Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Каждый педагог - строитель детских душ. Именно учителю принадлежит ведущая роль в развитии личности ребенка. Именно от него зависит то, как будет чувствовать себя ребенок в классе и социуме. Именно он помогает ребенку развиваться и расти морально, духовно. Именно он строит тот фундамент, от которого ребенок отталкивается при вступлении во взрослую жизнь.
Дети в школу приходят разные: с разным складом ума, характером, способностями. Задача учителя создать для работы детей такие условия, при которых каждый будет чувствовать себя успешным. Актуальность предложенных мной форм работы заключается в том, что при такой организации образовательного пространства каждый ребенок будет чувствовать себя нужным и успешным.
Я предлагаю Вам посмотреть на работу учителя как на строительство дома. Фундаментом моего дома - основой моей работы являются 4 тактики педагогической поддержки, разработанные Газманом Олегом Семеновичем, описанные в научных трудах Юсфиным Семеном Михайловичем и Михайловой Натальей Николаевной:
- тактика защиты (1 кирич)
- тактика помощи ( 2 кирпич)
- тактика содействия (3 кирпич)
- тактика взаимодействия ( 4 кирпич)
Кредо тактики «защиты» - ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Задача педагога, использующего эту тактику - обеспечить такое пространство для взаимодействия с ребёнком где отсутствует угроза его достоинству. Только при условии, что ребёнок может быть свободен в своих проявлениях и не будет при этом тут же осужден и наказан или его действия не будут тут же пресечены, можно обеспечивать педагогическую поддержку ребёнка, используя другие тактики.
Кредо тактики «помощи» - ребёнок многое может сделать сам и быть при этом успешным, если будет активен в реализации своих намерений, нужно помочь ему убедиться в этом.
Кредо тактики «содействия» - ребёнок всегда имеет объективную возможность выбирать и может стать субъектом выбора. Развитие способности совершать выбор, содействие ребёнку в преодолении страха перед неизвестным, раскрытие видения широкого диапазона возможностей таящегося в каждой ситуации - вот те задачи, которые ставит перед собой педагог, следуя этой тактике педподдержки.
Кредо тактики «взаимодействия» - договор - это испытание свободой и ответственностью Ребёнок может быть подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми, он способен соблюдать договоренности, передоговариваться, нести ответственность за свои действия в рамках договора. Педагог через процедуры, связанные с договором, создает условия овладения ребёнком логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности. В этом и проявляется его «свободоспособность» - качество, которое О.С.Газман называл ключевым в построении себя как автора и хозяина своей судьбы.
Используя эти тактики как основу своей педагогической деятельности, я нахожу те формы работы с детьми, которые мне кажутся наиболее подходящими.
Итак, используя тактику защиты, я стараюсь оградить учащихся от ситуаций, которые могут повлечь за собой отрицательное восприятие классного коллектива , педагога и образовательного процесса в целом. Первая форма, которую я использую в своей работе - это создание ситуации уважения. Суть данного способа организации классного коллектива заключается в том, что любой ребенок, вне зависимости от его способностей и развития - это прежде всего личность и человек. А раз, человек, значит имеет право на ошибку. Обратить ошибку в ситуацию уважения мне помогают приемы: «Спасибо за ошибку» и «Лови ошибку». Когда кто-то из учеников неправильно отвечает, стараюсь благодарить его за ошибку, ведь именно ошибки, а точнее их анализ помогают двигаться дальше. Также такой подход снижает у детей уровень тревожности и помогает им легче пережить трудности в обучении. Прием «Лови ошибку» заключается в следующем: при самопроверке выполненных заданий даю ученикам ключ с неверным вариантом ответа. Такой прием позволяет не только тренировать внимание учащихся, но и снижает психологическую нагрузку, так как ученики видят, что учитель – тоже человек, тоже может допустить ошибку.
