Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5%
Тема: «Опыт использование результатов всероссийских проверочных работ: от контроля качества образования к управлению качеством образования»
Подготовила:
Ялама Н.Ф.,
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №5
2020 год
«Необходимо, чтобы школьники получали прочные
знания и на их базе смогли овладеть будущей
профессией, добиться успеха, и в жизни быть
востребованными и полезными для своей страны…»
Президент Российской Федерации В.В. Путин
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования.
Процедуры оценки действительно обеспечивают повышение качества образования, но только если используются для принятия адекватных и адресных решений, помогают учителям улучшить их педагогическую практику и вооружают родителей знаниями о том, насколько хорошо учатся их дети.
Результаты оценочных процедур должны служить основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.
А значит, цель эффективного использования результатов оценки – это достижения максимального влияния полученных результатов на повышение качества обучения и выработку образовательной политики.
Как же необходимо использовать результаты оценочных процедур в управлении качеством образования?
Каждая образовательная организация имеет в настоящее время основную образовательную программу, которая и определяет для педагогического коллектива главные ориентиры в достижении качества. Результаты оценочных процедур мы используем для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.
Сегодня в системе образования формируется комплексная система оценки качества образования, включающая ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования, а также исследования компетенций учителей.
В начальной школе оценочные процедуры проводятся в виде Всероссийских проверочных работ, позволяющих выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.
Главная особенность ВПР заключается в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по отдельным предметам, в данном проекте по математике, русскому языку, окружающему миру, но и основные метапредметные результаты, важные для оценки готовности продолжать образование в основной школе.
Основная цель ВПР: своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы, то есть, цель ВПР - диагностика качества образования.
Результаты ВПР мы используем для совершенствования методики преподавания в начальной школе, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ их развития.
Способы использования результатов многочисленны и разнообразны. Они могут быть разделены на две категории – использование для принятий решений о поддержке конкретных учащихся и педагогов, и использование для принятий решений на разных уровнях систем образования.
Рассмотрим варианты возможных решений:
1. Решения относительно ученика.
- Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная образовательная программа (базовый, повышенный, высокий, ниже базового, критический).
- Принимаются решения относительно продолжения обучения школьником на следующей ступени образования.
- Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для школьников-участников оценочной процедуры.
- Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащегося (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).
2. Решения относительно учителя.
- Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога. В этом случае результаты итоговой оценки учащихся должны служить одним из критериев деятельности педагога.
- Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки обучающихся, и повышения качества обучения школьников.
3. Решения относительно школы.
Администрация образовательной организации:
- может учитывать результаты итоговой оценки в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самооценки общеобразовательного учреждения.
- Использовать процедуры оценки в качестве одного из элементов системы внутришкольного мониторинга качества образования конкретного общеобразовательного учреждения.
- Проектировать систему методической работы и повышения квалификации педагогов.
- Совместно с педагогическим коллективом школы принимает решение относительно выбора учебно-методических комплектов, по которым проводится обучение.
Каждая образовательная организация имеет в настоящее время основную образовательную программу, которая и определяет для педагогического коллектива главные ориентиры в достижении качества. Результаты оценочных процедур мы используем для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.
Рассмотрим использование результатов ВПР на федеральном уровне:
• мониторинг результатов введения ФГОС;
• формирование базы результатов обучающихся, в перспективе – обеспечение возможности учёта результатов в качестве портфолио;
на региональном уровне:
• своевременная корректировка отдельных аспектов в системе общего образования;
• основание для планирования контрольно-надзорной деятельности;
на институциональном уровне:
• корректировка образовательного процесса;
на уровне учащихся и их родителей:
• для повышения информированности.
Для того, чтобы эффективно использовать в своей работе результаты Всероссийских проверочных работ, педагогическим коллективом нашей школы проводится анализ выполнения работ нашими учениками. Результаты проведённого анализа заставляют ещё раз указать на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения: учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать. В создании индивидуальных траекторий обучения результаты ВПР могут оказать неоценимую помощь.
Результаты Всероссийской проверочной работы по русскому языку за 2018 год показали, что часть учащихся все еще испытывает трудности при работе с текстом: определением темы и главной мысли текста, делением текста на смысловые части, составлением плана текста, формулированием вопросов по содержанию текста и ответов на них, подтверждая ответ примерами из текста.
Коллективом нашего методического совета учителей начальной школы составлены рекомендации:
-
Выстроить работу на уроках по развитию речи, по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка.
-
Ведение карт индивидуального контроля, отражающих положительную или отрицательную динамику в обучении каждого учащегося в соответствии с планируемыми результатами.
-
Разработка индивидуальных маршрутов для учащихся с низкими результатами выполнения ВПР.
-
Включение во все уроки учебных предметов согласно учебному плану заданий по работе с текстами разных стилей, типов, жанров; заданий, развивающих навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану.
