Опыт организации работы с родителями учащихся
«Самое сложное в работе с детьми –
это работа с их родителями».
(Старый школьный афоризм).
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Главными задачами классного руководителя в работе с родителями являются способствование единению, сплочению, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье и в школе, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка, в целях повышения мотивации к обучению. Положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями.
Остановлюсь более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.
Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание, которое провожу 1-2 раза в четверть. Это школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы и многое другое. В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний: организационные, тематические, итоговые. Их характер и направленность подсказывает мне сама жизнь, система организации работы в детском коллективе.
Темы родительских собраний за три учебных года с 7 по 9 класс:
7 класс | 1. «За» и «против» подросткового возраста» 2. «Скверная привычка сквернословие» 3. «Права ребёнка – обязанности родителей» 4. «Моя семья – моё богатство» 5. «Компьютер и здоровье ребёнка» |
8 класс | 1. «Чтобы ребёнок учился» 2. «Вредные привычки подростков и их профилактика» 3. «Правовая ответственность родителей за воспитание ребёнка – залог его успешности в учёбе и в жизни» 4. «Причины снижения успеваемости учащихся 8 класса и пути их преодоления» 5. «Профилактика правонарушений среди подростков» |
9 класс | 1. «Вместе в светлое будущее» 2. «Здоровая нация – счастливая Россия!» 3. «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА. Анализ пробных экзаменов по русскому языку, математике, географии» 4. «Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка» 5. «Результаты пробных экзаменов» 6. «Как поддержать ребёнка в период сдачи ОГЭ» 7. «Соблюдение норм и правил этики, профилактика правонарушений в период подготовки и проведения выпускного вечера» |
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от нас, учителей поддержка, помощь и просто добрый совет который родители действительно возьмут в свою «воспитательную копилку», научатся принимать решения, заряжаться оптимизмом - не только от классного руководителя, но и друг от друга и чем больше они унесут, тем богаче станут наши ученики и мы сами.
Психологи советуют начинать разговор с родителями с похвалы ребёнку. Причем заканчивать разговор тоже похвалой. В случае необходимости приглашаю учителей-предметников с целью совместного обсуждения проблемы и поиска путей устранения её.
При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет индивидуальна беседа. В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, а также для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем.
Одной из эффективных форм индивидуальной работы педагога с родителями является посещение семьи. Ведь во время посещения, педагог знакомится с условиями жизни ребенка, укладом жизни в каждой семье, что в свою очередь способствует выработать правильный подход к ребенку при обучении и воспитании.
Кроме этого, активно использую такую форму работы, как взаимодействие с родительским комитетом. Благодаря тесному сотрудничеству с родительским комитетом класса решаются вопросы: обеспечение учащихся всем необходимым для обучения (печатные тетради, тетради для контрольных работ, сборники задач по предметам), покраска парт и стульев в классном кабинете и текущие вопросы. А выпускной вечер был бы просто не возможен без активной работы родительского комитета
И конечно, работа с родителями учащихся будет плодотворной, если родители постоянно видят умелое руководство классного руководителя учебно-воспитательной работой в классе. Тогда сами родители начнут уделять больше внимания не только своему ребёнку, но и всему классному коллективу в целом.
Результатом качественной, плодотворной, систематической работы с родителями считаю:
- 100% посещение родительских собраний родителями класса,
- неоценимую, постоянную помощь родительского комитета,
- хороший контакт родителей и учителей-предметников,
- понимание и принятие всех форм педагогического воздействия и взаимодействия классного руководителя с детьми и родителями,
- полное доверие классному руководителю, результатом которого явилось яркое, фееричное вступление 24 родителей класса на выпускном вечере.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить и воспитать социально - адаптированную личность.