Второй формой работы в моей практики является создание ситуации успеха. Эта форма работы основана на тактике помощи, цель которой помочь ребенку найти тот вид деятельности или организации работы, при котором он будет чувствовать себя комфортно и сможет развиваться дальше. Вспомните, как приятно вам , когда вас хвалят, когда какое-либо дело горит в ваших руках и получается на пять с плюсом. Даже взрослому человеку приятно осознавать себя успешным . А ребенку тем более! Каждый ученик должен почувствовать себя успешным, ведь только при осознании себя нужным, способным принести пользу социуму, ученик в состоянии преодолеть свой страх в решении какой-либо проблемы. Приведу пример из моей педпрактики. В классе была девочка Катя, которая имела плохую успеваемость в учебе: по всем предметам у нее была оценка "3", из-за чего многие дети относились к тем, кто учился хуже, они относились с пренебрежением. Поэтому я решила создать для нее ситуацию "успеха". В 6 классе при подготовке к смотру строя и песни я назначила Катю командиром отряда. Ребята с большим недовольством слушались девочку, но деваться было некуда. Быстро научившись маршировать, она научила этому других . Дети начали ее слушать, стали обращаться за советом. В 6 классе на конкурсе смотра строя и песни Кате дали грамоту "Лучший командир школы ". Когда ситуация в классе наладилась, чтобы помочь девочке в обучении , я использовала на уроках работу в парах, группах и метод нарастающей кооперации. Суть метода заключается в том, что учащиеся сначала работают самостоятельно, потом в парах, затем в группах. Организованная работа в классе по данному методу помогла повысить успеваемость ученицы, ведь дети со временем уже привыкли работать в группах и объяснять материал тем, кто испытывал трудности в обучении. (диаграмма 1)
Данный метод очень продуктивен при работе по подготовке к ОГЭ, когда учащиеся учатся работать над формулированием нравственного понятия для сочинения 15.3. Благодаря этому методу снимается психологический блок перед учебной задачей, у ученика расширяется кругозор, и даже самый отстающий ученик может хорошо сдать ОГЭ.
Взяв детей в 5 классе, я провела диагностику сплоченности классного коллектива. К сожалению, уровень их сплоченности и доверия друг к другу был не очень высок. Однако работа , организованная при помощи метода нарастающей кооперации , создание ситуации успеха детям, нуждающимся в признании других, помогла поднять уровень сплоченности.
Создать ситуацию успеха ребенка в урочной деятельности позволяют приемы развития креативного мышления: фишбоун, метод Уолта Диснея , создание иллюстраций произведений. Например, на уроках литературы и русского языка при изучении средств выразительности использую метод Уолта Диснея, когда предлагаю ученикам разделиться на три группы: енномиспользуя средства выразительности, реалисты дают настоящую, «правдивую» характеристику предмета, а критики объясняют, чье определение было уместнее в данном контексте.
Третья форма работы основана на тактике содействия. Суть данной тактики заключается в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор по решению образовательной проблемы, найти те пути и способы решения, которые будут комфортны для него. Самым распространенным приемом в реализации данной тактики являются дифференцированные задания. Каждый ребенок сам выбирает тот уровень, на котором ему будет комфортно работать. Во-первых, такой подход снижает степень психологической нагрузки, во-вторых, ребенок учится оценивать собственные возможности, в –третьих, получает стимул в следующий раз взять задание более высокого уровня.
Четвертая форма работы, основанная на тактике взаимодействия, это создание ситуации договора. Тактика взаимодействия подразумевает формирование умения нести ответственность за сделанный выбор. Один из приемов, который я использую, чтобы сформировать чувство ответственности, это прием «Подпишите договор». Если ученик просит отсрочку в выполнении домашнего задания, то я предлагаю ему подписать «договор»- бумагу, в которой прописано, что он может позже принести работу , рассказать стихотворение и тд, но при этом он должен будет или нарисовать рисунок к произведению, составить дополнительные вопросы по теме и тд. Факт «подписывания» данной бумаги формирует у ребенка чувство осознанности выбора и ответственности за него.
