовательного процесса. Это приобретает немаловажное значение для студентов, имеющих пробелы в знаниях или по различным причинам пропустивших учебные занятия, давая им возможность обучаться дистанционно. Преподаватели стараются создавать условия, раскрывающие творческий потенциал студентов, стимулируя у них постоянную потребность в саморазвитии, самосовершенствовании. Использование технической поддержки подростками значительно расширяет задачи, решаемые ими во время самоподготовки и внеаудиторной работы, помогает выполнять курсовые и дипломные проекты, рефераты и доклады по разным темам.

Стоит заметить, что создание каталогов учебных информационных материалов, электронных образовательных ресурсов не является законченным процессом. База электронных материалов постоянно расширяется, идет накопление и систематизация информации. Наличие обратной связи через электронную почту, группы в социальных сетях, через такие приложения, как «Viber», «Watsapp», помогает вести консультативную работу с родителями и студентами.

Внедрение с современный процесс обучения метода проектов позволило целенаправленно формировать у студентов ряд компетенций, связанных с информационными технологиями. Наличие современного оборудования в кабинетах, локальных компьютеров и компьютеров, объединенных в сети с выходом во Всемирную паутину, позволяют организовать учебный процесс максимально эффективно, умело чередуя индивидуальную и групповую работу обучающихся с работой с техникой. Но ее использование не ограничивается применением на уроках общеобразовательного или общепрофессионального циклов. В мастерских, где студенты осваивают профессиональные компетенции, рабочие места также оснащены по последнему слову техники. Тренажеры и лаборатории сварочного производства, электромонтажные стенды, стенды сухого строительства и систем ЖКХ дают возможность на рабочих местах моделировать разнообразные производственные задачи с последующим их анализом.

Информационные технологии в колледже используются в учебно-воспитательном процессе в изучении информационного блока дисциплин. Так, при изучении раздела математической статистики на уроках математики возможна демонстрация гистограмм и полигонов, таблицы данных по генеральной и выборочным совокупностям, демонстрируемые на интерактивной доске, позволяют решать разнообразные задачи, легкость и доступность корректировки данных в них, использование формул и автоматизированных расчетов не только совершенствуют у студентов навыки работы с техникой и программными средствами, но и позволяют глубоко и продуманно подходить к освоению учебного материала. Использование программ построения графиков функций, создание геометрических чертежей и объемных моделей с использованием систем САПР значительно упрощает восприятие сложного геометрического материала при решении стереометрических задач. Использование огромного количества наглядного материала – статических иллюстраций (рисунков, схем, таблиц, графиков) при изучении, например, показательной функции, её свойств, её графиков, связь с природными биологическими процессами и объектами, делает сухие математические высказывания и положения живыми и доступными для понимания. Так подсчет количества семян одуванчика за летний сезон или численность потомства домовой мухи за три месяца дают вполне конкретное представление о свойствах показательной функции, чего невозможно было бы добиться, просто рассуждая перед студентами о масштабах изменения значений функции. Активно используются динамические модели – на уроках физики, химии, демонстрирующие протекание изучаемых процессов (равноускоренного движения, протекания реакции замены и т.д.), учебные фильмы и видеозаписи вызывают у студентов гораздо больший отклик, нежели изучение и конспектирование параграфов учебника. Так, при изучении понятия перпендикулярности прямой и плоскости, на уроке математики демонстрируется короткий видеоролик, после просмотра которого все свойства и вытекающие закономерности этих объектов становятся очевидными, а показ видеофрагмента, в котором цилиндр, конус и шар создаются при вращении плоских фигур, сразу отметает все возможные вопросы о принципе построения и создания тел вращения.

