Опыт использования ИКТ на уроках компьютерной графики
В процессе преподавания учебной общепрофессиональной дисциплины «Компьютерная графика» формируются базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин. Компьютерная технология обучения предусматривает умение использовать базовые понятия информатики и вычислительной техники, способствует приобретению опыта выполнения машинной графики и использование возможностей вычислительной техники и программного обеспечения.
В учебном процессе в «Колледже «Коломна» используется xертежно-графический пакет «Компас-График -3DLT». Система «Компас» - это новое поколение высокоэффективной конструкторской графики с совершенными технологиями проектирования и инструментальными средствами, которые отвечают самым современным требованиям.
Пакет обеспечивает разработку и выпуск чертежно-конструкторской документации с полным соблюдением требований стандартов. Эффективный конструкторский русскоязычный интерфейс, простая архитектура, контекстная помощь и удобные подсказки, всё это выгодно отличают эту систему от других и обеспечивают быстрое освоение программы студентами. Использование различных параметрических библиотек существенно ускоряет и облегчает разработку чертежей. Поддерживаются любые зарубежные и отечественные модели графопостроителей и принтеров.
Для освоения студентами пакета преподавателями разработаны упражнения и задания для самостоятельного выполнения индивидуальных заданий, на основе которых продемонстрированы приёмы построения типовых трёхмерных моделей. Имеются подробные инструкции по выполнению всех заданий и упражнений. Эти материалы помогают студентам в короткий срок овладеть навыками 3D моделирования и приступить к самостоятельной работе. Студенты выполняют графические работы, создавая электронные трехмерные модели изделий.
В качестве примера вашему вниманию предлагается методическая разработка урока.
Дисциплина: Компьютерная графика Группа: 405 – ТМ
Специальность: «Технология машиностроения»
Тема урока: «Основные правила нанесения размеров на чертежах ».
Методическая цель: показать методы достижения активизации мыслительной деятельности студентов на основе новых информационных технологий.
Цели урока:
Учебная:
– изучение правил нанесения размеров на чертежах с использованием команд редактирования;
– формирование у студентов основ графической грамоты и навыков графической деятельности.
Развивающая:
– развитие способностей к конструкторской технологической деятельности;
– развитие технического мышления;
– развитие пространственных представлений, творческих способностей.
– развитие графических навыков
Воспитательная:
– формирование сознательного отношения к изучаемому материалу;
– воспитание культуры труда;
– формирование навыков самостоятельной работы.
Авторский медиа продукт: презентация к уроку, лекционный материал в электронном виде, тест в тестирующей программе.
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала с практической работой.
Оборудование урока: компьютеры, мультимедийный проектор.
Методическое оснащение урока: мультимедийная презентация, лекционный материал в электронном виде, тестирование на компьютерах, компьютерная прокрамма Компас график 3Д LT, методические указания по выполнению практической работы, оформление доски (тема урока, термины и определения на доске.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный.
Репродуктивный.
Частично-поисковый.
Ход занятия:
1. Организация начала урока (3 минуты)
– приветствие;
– проверка присутствия студентов;
– проверка готовности к занятию;
– психологический настрой студентов;
– создание доброжелательного психологического климата в группе.
2. Этап подготовки студентов к активной и сознательной деятельности (2 минуты)
Введение в тему: сегодня на занятии мы продолжим изучение раздела «Оформление чертежей». На предыдущих занятиях вы научились оформлять чертежи (форматы, линия, рамка и основная надпись). Сегодня мы познакомимся с правилами простановки размеров на чертежах, так же вы на собственном опыте узнаете, как графические программы помогают конструкторам (студентам) в их графической и творческой деятельности по созданию чертежей. И в то же время еще раз убедитесь, что независимо от того выполняют чертеж на компьютере или от руки, стандарты ЕСКД надо знать и в том и в другом случае.
Цель данного урока:
– изучить правила простановки размеров на чертежах;
– научится выполнять простановку размеров в системе «Компас график 3Д LT» с использованием построения графических примитивов (линия, ломаная, окружность, многоугольник, прямоугольник).
3. Актуализация опорных знаний: (15 минут)
– фронтальный опрос по предыдущим темам (15 минут).
Ответы на проблемные вопросы:
– Как оформляют основную надпись?
– Для чего и по каким размерам выполняют рамку на чертеже?
– Какой формат можно располагать только вертикально и почему?
– На каком формате вы выполняете учебные чертежи и как его можно получить?
– Назовите основные форматы?
– Как образуются дополнительные форматы?
– Какой масштаб является самым удобным и почему?
– Какая связь между проставленными на чертеже размерами и масштабом?
– В чем сходство и различие между масштабом увеличения и уменьшения?
– Для чего на чертеже ставится масштаб?
– В чем различие в применении основной толстой линии и тонкой линии на чертеже?
– Что называют шрифтом?
– Какой наклон букв и цифр у чертёжного шрифта и как его можно получить?
Тестирование на компьютерах (20 минут).
Вопросы теста смотри приложение А.
Подготовка к основному этапу занятия (5 минут).
Размеры на чертежах всегда проставляются по правилам установленными ГОСТом. Размеров на чертеже должно быть столько, что бы ни один элемент объекта не остался без размера и что бы не один размер не повторился. И в то же время нужно стараться не нарушать чертеж размерами. В целом простановка размеров является достаточно сложным и трудоемким техническим и творческим процессом, и каждый новый чертеж требует своего особого подхода к решению этих задач.
Изучение нового материала:
Показ презентации 15 минут «Основные правила нанесения размеров на чертежах». Инструктаж по выполнению упражнения в программе «Компас –график- 3Д LT».
Закрепление материала:
Выполнение практической работы ( минут).
Рефлексия: (самоанализ проделанной работы, выявление затруднений и выявление удачных моментов).
Ответы на вопросы:
- Какова тема нашего урока?
- Какова цель нашего урока?
- Зачем мы сегодня на уроке выполняли чертеж и проставили размеры?
- Довольны ли вы своей работой?
- Что вам удалось и что в связи с этим радует?
- За что вы хотите похвалить себя или членов своей команды?
Подведение итогов занятия:
– оценка студентов за выполнение электронных тестов;
– за фронтальный опрос;
– за выполнение практического задания;
– комментирование полученных оценок.
Домашнее задание:
- доработать практическую работу (оформить чертеж и заполнить основную надпись)
- объявление темы следующего урока.
Список литературы:
Летин Д.С., Летина О.С., Пашковский И.Э. Компьютерная графика. М.: Фором, 2016 – 252 с.
Пантюхин Л.Я., Быков А.В., Репинская А.В. Компьютерная графика. В 2 частях. М: ИД « Форум». Инфа, 2015 - 371 с.