-
Проведение тематических мини-проектов, связанных с освоением норм употребления языковых единиц.
-
Применение на всех уроках учебных предметов согласно учебному плану практических заданий разных типов на проверку одного и того же умения, групп умений
Математика
Анализ результатов выполнения заданий всероссийской проверочной работы по проверяемым элементам содержания и проверяемым умениям по математике позволяет констатировать то, что у обучающихся хорошо развиты умения: выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями; работать с таблицами и диаграммами; использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов и для оценки их количественных и пространственных отношений.
Результаты исследования показали наличие ряда проблем в математической подготовке обучающихся, в том числе:
- низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки;
- слабое развитие навыков проведения логических рассуждений;
- недостаточное развитие у обучающихся умения решать практические задачи;
- низкий уровень сформированности умения объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы.
Рекомендации: 1. Включение в содержание уроков математики заданий, формирующих умения выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями, умения читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин в соотношения между ними, устанавливать зависимость между величинами,
2. Включение в уроки математики заданий на работу с источниками информации, представленной в разных формах,
3. Организация «адресной» работы над ошибками,
4. Разработка и использование индивидуальных тематических домашних заданий в соответствии с уровнем и характером затруднений учащегося,
5. Выполнение диагностических заданий, приближенных к ВПР
Окружающий мир
Результаты исследования показали наличие ряда проблем в подготовке обучающихся по предмету «Окружающий мир»: недостаточное освоение начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; слабая подготовка умений использовать различные способы анализа, обобщать, классифицировать по признакам; проводить несложные наблюдения; знать культурные и исторические достопримечательности родного города (села), республики.
Рекомендации: 1. Необходимо на уроках уделять внимание заданиям, требующим логических рассуждений; проводить практические и лабораторные работы (несложные исследования, эксперименты); научить учеников умению работать (анализировать, классифицировать по признакам, обобщать) по готовой модели; продолжить расширять представление о значении и содержании различных профессий.
-
Усилить работу по формированию знаний обучающихся о крае, городе, столице республики, достопримечательностях города (села), родного края (возможно, в форме экскурсий, виртуальных экскурсий, выходов в музей и пр.).
-
Продолжить работу по повышению качества знаний по окружающему миру и повышению мотивации учащихся к изучению предмета.
Результаты проведённого анализа заставляют ещё раз указать на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения: учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать. В создании индивидуальных траекторий обучения результаты ВПР могут оказать неоценимую помощь.
Рекомендации для учителей при подготовке к Всероссийским проверочным работам
1. Потренировать своих детей вы можете, используя интернет-сайты:
на сайте https://vpr.statgrad.org вы найдёте демоверсии ВПР по всем предметам;
на сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru
неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» https://testedu.ru также различные видео уроки по всем предметам можно найти на Современном учительском портале http://easyen.ru/load/nachalnykh/vpr/260 Здесь представлены примеры заданий и разбор решений.
Ежемесячно составленные тренировочные варианты для самопроверки по подготовке к ВПР можно найти на сайте «Решу ВПР» http://rus4-vpr.sdamgia.ru
Вы можете составить вариант из необходимого вам количества заданий по тем или иным разделам задачного каталога, пройти тесты по ВПР в онлайн режиме на сайте Onlline Test Pad
хорошая помощь при подготовке к ВПР на сайте «4ВПР» https://4vpr.ru/4-klass/ ,
работу над текстом можно начинать активно вводить со 2 класса по методическим разработкам Ольги Крыловой: «Чтение. Работа с текстом. ФГОС»
отработать решение задач повышенного уровня сложности, с геометрическими фигурами и задач на время, а также написать различной сложности диктанты можно на сайте 4ВПР https://4vpr.ru/4-klass/
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что использование результатов оценочных процедур позволяет администрации школы:
-разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную образовательную программу;
-определить узкие места деятельности педагогического коллектива и разработать соответствующие рекомендации для каждого педагога;
-выявить наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи;
-оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержки неэффективно работающим учителям;
-иметь независимую оценку деятельности отдельного педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами.
Педагоги же используют результаты оценочных процедур для корректировки своих рабочих программ, а также при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории.
Обучающиеся и их родители на основе результатов оценочных процедур получают рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, а также перспективам получения дальнейшего профессионального образования.
Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования в школе.
Но не надо забывать, что учитель - ключевая фигура в образовании, непосредственно участвующая в формировании содержания образования, в его обновлении.
Информационные ресурсы:
https://docviewer.yandex.ru/view
https://sites.google.com/site/giavolsk/vpr-2018
https://intolimp.org/publication/ispol-zovaniie-riezul-tatov-otsienochnykh-protsiedur-v-povyshienii-kachiestva-ob.html