Использование информационных технологий активно используется и при компьютерном тестировании студентов. Проверка знаний и умений может проводиться на разных уровнях и этапах изучения тем. Программы-конструкторы тестов сейчас очень востребованы. Преподаватели имеют возможность в кабинете информатики по заданному шаблону составить тесты различного характера – с выбором ответа, с внесением ответа, причем возможен вариант единовременного решения теста студентом или же можно предложить тест с изучением соответствующих теоретических положений в случае неправильного ответа на вопрос теста и повторным решением поставленной задачи. Студенты имеют возможность сразу узнать, насколько успешна была пройдена ими проверка знаний, то есть мы имеет моментальную обратную связь. А если учесть, что такая проверка экономит время, позволяет создать более комфортную обстановку для студентов, снижает их тревожность, особенно при возможности возврата к неправильно решенным заданиям, воспитывает у подростков критичное восприятие своей подготовки по предмету, помогает адекватно оценивать себя. Владение технологиями конструирования различных тестов помогает преподавателям также создавать тесты самостоятельно с использованием программы создания презентаций. Тестовые программы можно использовать при проверке домашнего задания, при проведении рубежного контроля и даже экзамена.

Информационные технологии незаменимы при создании студентами творческих и научно-исследовательских работ. Исключение копирования чужих трудов проводится весьма легко – тема для исследования должна быть такой, чтобы при подготовке работы имелась возможность проработки самых разнообразных источников - от научно-популярной литературы до периодической печати, - и проверка работ с помощью антиплагиатных программ.

Посещение сайта колледжа и использование информационных ресурсов учебного заведения наши студенты используют при необходимости восполнения тех или иных пробелов, так как есть возможность изучить необходимый лекционный материал, отобранный преподавателем, выполнить предложенные практические задания и проверить самого себя, пройдя тест или решив контрольную или проверочную работу. Многие преподаватели нашего колледжа имеют на различных сайтах свои странички, где регулярно выкладываются материалы для студентов.

Ни одно внеклассное мероприятие или классный час не обходится без использования современных информационных технологий – и музыкальное сопровождение занятия, и просмотр видеофрагментов, и презентации - все это делает внеклассные занятия по математике и другим предметам интересными и очень познавательными. Не нужно забывать, что мы все-таки работаем с детьми, а детям всегда хочется праздника и маленького познавательного шоу.

Не секрет, что огромные массивы документации, которые преподаватель готовит каждый год, возможны к представлению лишь при условии создания их на компьютере. Это тоже один из вариантов использования информационных технологий в профессиональной деятельности – создание программ, календарно-тематических планов, конспектов уроков, технологических карт занятий, отчетов, докладов, презентаций и т.д., - все это было бы непомерной и непосильной ношей, не будь под рукой компьютера и сети Интернета. Возможность общения с коллегами в педагогических интернет-сообществах, таких, как «Инфоурок», «Единый урок.рф», «Мультиурок», «Мое образование», возможность обмена опытом, участие в вебинарах – все это позволяет нам, педагогам, организовать учебный процесс максимально эффективно, мы может самосовершенствоваться и расти профессионально, имея сейчас гораздо больше возможностей, чем раньше, до наступления эпохи всеобщей компьютеризации.

Однако не только студенты имеют возможность получать профессиональное образование в нашем колледже. В настоящее время в рамках профориентационной работы к овладению базовыми профессиональными компетенциями начинают привлекаться и школьники. Использование информационных технологий позволяет колледжу создать сеть новых образовательных услуг, обеспечивающую доступное, непрерывное, качественное образование для разных субъектов образовательного пространства: обучающиеся школ, принимающие участие в образовательном проекте колледжа, будут проходить обучение в лабораториях и мастерских колледжа согласно учебному плану, а на месте, в школах, будут работать над профессиональными проектами, кураторство над которыми возьмут на себя студенты старших курсов колледжа. При этом, по окончании этапов обучения школьники получат удостоверения заявленного образца, подтверждающие сформированность у них определенных профессиональных компетенций.

Современный мир требует от нас использования информационных технологий. Преподаватель не может стоять в стороне и избегать участия в развитии информационного общества, он, как высококвалифицированный специалист, начинает использовать информационные технологии не только для расширения возможностей образовательного процесса, но и для улучшения его практической значимости, направляя активность студентов, связанную с использованием электронных устройств, на формирование творческой активности подростков, расширение их кругозора, на эффективное развитие их компетенций и, самое главное, на воспитание у них стойкой потребности саморазвития. Именно преподаватель должен воспитывать у студентов правильное отношение к информационным технологиям и техническим устройствам, как помощникам и средствам обработки или поиска информации, оставляя функцию поиска решения проблемы, выбора модели поведения в различных неожиданных и новых ситуациях самому подростку.