Автор: Каранда Ольга Николаевна
olgakaranda @ mail . ru
ГОУ СПО ЛНР «Краснодонский промышленно-экономический колледж»
[email protected]
формирование профессиональных компетенций будущих конкурентоспособных специалистов.
Но кроме профессиональных качеств современный специалист должен обладать такими, как:
- целеустремленность;
- деловитость;
- предприимчивость;
- инициативность;
- самостоятельность.
Вследствие этого в системе среднего профессионального образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни .
Самостоятельная работа студентов является одной из наиболее сложных форм организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, педагогического и научно-методического сопровождения.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
На самостоятельную работу выделяется не менее 50% от общего количества часов отводимых на изучение дисциплины.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение в рабочем учебном плане, рабочих программах дисциплин, тематических планах с распределением по разделам или темам.
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических занятий;
- формирование умений использовать учебную и дополнительную (нормативную, правовую и справочную и другую) литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов;
- формирование самостоятельности мышления;
- умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учётом имеющихся данных.
Студент в ходе самостоятельной работы по дисциплине должен
знать/понимать:
- сущность финансов, их функции и роль в экономике; принципы финансовой политики и финансового контроля;
- законы денежного обращения;
- сущность, виды и функции денег; основные типы и элементы денежных систем; виды денежных реформ;
- структуру кредитной и банковской системы; функции банков и классификацию банковских операций;
- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
- структуру финансовой системы;
- принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- виды и классификации ценных бумаг; особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения на основных этапах формирования экономической системы.
уметь:
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
- проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
- проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения типичных экономических ролей;
- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
Основные виды организации, руководства и контроля внеаудиторной
самостоятельной работы студентов по дисциплине
Вид самостоятельной работы
Время, отводимое на выполнение заданий
(примерное в часах на 1 задание)
проработка конспектов лекций
изучение литературных источников
0,5-1
Способы руководства со стороны преподавателя
составление
плана,
конспекта,
аннотации,
терминологического словаря
в зависимости от объёма
Формы контроля
составление электронных конспектов лекций
составление списка рекомендуемой литературы, разработка тем рефератов, докладов, проектов
устный опрос, терминологический диктант, письменные работы
1
1,5-2
0,5-1
0,5
Результат
систематизация знаний и их наглядное представление составление схем, таблиц, графиков, кроссвордов, тестов,
презентаций,
разработаны электронные конспекты лекций по дисциплине
подготовка доклада, реферата, проекта
составление списка рекомендуемой литературы, разработка методических указаний
1-2
2-4
устный опрос, письменные работы
поиск информации по теме в интернете
1-1,5 на страницу
консультация
сбор материала для выполнения различных заданий
устный опрос, терминологический диктант, письменные работы, проверка наличия и регулярного ведения
разработка тем рефератов, докладов, проектов подбор литературных источников
подбор материалов периодической печати по теме
рабочие тетради
0,5-1
схемы, таблицы, графики, презентации, кроссворды, тесты
выполнение индивидуальных домашних заданий и решение ситуационных задач
2-3
составляются схемы таблицы графики в рабочих тетрадях
кроссворды тесты, презентации
составление списка вопросов, на которые необходимо ответить, разработка тем рефератов, докладов, проектов
защита доклада, реферата, проекта, семинар
подготовка к практическим занятиям, промежуточному, текущему и
итоговому контролю
составление списка вопросов, на которые необходимо ответить, разработка тем рефератов, докладов, проектов
доклады и рефераты студентов по темам дисциплины
участие в региональной студенческой научно-практической конференции с проектом
в зависимости от объёма и сложности
доклад, реферат, проект, письменное оформление, использование для решения поставленной проблемы
сбор материала для выполнения различных заданий
2-3
15
доклад, реферат, проект, письменное оформление, использование для решения поставленной проблемы
разработка вариантов заданий, консультация
разработка контрольных вопросов, заданий, тестов, ситуационных задач
подборка статей
проверка
рабочие тетради
устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач, проверка
результаты выполнения практических контрольных работ, экзаменов
После выбора вида внеаудиторной работы, преподаватель проводит устный инструктаж.
Затем каждый студент получает:
- письменную инструкцию или памятку, представляющую четкий алгоритм действий
Знакомится с:
- образцом оформления работы;
- критериями оценивания работы;
- сроками сдачи работы.
- Самостоятельная работа требует совершенствования методов и форм организации труда студентов, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их контроля и учета.
- Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания заданий, формы выполнения.
- Перед всеми преподавателями стоит задача - правильно организовывать самостоятельную работу студентов. Организация включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.
- Важно обучение студентов работе с книгой, публикацией, конспектированию, приемам запоминания, планированию, организации и реализации самостоятельной работы во внеаудиторное время.
- Чем раньше студенты овладеют методами работы с учебной литературой, тем быстрее они начнут ориентироваться в большом количестве новой информации, тем быстрее проявятся их самостоятельность, активность и инициативность - такие важные профессиональные качества личности формируются в процессе самостоятельной работы.
Доклады и рефераты Кроссворды и практические работы Творческие проекты
Список использованной литературы:
1. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5. – С.18-26.
2. Колеватова Т.А. Самостоятельная работа студентов при изучении специальных дисциплин //Среднее профессиональное образование. Приложение. -2009.- №8. – С.18-26.
3. Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся // Народная газета. 2005.№5.
4. Черногаева Н.А. Контроль самостоятельной работы студентов //Методист.- 2009.- №1.- С.36-41.