В воспитательной работе форма договора тоже очень помогает. При работе над КТД дети чувствуют, что должны выбрать ту сферу деятельности, которая им близка и понятна.
Когда все внешние препятствия ( страх, трудности в решении какой- либо проблемы и др.) для развития личности отсутствуют , педагог предоставляет ученику право выбора для решения какой - либо образовательной проблемы. Договор будет успешным только в том случае, если между педагогом и ребенком установлены доверительные отношения и они оба открыты для диалога и совместной деятельности. Приведу пример из практики. Ученица заканчивает на отлично 5 и 6 классы, а в 7 резко перестает учиться по всем точным предметам, абсолютно игнорируя замечания учителей и родителей. На вопросы о причине такого поведения ребенок отвечает: «Мне это неинтересно». Понаблюдав за поведением ребенка, ее страничкой в социальных сетях, я пришла к выводу, что девочке интересно искусство. Когда в ходе бесед, как бы между делом, я стала проявлять интерес к ее хобби, я заметила, что ребенок стал идти на контакт, рассказывать не только об увлечениях, но и о личных переживаниях и проблемах. Со временем между мной и ученицей сложились доверительные, дружеские отношения, и я решила с ней договориться: она «подтягивает» свою успеваемость по математике, физике и химии, а я читаю ту книгу, которая интересна ей. Потом мы вместе это обсуждаем. Таким образом, к началу 9 класса мы вернули успеваемость Даши на прежний уровень, защитили проект о моде и искусстве, а я узнала о видах античного искусства.А в 11 классе девочка сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов.
Создание ситуации договора помогают поддерживать учебную мотивацию детей, что помогает им потом успешно пройти итоговую аттестацию. Итак, средний балл огэ по русскому языку в 2021 году составил 4,1, егэ по русскому языку 70,1
Если использовать все приведенные способы работы с детьми, то можно получить наивысшую форму работы учителя- совместную деятельность Когда ребенок понимает, что ему нечего бояться, он не один и учитель всегда готов прийти к нему на помощь, он сам выбирает в свои партнеры учителя, сам идет с той или иной проблемой к педагогу. Нужно уметь помочь ребенку на этом этапе, не отталкитвать, дать ему возможность поверить в свои силы. В 2017 году я выпускала 9 класс и 10 человек из 21 решили сдавать литературу, были среди них и те, кто учился на тройки, мало читал.Одной из причин выбора предмета для детей стала именно вера учителя в силы ребенка. После кропотливой ежедневной работы учащиеся успешно сдали ОГЭ, среди 10 была всего лишь одна тройка.
Тактика взаимодействия очень помогает в организации проектой деятельности учеников. При такой форме работы формируется одно из главных качеств ученика - ответственность и умение договариваться. Ученик осознает, что самостоятельно выбирает в партнеры классного руководителя, а значит является для учителя таким человеком, на которого можно положиться и , следовательно, у ребенка повышается чувство ответственности.
Так, например, одна из моих учениц, Мамадалеева Алсу, нарисовала серию портретов литературных героев романов Достоевского, впоследствии защищала эту работу на районном семинаре. А начиналось все с любительского рисования Базарова из романа «Отцы и дети».
Естественно, все эти формы работы невозможны без того, что их скрепляет, без "цемента" - без любви к детям ( поворачиваю ведерко с надписью любовь) . Именно она и дает мне силы помогать каждому ребенку , искать новые формы и методы работы.
На данный момент я могу сказать, что являюсь для своих детей прежде всего другом, то есть тем человеком, которому можно рассказать о проблемах, который выслушает и поймет, утешит и даст совет. Современным детям с их быстрым развитием и стремлением к самостоятельности нужен не воспитатель- наставник, а тот, кто будет их понимать, верить в их силы и возможности, ведь именно вера в себя помогает человеку развиваться и преодолевать трудности. Ведь как говорил Гете: волшебство -это вера в себя. И когда тебе это удается, то удается и все остальное.
Спасибо за внимание!