МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ РЕСТОРАННОГО СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ
ЭЛЕКТРОННО-УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ГПОУ «ДОНЕЦКОМ ТЕХНИКУМЕ РЕСТОРАННОГО СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
Донецк, 2020
Опыт работы преподавателя спецдисциплин, специалиста первой квалификационной категории ГПОУ «Донецкий техникум ресторанного сервиса и торговли» ГПОУ «ДТРСТ» по проблеме «Опыт применения электронно-учебных модулей на уроках специальных дисциплин» Саблиной Татьяны Владимировны – 2020г.
Опыт базируется на применения информационных и образовательных технологий в средних профессиональный учебных заведениях. Роль электронных учебных модулей на уроках теоретического обучения. Подробно описаны достоинства и недостатки образовательных электронных ресурсов.
Теоретические и практические занятия с использованием электронно – учебных модулей являются средством формирования умений и навыков с помощью ИКТ, профессиональной компетентности будущих квалифицированных рабочих, служащих.
Работа посвящается проблеме формирования профессиональных компетенций у обучающихся через активизацию их самостоятельной деятельности на теоретических и практических занятиях. Приводятся методы самостоятельного поиска решения нестандартных задач и проблем, примеры заданий для организации практических занятий при изучении профессиональных модулей по профессии «Повар, кондитер» с применением информационных и образовательных технологий.
Рецензенты:
внешний:
Османова Ю.В.- кандидат технических наук, доцент кафедры Технология и организация производства продуктов питания им. Коршуновой А.Ф. Государственной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган –Барановского»
внутренний:
Гридина Т.В. – преподаватель-методист, специалист высшей квалификационной категории, ГПОУ «ДТРСТ»
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии «Технология продукции общественного питания», Протокол № 10 от 18.06.2020г.
Рассмотрено и рекомендовано к практическому применению на заседании педагогического совета ГПОУ «ДТРСТ», Протокол № 4 от 29.06.2020г.
Рассмотрено и одобрено, рекомендовано к практическому применению на заседании методического совета ГПОУ «ДТРСТ», Протокол № 7 от 29.05.2020г.
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Обучение только тогда результативно, когда тот, кто учится, хочет иметь знания, которые осваивает. Самообучение, самостоятельная работа над собой – неизменные виды учебной деятельности. Самостоятельные мысли возникают только из самостоятельно приобретенных знаний.
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
Система среднего профессионального образования (СПО) направлена на подготовку рабочих, труд которых содержит элементы творческого труда. Трудности в подготовке студентов объясняются тем, что школьная система обучения отличается от системы обучения в СПО, и достаточно часто студентам 1 курса сложно воспринимать большой объем информации, которую не только надо запомнить, осмыслить и выучить, но и применить на практике.
Новые подходы в образовании определили и новые дидактические средства для решения образовательных задач. Современный педагог должен формировать у студента целостную систему универсальных знаний, умений и практических навыков, а также формировать самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся. На сегодняшний день в рамках внедрения новых ГОС актуальным стало использовании Электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.
Электронные образовательные ресурсы в настоящее время широко используются в учебных заведениях. Электронные образовательные издания, учебники, тестирующие оболочки, образовательные среды, интерактивные распределенные информационные образовательные ресурсы и многое другое используются преподавателями на лабораторных и практических занятиях, обучающимися при самостоятельной подготовке.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Как преподаватель специальных дисциплин по профессии «Повар, кондитер», я считаю необходимым использование подобных материалов на теоретических и практических занятиях. К сожалению, большинство предлагаемых ресурсов не всегда не учитывают специфику средних профессиональных заведений.
В качестве недостатков предлагаемых цифровых ресурсов можно отметить:
– не рассмотрены рутинные практические вопросы, которые, тем не менее, составляют основную деятельность техник - технолога;
–порядок предложенных материалов редко совпадает с их последовательностью в учебном плане, затрагивая еще не изученные вопросы или наоборот, пропуская хорошо освоенные темы;
–отсутствие необходимого количества практических занятий и заданий.
