СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт использования ИКТ в преподавании предметов духовно-нравственного цикла

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предложены различные варианты использования информационно-комуникативных технологий в преподавании предметов духовно-нравственного цикла.

Просмотр содержимого документа
«Опыт использования ИКТ в преподавании предметов духовно-нравственного цикла»



Шелюлева Елена Александровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №65 имени Н.Сафронова» г.Ульяновска


Опыт использования ИКТ в преподавании предметов духовно-нравственного цикла.

Лучше усваиваются те знания,

которые поглощаются с аппетитом.

А.Франс

Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Условия возникновения опыта.

В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ).

О целесообразности использования информационных технологий в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально – логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования призван обеспечить выполнение следующей основной цели – развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а развитие личности обучающегося “на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.

Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим. Предметы духовно-нравственного цикла (Основы религиозных культур и светской этики, Основы православной культуры, Основы духовно-нравственной культуры и светской этики) дают возможность учителю творчески подходить к организации методов и приёмов развивающего обучения.

Через активизацию познавательной деятельности учащихся можно достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным.

Опираясь на наиболее существенное в трудах ведущих педагогов, используя элементы известных методик, был намечен свой подход в использовании информационно-коммуникационных технологий в преподавании предметов духовно-нравственного цикла, в чем и состоит новизна опыта.

Технология опыта

В своей работе использую ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.

  1. Демонстрация слайдов (использование презентаций)

Я пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS Power Point, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках. Это созданные мной специально для конкретных уроков конспекты-презентации, содержащие краткий текст, иллюстрации, видеофрагменты. При использовании презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.

Например, использование презентаций на уроках «Икона», «Библия и Евангелие» позволяет продемонстрировать иллюстрации различных икон, изображения евангелия в драгоценном окладе.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности).

Подтверждением этому является то, что форму презентации выбирают зачастую и сами дети при выполнении творческих работ, в своей исследовательской деятельности, создавая мини-проекты. Например, Христов, Петров, Андреевский кресты – мини-проекты детей. По теме «Пасха» дети с использованием презентации создают очень интересные проекты по способам окраски пасхальных яиц - писанки, крашенки, драпанки, капанки.

  1. Использование компьютерных тестов

Здесь я пользуюсь электронным приложением к учебнику, раздел контроль. А также использую возможности интерактивной доски. Так, например, на доске предлагаются вперемешку имена святых и апостолов, которые детям нужно разделить на 2 группы. Выполняется быстро, легко и с интересом.

  1. Демонстрация фильмов, видеофрагментов.

В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты, и музыкальный ряд, и иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ позволяет удерживать внимание детей в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный характер, а иммобилизующий, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции.

Например, при изучении темы «Православная молитва», ребятам демонстрируется фрагмент «Немая молитва» из фильма «Притчи», который воодушевляет детей на его обсуждение.

Также в урок можно включать изучение старославянского языка. Например, в урок «Зачем творить добро?» очень логично включается фрагмент из М/ф «Азбука церковнославянская» буква д – «добро», и плавный переход к теме урока.

Музыкальный ряд можно использовать, например, при изучении темы «Храм» (колокольный звон).

  1. Использование виртуальных экскурсий

позволяет также расширить кругозор детей, побывать там, где не имеем возможности на сегодняшний день.

  1. Общение в социальных контактах.

Детям рассказывается о возможности задавать вопросы по православию и тут же получать на них ответы.

В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”. Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит долго ждать.

Использованная литература:

  1. Г. К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств»

  2. В. Дьяконов. Мультимедиа–ПК. // Домашний Компьютер, 1’99.

  3. Волков. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 9’99.

Интернет ресурсы

http://www.school.edu.ru Сборник методических разработок для школы    Российский образовательный портал.

http://festival.1september.ru Преподавание в начальной школе. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

http://www.it-n.ru ИКТ в начальной школе


4