Опыт использование дидактических игр для развития тактильного восприятия в процессе обучения чтению и письму по системе Л.Брайля детей с глубоким нарушением зрения
Н.А.Трушникова, учитель ГКБОУ «Общеобразовательная школа-интернат Пермского края»
Опыт работы с незрячими детьми и детьми с остаточным зрением показывает, что многие первоклассники не готовы в заданные программой сроки освоить систему чтения и письма Л.Брайля. Одна из причин - недостаточное развитие тактильного восприятия.
Поскольку для детей семи лет ведущей деятельностью остаётся игра, для развития данного познавательного процесса в начальном периоде обучения грамоте я использую дидактические игры. Они не требуют специального оборудования, но вносят в процесс обучения разнообразие и лёгкость, при этом давая заметную положительную динамику.
-
Игры для формирования навыков осязательного обследования сенсорных эталонов формы.
Д/и "Найди пару", "На что похоже".
Цель: соотнесение сенсорного эталона и реального предмета по форме. Конус - ёлочка, мороженое, колпак, морковь, пирамидка.
Куб - кубик из конструктора , коробка, тумбочка.
Шар - мяч, апельсин, яблоко, бусина, неваляшка.
Параллелепипед - учебник, пенал, шкаф, автобус.
Цилиндр - ваза, конфета, стакан, упаковка печенья и т. п.
Д/и "Магазин"
Цель: соотнесение сенсорного эталона и реального предмета по форме, классификация.
Игровая ситуация: продавец должен расставить предметы на полочки в зависимости от их формы.
Д/и "Соберём посылки"
Цель та же.
Игровая ситуация: в городе геометрических фигур праздник, соберём для них подарки. Каждой фигуре подарим предметы, которые имеют такую форму"
Д/и «Чудесный мешочек».
Цель: учить различать с помощью осязания плоские и объемные геоме-трические фигуры, находить эти формы в окружающих предметах.
Материалы: плоские и объемные геометрические фигуры.
Задания: 1. Найди все шары (кубики, конусы и т.д.). Какие предметы в комнате имеют такую же форму? 2. Найди все круги (квадраты, треугольники и т.д.). Какие предметы, имеющие такую же форму, ты знаешь?
2) Игры для формирования представлений о величине предметов.
Д/и "Три медведя"
Цель: различение и соотнесение предметов сходных по размеру.
Материал: игрушки медведей, разных по размеру, игрушечная мебель, посуда.
Ребёнок должен распределить предметы по размеру.
Д/и "Объёмные вкладыши" (" Пять в одном")
В наборе 5 стаканчиков, шаров, эллипсоидов или конусов. Их можно складывать один в другой по принципу матрёшки или выстроить из них пирамидку. С помощью этой игрушки можно ознакомить ребёнка с понятием величины (маленький, большой), формы, количества. Процесс игры способствует развитию мелкой моторики, координации движений, памяти, внимания.
Д/и "Грибы"
Цель: совершенствование умения сравнивать предметы по высоте, толщине, результат сравнения обозначать соответствующими выражениями. Развивать умение раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке.
Ход игры:
Грибы выкладываются из корзинки на «полянку» в произвольном порядке.
Детям даются поручения:
- найди самый большой (высокий, толстый) гриб и поставь его первым…
- найди гриб немного поменьше (пониже, потоньше) поставь рядом
- найди еще меньше (ниже, тоньше) поставь… .
- поставь самый маленький (низкий, тонкий…
3) Игры для формирования представлений об осязательных признаках и фактуре предметов.
Д/и" Клавишная доска (шероховатый - гладкий)". (Мария Монтессори.)
Материал: Доска (24 см х 12 см), которая разделена на 2 квадрата. Один квадрат гладко отлакирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска (24 см х 12 см), которая разделена на 9 равных полос. Они попеременно отлакированы или обтянуты шершавой бумагой.
Цель: узнавание качеств поверхностей.
Учитель берет первую доску. Он показывает, как пальцами одной руки с расслабленным запястьем медленно и легко сверху вниз проводят сначала по одной, потом по другой поверхности. Делает это несколько раз. Ребенок повторяет упражнение. Затем учитель берет вторую доску, снова легко касается поверхности, но теперь уже только указательным и средним пальцами, так как промежуток очень узок. Начинает с одного края доски и переходит затем от одного к другому промежутку. Чувствительность концов пальцев можно повысить с помощью мытья рук в теплой воде. Касание должной быть легким, словно пальцы парят над поверхностью.
Дальнейшие упражнения. Прикоснуться сначала ко всем шершавым, затем во всем гладким поверхностям.
