СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт изучения произведений М.А.Осоргина и Н.А.Лохвицкой в школе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт изучения произведений М.А.Осоргина и Н.А.Лохвицкой в школе»

Опыт изучения произведений М.А.Осоргина и Н.А.Лохвицкой в школе







Тема моей статьи связана с изучением вещного мира в произведениях Михаила Андреевича Осоргина И Надежды Александровны Лохвицкой . В учебнике 8 класса под редакцией В.Я.Коровиной (часть 2) педлагается краткая биография этих писателей и тексты их произведений. Литературоведческий анализ рассказов школьники должны сделать самостоятельно , ориентируясь на вопросы к тексту. Мне представляется необходимым историко –литературный контекст, позволяющий понять замысел произведений.

Следует отметить, что в целом в литературоведческой науке категория вещи как художественного предмета мало изучена и до конца теоретически не осмыслена. Отдельные замечания о сути художественного мира вещей, о предметной сфере в творчестве того или иного писателя находим в работах В.Н. Топорова [187], В.Е. Хализева [198, 199], А.Ф. Лосева [117], Е.С. Добина [73], А.И. Иваницкого [87], Ю.В. Манна [124-133], М.Б. Храпченко [200], Г.Н. Поспелова [159], С.И. Машинского [137], Г.А. Гуковского [65] и других ученых.

Под понятием художественной вещи (художественного предмета) вслед за А.П. Чудаковым (Предметный мир литературы (К проблемам категорий исторической поэтики) [209] мы понимаем те «.мыслимые реалии, из которых состоит изображенный мир литературного произведения и которые располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени» [209.С.254]. В понятие художественного предмета нами в первую очередь включаются предметы материальной культуры, а именно одежда персонажей Гоголя и подробности интерьера его произведений, то есть основные художественные элементы повествовательного предметного ряда.

Исследователь подчеркивает важность, даже обязательность наличия предметности в литературном произведении, так как «внутренне-сущностное для того, чтобы быть воспринятым, должно быть внешне-предметно воплощено.» [206.С.16]. Ракурс изображения предметов, выбранный писателем, помогает раскрыть его творческую индивидуальность, особенности художественного видения: «Список предметов уже может служить первоначальным индикатором при анализе. Каждый вещный прототип. определенным образом изображается - в него вкладывается авторское ощущение, рождаемое ситуацией, фабулой, личностью героя, и, главное, авторское видение предмета» [207.С.165].

Работы А.П. Чудакова «Вещь в мире Гоголя» [205] и «Слово -вещь - мир: От Пушкина до Толстого: очерки поэтики русских классиков» [210] посвящены подробному рассмотрению непосредственно гоголевского предметного мира и представляются нам важными и значимыми. В них утверждается, что «степень преображения эмпирического предметного прототипа у разных писателей различна;



Тема вещи в художественном произведении связана с литературной традицией. В романтизме культ вещи обесценивает внутренне содержание личности, приводи к её деградации и даже смерти несмотря на физическое существование .Наум Яковлевич Берковский в исследовании ,посвящённом немецкому романтизму (Романтизм в Германии) останавливается на таком понятии как бидер мейеер. Цитирую:

Стиль бидермейер — широкий, покойный, благообразный, домашне-идиллический, дышащий жизнью и бытом, основанными на удобствах и достатке. Берковский приводит в пример роман Ахима фон Арнима «Хранители короны»,в котором показана разрушительная сторона материального комфорта.

В старом городе Вайблингене на сторожевой башне двое: старый страж и его бравая толстая жена, обоим там живется очень уютно. Есть слух, что жена необыкновенно растолстела, не может протискиваться вниз по лестнице. Когда старик умирает, новый страж, хочет или не хочет, вынужден жениться на вдове, так как той больше не спуститься с башни. Благополучие вытесняет из жизни живого человека.Бюргер превращается в мертвеца при жизни(роман Арнима – это памфлет на бргерство).Новый страж женится на интерьере в качестве которого выступает вдова.Человек и быт меняются местами.Быт становится важнее человека. С точки зрения романтиков, бидермейер является ласковым убийцей, который приводит человека к духовной смерти ,опекая, заботясь, создавая комфортное существование. Ещё одним показательным примером проявления бидермейера является новелла Гофмана «Из жизни трёх друзей», в которой герой, молодой человек , получивший от тетки роскошный дом, описанный в стиле бидермейер наблюдает странные вещи

Автор проделывает путешествие по комнатам дома, и это повод описать мебель, утварь, домашнее платье, постели и белье бидермейера, материальный быт его, притом с самой его обольстительной стороны.

