Прилипа Анна Сергеевна,
преподаватель,
ГОУ СПО ЛНР «Краснодонский промышленно-экономический колледж»,
специалист высшей квалификационной категории,
г. Краснодон
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ GOOGLE ФОРМ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье представлен опыт использования дидактических возможностей Google Форм – инструмента для организации автоматизированной обратной связи. Приведены примеры тестов для текущего контроля знаний студентов в процессе преподавания дисциплины «Математика».
Ключевые слова: Google Формы; дистанционное обучение; контроль знаний; тесты.
В традиционных формах обучения любая проверка знаний студента проводится для того, чтобы помочь ему выявить пробелы в обучении и адекватно оценить уровень знаний. Если рассматривать дистанционное обучение как равноценный традиционному обучению способ подготовки квалифицированных специалистов, тогда постоянная для системы образования проблема контроля знаний и умений может возникнуть и в системе дистанционного обучения.
Высоких качественных показателей результата процесса обучения можно добиться при использовании тщательно спланированной системы контроля знаний студентов.
Сама форма дистанционного обучения значительно усложняет полноценный контроль знаний из-за удаленности в пространстве студента и преподавателя. В связи с этим целесообразно для оценки результатов познавательной деятельности при дистанционном обучении использовать тестирование.
В методиках преподавания математики использование тестирования является одним из наиболее рациональных способов, направленных на проверку знаний, умений и навыков. С помощью тестов можно обеспечить различные виды контроля: итоговый, тематический, текущий. Тесты позволяют в кратчайшие сроки проверить знания больших групп обучающихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, проводить своевременную коррекцию в процесс преподавания, применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми студентами, управлять качеством обучения [2].
Существует многообразие программных сред, которые с разной эффективностью и сложностью их использования, справляются с задачей автоматической обработки данных. Стоит учитывать при выборе программной среды понятный и удобный интерфейс для пользователей: для педагога, который создает и студента, который будет пользоваться данной средой.
Одним из наиболее простых средств, используемых для контроля результатов обучения, является применение Google Формы с автоматизированным результатом проверки. Собственный опыт показывает, что с помощью Google Формы можно достаточно быстро создавать тесты, они доступны всем студентам, которые изучают математику. Кроме того, форму можно подключить к электронной таблице Google, и тогда ответы респондентов будут автоматически сохраняться в ней [3].
Чем удобны Google Формы [1]:
Простота в использовании. Работать с Google Формами не сложнее, чем с MS Word. Интерфейс удобный и понятный. Форму не надо скачивать, пересылать студентам и получать от них по почте заполненный вариант.
Доступность 24/7. Форма хранится в облаке. Если студент работает с разных устройств или его жесткий диск повредился, форма останется доступна при наличии ссылки.
Индивидуальное оформление. Google Формы дают возможность бесплатно выбрать шаблон из большого количества доступных или загрузить свой.
Бесплатность. Сервис бесплатный.
Мобильность. Google Формы адаптированы под мобильные устройства. Создавать, просматривать, редактировать и пересылать формы можно с телефона и планшета с помощью, облегченной мобильной версии с полной функциональностью.
Понятность. Google Формы собирают и профессионально оформляют статистику по ответам. Преподавателю не придется дополнительно обрабатывать полученные данные, можно сразу приступать к анализу результатов.
Тестирование с помощью Google Форм, как метода проверки знаний, умений был апробирован мной при изучении дисциплины «Математика» и применялась для подготовки студентов к практическим и контрольным работам.
На рисунке 1, показана структура теста, который открывает студент, перейдя по подготовленной преподавателем ссылке.
Рис.1. Тест
Тест доступен по ссылке https://forms.gle/uBGedYZaTf9cWPpa8
Заполнять Google Форму студент не обязательно должен за компьютером, так как данный сервис доступен и с мобильных устройств.
В форме каждый вопрос теста обязательный. Если студент забыл ответить на какой-то вопрос, то форма не примет его ответ и напомнит какой вопрос он пропустил. Студенты часто невнимательны и эта функция формы будет очень кстати.
После прохождения компьютерного теста студентам на электронную почту отправляется результат, и они имеют возможность посмотреть задания, в которых допустили ошибку.
На рисунке 2 показана таблица результатов теста.
Рис.2. Таблица результатов
На рисунке 3, 4 можно увидеть методы математической статистики для оценки степени усвоения материала всеми студентами.
Рис.3. Статистика ответов
Рис.4. Статистика ответов
Результаты этих работ помогают преподавателю определить проблемы в усвоении материала и спланировать дальнейшую работу со студентами.
Создание тестов для контроля знаний с помощью Google Форм имеет ряд достоинств, которые придутся по вкусу как преподавателям, так и их студентам. С одной стороны, создание теста является простым, быстрым, удобным и бесплатным, с другой стороны красочный и разноплановый формат теста интересует и радует студентов. В перспективе я планирую изучить и другие возможности применения Google Форм при преподавании математики.
Список использованных источников
Google Формы: возможности для педагога. Август 14, 2018 Александра Пуляевская
Рыбакова Н.В., Григорьева Т.В. Тесты, как эффективная форма контроля // Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе / Под ред. М.И. Колкова. — СПб.: «Каро», 2001
Смирнова О.Б., Стукалова Н.А. Мониторинг ключевых компетенций, связанных с математической подготовкой студентов, при помощи тестов. Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов / под общей ред. Проф. О.И Кирикова. – Выпуск 46. – Воронеж: изд-во Воронежского госпедуниверситета, 2009, - с. 140-148