Д/и "Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
Д/и «Найди ящичек»
Спичечные коробки, сверху оклеены различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь определить, какой из ящичков от какого коробка и вставить в соответствующую коробку.
Д/и «Разложи дощечки»
Используется набор дощечек (от 7 до 10 штук) с разной шероховатостью (мех, фланель, воск со свечи, веревка, спички, макаронные изделия, семена, бархат и др.). С другой стороны дощечек написаны номера.
С закрытыми глазами ощупать поверхность каждой дощечки, запомнить на ощупь и в каком порядке лежат. Перемешать дощечки, не открывая глаз. На ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.
Д/и «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном и др.). Дети поочередно рассматривают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
Д/и «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить материал из которого изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
Д/и «Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
Д/и «Что внутри?»
Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями. Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков
Дидактическое пособие «Тактильные крышечки»
Для пособия понадобятся крышки от воды или молочных продуктов, клей, ткань разной фактуры и другие материалы(кожа, мех, бисер, крупы)
Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.
Д/и «Найди пару»
Цель: Находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.
"Найди непохожие крышечки».
Ход игры:
Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие,
колючие – мягкие и т. д.
4) Развитие навыков осязательного восприятия предметов простой и сложной формы.
Алгоритм обследования (по Мясниковой):
Алгоритм изучения предмета
Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину предмета.
Выдели основные части предмета.
Опиши структуру поверхности основных частей, их форму, величину.
Что это за предмет? Расскажи о его назначении.
Алгоритм изучения внешнего вида животных
Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину животного.
Выдели основные части его тела: голова, туловище, хвост, лапы, крылья.
Обследуй по плану: форма, величина, структура поверхности частей его тела.
Что это за животное? Составь рассказ о его внешних признаках. Где оно живет? Используется ли человеком?
Алгоритм изучения внешнего вида растений
Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину растения.
Найди значимую часть растения (у цветка – соцветие, у дерева – листья, у овощей и фруктов – ту часть, которую употребляют в пищу). К какому классу относится это растение?
Выдели части растения: корень (у травянистых), стебель, листья, ветки, цветок, плоды, семена.
Обследуй и опиши основные части растения: структуру их поверхности, форму, величину, температуру, толщину и количество стеблей, веток.
Что это за растение? Опиши его внешний вид. Где оно растет? Применяется ли человеком? Для чего?
6) Развитие навыков ориентировки на микроплоскости с помощью осязания.
Задания на приборе «Брайлевская колодка»
Посчитай клетки колодки (сначала пустые, а потом заполненные);
Разбери колодочку (сначала можно хаотично, затем учить и требовать, чтобы штифты вынимались по порядку – слева направо и сверху вниз по столбцам).
Собери колодку (сначала хаотично, затем по порядку по столбцам слева направо сверху вниз).
Посчитай отверстия в каждой клетке колодочки. Сколько их?
Посчитай точки (штифты) в каждой клетке колодки. При счёте называй номер точки в соответствии с её положением в шеститочии.
Посмотри, как я расположила (вставила) штифты-точки в отверстия колодки и сделай также на своей колодочке (работа по образцу).
«Какая точка сбежала?» педагог убирает одну из точек (штифт) из клетки. Ребёнок обследует клетку и называет номер пустой ямки.
Д/и "Расставь по местам " ("Уборка в комнате").
Детям предлагается расставить игрушечную мебель на ограниченном пространстве по указанию учителя. В верхнем правом углу - шкаф, в верхнем левом - кресло, между шкафом и креслом - торшер и т.п.
Д/и "Муха"
Цель: развитие концентрации внимания, навыков ориентировки на плоскости.
Материалы: листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3 x 3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки и т.д.).
Ход работы: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка- «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо». По команде "Стоп" муха останавливается. Надо назвать её местоположение.
Д/и "Рисуем узор по клеточкам" (Графический диктант)
Цель: обучение ориентировке в приборе для письма.
Ребёнок закалывает шеститочия по указанию педагога:
Первая строка - первая и вторая клетка, четыре пробела, две клетки, два пробела, две клетки.
Вторая строка: два пробела, третья и четвёртая клетка, два пробела, две клетки.
И т. д.
Затем рассматривает узор.
Д/и "Куда плывёт рыбка"
Цель: определение направление движения.
Материал: рельефно-графическое изображение рыбок, плывущих в разном направлении .
Ребёнок определяет направление движения (вправо, влево, вверх. вниз) ориентируясь на расположение частей тела рыбки.
Интернет-источники:
- http://kopchu.ru/info/igry-na-taktilnoe-vosprijatie-dlja-doshkolnikov/
-http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika...y-motoriki-u-detey-s/