Так или иначе, информационные образовательные технологии неотъемлемая часть современного образования.
Поскольку многие ЭУМ обеспечивают реализацию следующих педагогических целей:
– демонстрацию учебного материала;
– использование принципов проблемного обучения;
– большое количество фото и видео материалов;
– тренинг в определенной области;
– практические задания;
– тестирование и диагностику, для контроля процесса обучения;
– собственно обучение.
Отметим, что применение ИКТ технологий тем эффективнее, чем более продуман процесс интеграции методов традиционного обучения и новых информационных образовательных методик.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Практическое значение опыта заключается в использовании электронно-учебных модулей на всех темах учебного курса которые совпадают с темами ЭУМ. Личный вклад преподавателя заключается в выявлении эффективных видов заданий, решения ситуационных задач, упражнений и прочее. Все это способствует развитию и формированию профессиональной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков технического мышления и решения производственных задач. Развитию интереса к предмету способствует, в частности, разнообразие типов задач. Часть задач представлена в виде исследовательских, дающих студентам возможность не только визуально наблюдать за построениями графиков, таблиц и т.д., но и самим принимать в этом непосредственное участие.
Выполнение домашних заданий, участие в проектной деятельности, дистанционное изучение предмета обеспечивается возможностью использования ЭУМ не только на уроке, но и дома, где студент также может несколько раз прослушать, просмотреть объяснение материала, решения задачи и записи ее решения с использованием математических символов и формул.
4. СУЩНОСТЬ ОПЫТА
Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами.
В ЭОР используются пять новых педагогических инструментов:
интерактив;
мультимедиа;
моделинг;
коммуникативность;
производительность.
ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). По каждому профессиональному модулю организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. В соответствии с программой обучения весь образовательный курс по ПМ разбит на разделы, темы и подтемы. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
модуль получения информации (И-тип);
модуль практических занятий (П-тип);
модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.
Электронные учебные модули (ЭУМ) – электронные образовательные ресурсы нового поколения, созданные на базе открытых модульных систем специально для федерального портала ФЦИОР [1] по заказу Федерального агентства по образованию МОиН компанией «Физикон».
Различают три типа ЭУМ: информационные – И, практической деятельности – П, контроля знаний и умений и аттестации – К.
По сравнению с учебниками все они обладают инновационными качествами:
- позволяют проводить практические компьютерные работы,
- тестирование с проверкой и выдачей рекомендаций по решению. Интерактивность повышает эффективность самостоятельной работы учащихся за счет активно-деятельностных форм обучения.
Распределение ЭУМ по уровням интерактивности представлено в табл.1.
Таблица 1
Уровень интерактивности | Описание | % от всех ЭУМ |
I. Условно-пассивный | Чтение текста, просмотр графики и видео, прослушивание звука | 10–30 |
II. Активный | Навигация по гиперссылкам, просмотр трёхмерных объектов, задания на выбор варианта ответа и другие простейшие формы | 45–80 |
III. Деятельностный | Задание на ввод численного ответа, перемещение и совмещение объектов, работа с интерактивными моделями | 10–25 |
IV. Исследовательский | Работа с виртуальными лабораториями | До 5 |
И- модули имеют структуру:
Информационная часть, содержащая текст, анимации, видеофрагменты и интерактивные модели.
Контрольные вопросы.
Краткий конспект (Рис.1.).
Некоторые И-модули содержат видеофрагменты (Рис.2.). Поскольку максимальный размер модуля невелик (10 Мбайт), видеофрагменты краткие, не более 1,5 минут, как правило, 20–40 с.
«Рис.1.» «Рис.2.»
К-модули делятся на:
- интерактивные тренажёры, предназначенные для формирования базовых знаний и умений с последующей отработкой ключевых компетенций, нужных для решения задач (активная доска, на которой учащийся ведёт самостоятельные записи),
- интерактивные модели исследовательского характера (лабораторные работы) (Рис.3.)
