СЛАЙД 1 Вашему вниманию я представляю опыт разработки «Музейных уроков» в рамках модуля «Школьный урок». Предлагаем рассмотреть особенности проектирования этой формы работы, а также ее роль и значимость в рабочей программе воспитания.
Слайд 2 Модуль «Школьный урок »,является важным модулем программы воспитания для МБОУ Богородицкой СШ.
На базе МБОУ Богородицкой СШ уже десятки лет ведут свою работу «Историко-краеведческий музей » и «Музей природы»
Слайд 3Перед современной школой поставлена конкретная задача – создать такие условия обучения, при которых ребенку было бы интересно и комфортно получать знания, умения и навыки.
Целью музейного урока является:
совершенствование образовательного процесса средствами урока и внеурочной деятельности;
развитие познавательных интересов и способностей школьников, расширение их кругозора, формирование гражданско-патриотических качеств, овладение учащимися практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности, развитие творческих способностей школьников п процессе проектной деятельности.
Музейные уроки способствуют:
формированию у учащихся творческой самодеятельности общественной активности
расширению кругозора
расширению познавательных интересов и способностей
овладению практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы
совершенствованию учебно–воспитательного процесса.
СЛАЙД4 Музей может выступать как место организации (педагогические условия) или средство обеспечения процесса познания, который является частью обучения. Рассмотрим виды реализации музеем своего образовательного потенциала. Музей – это площадка для проведения учебных занятий по учебным предметам образовательных организаций в рамках внеаудиторной и внеклассной работы. В музеи школьники приходят с целью углубления знаний по учебному предмету (проекты: «Урок в музее», «Классный час в музее», «Встреча в музее» и др.)
Музей обладает колоссальным учебно-методическим потенциалом через свои предметы, выполняющие функции наглядных пособий при изучении различных фактов, явлений, событий. С такой позиции музей выступает как средство обучения. Через музейные предметы формируется ряд важных качеств личности: познавательная активность; нравственная, экологическая, художественно-эстетическая культура; историческое и национальное самосознание; духовность и патриотизм.
СЛАЙД 5«Музейные уроки» - действенная форма учебной и воспитательной деятельности. Они традиционно используются в нашей школе. Темы музейных уроков затрагивают не только курс школьной программы в рамках изучаемых учебных предметов, но и предлагаются в рамках классных часов и системы внеурочных мероприятий.
СЛАЙД 6Экспозиции «Школьного историко-краеведческого музея» позволяют проводить музейные уроки в рамках преподавания истории и литературы, а богатые коллекции школьного «Музея природы» активно используются для проведения уроков географии и «Окружающего мира».
СлАЙД 7 На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
СЛАЙД 8 Музейный урок выполняет важнейшую цель образовательного процесса - он является одним из средств в развитии нравственных, патриотических качеств, привитие любви к Родине, сохранение культурного наследия.
Наш школьный краеведческий музей располагает достаточной наглядностью и помогает реализовать идеи авторов учебников по истории и истории земли Смоленской Экспозиции школьного историко- краеведческого музея включают:
Жизнь и быт крестьян (интерьер хаты);
Домашняя утварь, предметы быта;
История Смоленска;
История деревни Богородицкое;
Знаменитые земляки;
Смоленские ремесла;
Дорогой мужества.
СЛАЙД 9 В музейных уроках важную роль играют музейные презентации и особые формы представления фондовых коллекций, экспозиций музеев средствами театрализации, живой игры, квестов, интерактивных экскурсий, что способствует достижению эмоционально-психологического отклика, соучастию, сопереживанию у школьников в рамках изучения определенной темы.
Наш школьный музей природы располагает достаточной наглядностью и помогает реализовать идеи авторов учебников по биологии и окружающему миру. Экспозиции школьного музея природы включают в себя:
Почвы Смоленского района;
Полезные ископаемые Смоленской области;
Виды промышленного сырья;
Коллекционные энтомологические материалы;
Коллекция гнезд лесных птиц Смоленской области;
Исследовательские работы по изучению экологии животных и растений Смоленской области;
Фототека животных и растений Смоленской области;
Тематические планшеты природных объектов Смоленской области
СЛАЙД 10 Примеры включения музейных уроков в систему уроков и внеурочной деятельности школы.ТАБЛИЦА
Тема урока / внеурочной деятельности | Форма занятия |
Памятники и памятные места Смоленского района | Экскурсия |
Знаменитые земляки Смоленского района | Обзорное знакомство с жизнью людей, Смоленского района |
По дорогам боевой и трудовой славы | Экскурсия в школьный историко -краеведческий музей |
Убранство русской избы | Музейный урок в историко-краеведческом музее |
Русский народный сарафанный комплекс | Музейный урок в историко-краеведческом музее |
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны | Музейный урок в историко-краеведческом музее |
Мир природы Смоленского края | Экскурсия в школьный музей природы |
Праздник птиц | Музейный урок в музее природы |
Смоленский лен | Музейный урок в музее природы |
Красная книга Смоленской области | Музейный урок в музее природы |
Экологическая тропа | Экскурсия по территории деревни Богородицкое |
СЛАЙД 11 Школьный музей и его музейные уроки играют огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности.
Главное, что дают музейные уроки - это духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, учит не быть «Иваном, не помнящим родства», любить свои корни, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример.
Уроки в музее помогают ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогают задуматься над тем, что его окружает: над семейной реликвией и собственной родословной, кто он есть и зачем живет, как сберечь памятники истории и природу родного края для своих потомков.