Неудобство в удобнейшем жилье связано с появлением призрака тётки.

Призрак возится с ящиками комода, роется в бельевом сундуке, приходит ночью за желудочными каплями, — быт становится бессмертым. Бидермейер обожествлял порядок, бытовой режим, и вот порядок живет дольше самой жизни, превосходит её. Старуха тетка, как прежде, занята по дому, не замечая, что умерла уже давно. привилегии. Бытовые вещи вышли за черту бытового времени. Желудочные капли прописаны на века, на целую Жизнь и смерть более не отличаются друг от друга, сама жизнь, будучи жизнью, уже перешла в смерть. Все мило и приятно в бидермейере, кроме того обстоятельства, что он лишен внутреннего движения. Беда бидермейера, что и он убивает бесшумно, без пролития крови. Бидермейер убивает, опекая и лаская убиваемых. Призрак приходит за желудочными каплями — источник фантастики, нечто более чем прозаическое, небывалое сгущение прозаического. Таково одно из художественных открытий Гофмана.

Романтическая традиция, преломляясь в советской литературе, проявляется в обличении мещанства ( например,в творчестве Маяковского, Зощенко, Тэффи).Горький в заметках о мещанстве так характеризовал это явление : (цитирую)

Мещанство – это строй души современного представителя командующих классов.

(2) Основные ноты мещанства – уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх пред всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе все, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей.

(3) Но объясняет мещанин не для того, чтобы только понять новое и неизвестное, а лишь для того, чтобы оправдать себя, свою пассивную позицию в битве жизни.

(4) Отвратительное развитие чувства собственности в обществе, построенном на порабощении человека, может быть, объясняется тем, что только деньги как будто дают личности некоторую возможность чувствовать себя свободной и сильной, только деньги могут иногда охранить личность от произвола всесильного чудовища – государства.

(5) Но объяснение – не оправдание.

(6) Современное государство создано мещанами для защиты своего имущества – мещане же и дали государству развиться до полного порабощения и искажения личности.

Мещане 20 столетия,как и бюргеры 19 века стремятся к материальному благополучию, кторе разрушает их личность.Телесные наслаждения превращаются в смысл жизни, духовные ориентиры теряют свою привлекательность.Если посмотреть с этой точки зрения на жизнь Олечки Розовой из рассказа Тэффи, то выясняется что

автор не упоминает ни об увлечениях, ни об интересах героини: их просто нет. Жизнь Оленьки скучна и однообразна, и разглядывание витрин Гостиного двора - попытка хоть как-то разнообразить свою скромную жизнь. Роскошный предмет гардероба меняет характер героини настолько, что уже через несколько дней она ввергается в пучину трат и долгов, обстригает волосы, начинает курить и плывет по течению, «которым ловко управлял подлый воротник».

Воротник подчиняет волю героини настолько, что в какой-то момент она испытывает страх.. Олечка все больше и больше теряла силы в борьбе со своим предметом гардероба, а воротник «укреплялся и властвовал». Именно он заставил нигде не бывавшую прежде скромную конторскую служащую отправиться на вечер, где «вел себя развязно до неприличия», заставляя хозяйку вертеть головой направо и налево.
Пошлые ухаживания Олечкиного соседа-студента вызвали в ней бурю негодования, стыд и ужас, но воротник согласился даже на то, чтобы студент проводил ее до дома. Ведь после «студент с воротником» не только поехали в ресторан и уединились в кабинете, но и «пили ликер, говорили пошлости и целовались». Наутро после измены воротнику еще хватило наглости сказать потрясенному мужу (хотя Олечкина душа и дрожала), что «честная жена» всю ночь «болталась со студентом», а деньги «профукала».

Воротник становится символом вещизма - стремления обладать материальными благами, вещами, которые создают физический комфорт, лишая комфорта душевного.

Важно обратить внимание учащихся на современность звучания проблемы, заявленной в рассказе Тэффи. Мой педагогический опыт показывает, что ученики даже коррекционных классов с интересом рассуждают о культе вещей в современном мире.

