Прилипа Анна Сергеевна,
преподаватель,
ГОУ СПО ЛНР «Краснодонский промышленно-экономический колледж»,
специалист высшей квалификационной категории,
г. Краснодон
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ GOOGLE ФОРМ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье представлен опыт использования дидактических возможностей Google Форм – инструмента для организации автоматизированной обратной связи. Приведены примеры тестов для текущего контроля знаний студентов в процессе преподавания дисциплины «Математика».
Ключевые слова: Google Формы; дистанционное обучение; контроль знаний; тесты.
В традиционных формах обучения любая проверка знаний студента проводится для того, чтобы помочь ему выявить пробелы в обучении и адекватно оценить уровень знаний. Если рассматривать дистанционное обучение как равноценный традиционному обучению способ подготовки квалифицированных специалистов, тогда постоянная для системы образования проблема контроля знаний и умений может возникнуть и в системе дистанционного обучения.
Высоких качественных показателей результата процесса обучения можно добиться при использовании тщательно спланированной системы контроля знаний студентов.
Сама форма дистанционного обучения значительно усложняет полноценный контроль знаний из-за удаленности в пространстве студента и преподавателя. В связи с этим целесообразно для оценки результатов познавательной деятельности при дистанционном обучении использовать тестирование.
В методиках преподавания математики использование тестирования является одним из наиболее рациональных способов, направленных на проверку знаний, умений и навыков. С помощью тестов можно обеспечить различные виды контроля: итоговый, тематический, текущий. Тесты позволяют в кратчайшие сроки проверить знания больших групп обучающихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, проводить своевременную коррекцию в процесс преподавания, применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми студентами, управлять качеством обучения [2].
Существует многообразие программных сред, которые с разной эффективностью и сложностью их использования, справляются с задачей автоматической обработки данных. Стоит учитывать при выборе программной среды понятный и удобный интерфейс для пользователей: для педагога, который создает и студента, который будет пользоваться данной средой.
Одним из наиболее простых средств, используемых для контроля результатов обучения, является применение Google Формы с автоматизированным результатом проверки. Собственный опыт показывает, что с помощью Google Формы можно достаточно быстро создавать тесты, они доступны всем студентам, которые изучают математику. Кроме того, форму можно подключить к электронной таблице Google, и тогда ответы респондентов будут автоматически сохраняться в ней [3].
Чем удобны Google Формы [1]:
-
Простота в использовании. Работать с Google Формами не сложнее, чем с MS Word. Интерфейс удобный и понятный. Форму не надо скачивать, пересылать студентам и получать от них по почте заполненный вариант.
-
Доступность 24/7. Форма хранится в облаке. Если студент работает с разных устройств или его жесткий диск повредился, форма останется доступна при наличии ссылки.
-
Индивидуальное оформление. Google Формы дают возможность бесплатно выбрать шаблон из большого количества доступных или загрузить свой.
-
Бесплатность. Сервис бесплатный.
-
Мобильность. Google Формы адаптированы под мобильные устройства. Создавать, просматривать, редактировать и пересылать формы можно с телефона и планшета с помощью, облегченной мобильной версии с полной функциональностью.
-
Понятность. Google Формы собирают и профессионально оформляют статистику по ответам. Преподавателю не придется дополнительно обрабатывать полученные данные, можно сразу приступать к анализу результатов.
Тестирование с помощью Google Форм, как метода проверки знаний, умений был апробирован мной при изучении дисциплины «Математика» и применялась для подготовки студентов к практическим и контрольным работам.
На рисунке 1, показана структура теста, который открывает студент, перейдя по подготовленной преподавателем ссылке.
Рис.1. Тест
Тест доступен по ссылке https://forms.gle/uBGedYZaTf9cWPpa8
Заполнять Google Форму студент не обязательно должен за компьютером, так как данный сервис доступен и с мобильных устройств.
В форме каждый вопрос теста обязательный. Если студент забыл ответить на какой-то вопрос, то форма не примет его ответ и напомнит какой вопрос он пропустил. Студенты часто невнимательны и эта функция формы будет очень кстати.
После прохождения компьютерного теста студентам на электронную почту отправляется результат, и они имеют возможность посмотреть задания, в которых допустили ошибку.
На рисунке 2 показана таблица результатов теста.
Рис.2. Таблица результатов
На рисунке 3, 4 можно увидеть методы математической статистики для оценки степени усвоения материала всеми студентами.
Рис.3. Статистика ответов
Рис.4. Статистика ответов
Результаты этих работ помогают преподавателю определить проблемы в усвоении материала и спланировать дальнейшую работу со студентами.
Создание тестов для контроля знаний с помощью Google Форм имеет ряд достоинств, которые придутся по вкусу как преподавателям, так и их студентам. С одной стороны, создание теста является простым, быстрым, удобным и бесплатным, с другой стороны красочный и разноплановый формат теста интересует и радует студентов. В перспективе я планирую изучить и другие возможности применения Google Форм при преподавании математики.
Список использованных источников
-
Google Формы: возможности для педагога. Август 14, 2018 Александра Пуляевская
-
Рыбакова Н.В., Григорьева Т.В. Тесты, как эффективная форма контроля // Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе / Под ред. М.И. Колкова. — СПб.: «Каро», 2001
-
Смирнова О.Б., Стукалова Н.А. Мониторинг ключевых компетенций, связанных с математической подготовкой студентов, при помощи тестов. Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов / под общей ред. Проф. О.И Кирикова. – Выпуск 46. – Воронеж: изд-во Воронежского госпедуниверситета, 2009, - с. 140-148