- интерактивные тесты, из 10–12 различных тестовых заданий (сортировка, указание объекта, классификация, выбор нескольких ответов, перемещения объектов и т.п.) (Рис.4.)
В
се действия учащихся фиксируются в электронном журнале (Рис.5.) с учётом времени работы и правильности ответов, автоматически проставляется рейтинг – числовой результат.
«Рис.3.» «Рис.4.»
«Рис.5.»
Типы П-модулей:
- компьютерная лабораторная работа (Рис.6.),
- самостоятельная работа с комментариями,
- игровые задания, задания творческого характера (Рис.7.),
- практикум – интерактивные тестовые здания с комментариями (Рис.8.).
«Рис.6.» «Рис.7.»
«Рис.8.»
Применять ЭУМ студенты могут
- при самостоятельной работе на уроках (с преподавателем);
- вне уроков в системе дополнительного образования;
- при дистанционном обучении;
- при работе над проектами;
- при подготовке к итоговой аттестации;
- при самостоятельной работе дома (при подготовке к урокам, аттестации, олимпиадам, семинарам).
Таким образом, данный ресурс является хорошим подспорьем обучающимся в их самостоятельном изучении конкретной темы, а также облегчит работу преподавателю:
1. Не нужно объяснять и повторять досконально все по данной теме каждому, так как материал изложен понятно и доступно; можно подробно разобрать лишь наиболее трудные вопросы;
2. Каждый обучающийся занимается в своем темпе, при этом преподаватель может больше внимания уделить тем, кто испытывает трудности;
3. Предоставляется возможность самостоятельно изучить теорию и проверить свои знания с помощью контрольных вопросов и тестовых заданий;
4. Предусмотрена процедура выдачи индивидуальных заданий каждому;
5. Выдача индивидуальных заданий осуществляется компьютером, а
преподавателю остается проверить правильность их выполнения.
Итак, применение электронно-учебных модулей было направлено на:
– повышение уровня теоретических знаний по дисциплине;
– приобщение студентов к практической работе;
– приобретение навыков теоретического осмысления и анализа полученных результатов.
5. ВЫВОДЫ
Важнейшими заданиями образования в Республике является подготовка образованной, творческой личности и формирование ее экономической культуры. Решение этой проблемы предусматривает психолого-педагогическое обоснование содержания и методов учебно-воспитательного процесса. Сегодня образовательные учреждения среднего профессионального образования широко внедряют современные педагогические технологии, популярными среди которых являются ИКТ технологии, дистанционное обучение, самостоятельное обучение. Обобщая вышеизложенное, отметим, существует большое количество цифровых образовательных ресурсов, различных по применяемым методам, форме изложения материала, используемым средствам. В качестве преимуществ внедрения специально разработанных электронно-учебных модулей в учебный процесс в нашем техникуме можно назвать:
– развитие навыков самообразовательной деятельности студентов;
– индивидуализация обучения;
– углубления теоретических знаний;
– повышения наглядности обучения;
– повышение интереса к изучаемой дисциплине.
Тема педагогического опыта преподавателя Саблиной Т.В. «Опыт применения электронно-учебных модулей на уроках специальных дисциплин» является актуальной и созвучной требованиям современности. Использования эффективных видов заданий к самостоятельной работе в учебном процессе открывают новые возможности для познавательной и практической деятельности как студентов, так и преподавателей. Опыт, в использовании электронно-учебных модулей, уже используется преподавателями техникума и преподавателями ОУ СПО Донецкого техникума ресторанного сервиса и торговли территориального округа -3. Опыт Саблиной Т.В. рассмотрен и одобрен на заседании цикловой комиссии «Технология продукции общественного питания» ГПОУ «ДТРСТ».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] http://fcior.edu.ru/
1. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие /. – Ростов н/Д: Март, 2002. – 217 с.
2. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкастистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1979. – 298 с.