Школьники рассказывают о зависимости от современных гаджетов, о социальном статусе человека, который определяется миром вещей, о преступлениях, на которые способен современный человек ради обладания желанной вещью. Подводя итог свободному обмену мнениями, который звучит на уроке, я предлагаю учащимся в качестве домашнего задания написать сочинение – рассуждение на тему : «Вещь в жизни человека»,в качестве подготовки к сочинению ОГЭ.

В рассказе Михаила Андреевича Ильина(Осорина) мы наблюдаем иную, отличную от литературной традиции трактовку вещного мира. Вещь в произведении писателя не связана с характеристикой человека, не является художественной деталью определяющий его внутренний мир ,как это происходит в литературе романтизма или реализма (вспомним,например, знаменитое описание интерьера, застольной трапезы в доме Собакевича в поэме Гоголя)Вещь не несёт на себе отпечаток конкретного человека. Осоргин создаёт автономный, независимый от людей мир вещей, в котором существует своя иерархия.

В начале своего произведения автор задаёт риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается?». Для доказательства данной точки зрения писатель использует олицетворения («книги дышат, ораторствуют, перекликаются»), сравнения («чайник- добродушный комик»), эпитеты («раздражающее пенсне»). Рассказчик, таким образом, желает показать самостоятельность действий и поведения вещей, их независимость от человека и его вмешательства. У них существуют социальные взаимоотношения («к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики»)., у них есть политические предпочтения («демократический стакан»), социальная дифференциация («интеллигент-термометр, неудачник из мещан»). », у каждой вещи свой характер \Например,почтовая марка — «вечно юная и суетливая сплетница»у шляпы - забулдыжно актёрское лицо, у пальто жалкая душонка и лёгкая нетрезвость, в дамских украшениях чувствуется нечто паразитическое. Рассказчик утверждает (цит)

«Отрицать, что чайник, этот добродушный комик, — живое существо, может только совершенно нечуткий человек» …

Некоторые мелкие вещи, такие как спичечный коробок, карандаш или расчёска, любят путешествовать. Годами изучая их жизнь, рассказчик пришёл к выводу, что иногда они «уходят гулять», причём срок путешествия может быть любым

Люди объясняют пропажу мелких вещиц собственной рассеянностью, кражей или вовсе не придают этому значения, но рассказчик уверен, что вещи живут в своём мире, параллельном тому, который выдумали для них люди. В доказательство своей точки зрения Рассказчик вспоминает «поразительный случай» который произошёл однажды с его пенсне.

Анализ рассказа я начинаю с вопроса о восприятии рассказа школьниками. Неординарность авторского замысла приводит к тому, что рассказ воспринимается учениками как фантастический ,не имеющий отношения к реальности, в жанровом отношении близкий к сказке. Сложность в интерпретации рассказа заключается в том, чтобы показать реальный план произведения. Автономный мир вещей, существующий в сознании рассказчика, это его восприятие социума. Такой подход позволяет говорить о разных точка зрения на окружающий мир. Не случайно в учебной статье.посвящённой биографии писателя , говорится о том, что чувство удивления –это мерило авторского отношения к жизни. Несмотря на необычность авторского замысла, Метафоры и олицетворения в рассказе можно объяснить с помощью ассоциаций. Учащимся предлагается расшифровать художественные образы, созданные автором

Вариант Объяснения … «печка мыслит» Печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров).

Объясним … «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.

Объясним … «раздвинутые ножницы кричат» Если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать».

.

В качестве творческого домашнего задания после изучения рассказа Осоргина, учащимся предлагается составить с помощью метафор и олицетворений характеристику вещей,окружающих их в быту в форме сочинения – эссе «Вещи в моей жизни»

Таким образом,

Mиp вeщeй cocтaвляeт cyщecтвeннyю гpaнь чeлoвeчecкoй peaльнocти, кaк пepвичнoй, тaк и xyдoжecтвeннo пpeтвopeннoй. Этo — cфepa дeятeльнocти и oбитaния людeй. Beщь впpямyю cвязaнa c иx пoвeдeниeм, coзнaниeм и cocтaвляeт нeoбxoдимый кoмпoнeнт кyльтypы: «вeщь пepepacтaeт cвoю «вeщнocть» и нaчинaeт жить, дeйcтвoвaть, «вeщecтвoвaть» в дyxoвнoм пpocтpaнcтвe».