СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт применения квест-технологии в музыкально-художественной деятельности ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе для формирования у дошкольников музыкальной культуры мы активно применяем «квест»-технологию. Игровая педагогическая технология «квест» носит непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий.

Просмотр содержимого документа
«Опыт применения квест-технологии в музыкально-художественной деятельности ДОО»

Опыт применения квест-технологии в музыкально-художественной деятельности ДОО

В соответствии с задачами ФГОС построение образовательной деятельности должно быть направлено на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития каждого ребенка. [1]

Реализация задач, поставленных ФГОС перед дошкольным образованием, невозможна без применения педагогами современных программ и технологий. Музыкальные руководители хорошо с ними знакомы и успешно применяют в своей работе.

В своей работе для формирования у дошкольников музыкальной культуры мы активно применяем «квест»-технологию. Игровая педагогическая технология «квест» носит непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий.

Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать задачи на основе выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п. [2]

Квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство. Среди них особенно интересен геокэшинг – квест на открытой местности с поиском клада, тайника и с элементами ориентирования на местности.

Квест – технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Роль педагога-наставника в квест - игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

На сегодняшний день, различается несколько видов квестов, которые можно условно разделить на три группы:

- Линейные (игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);

- Штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач);

- Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг; команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными).

Квесты различаются по форме проведения – соревнования, проекты, исследования, эксперименты. Разнообразны так же задания для квестов – поиск сокровищ, расследование происшествий, помощь героям, путешествие, приключение по мотивам художественных произведений. [3]

Для достижения поставленной цели ребенку или группе детей необходима мотивация: заинтересованность в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата. В этом помогает общая игровая цель, которая известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам: доступность: задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка; системность: задания должны быть логически связаны друг с другом; эмоциональная окрашенность заданий; разумность по времени: необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес; использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста; наличие видимого конечного результата и обратной связи.

После проведения всех подготовительных этапов: разработки и написания сценария, оформления наглядных материалов и музыкального репертуара, подготовки необходимого реквизита, создания антуража для каждой зоны, - мы приглашаем воспитанников на игру.

Рассмотрим пример линейного музыкального квеста для детей старшего дошкольного возраста «В поисках пропавших нот», который мы организовали в нашей ДОО.

Участниками квеста явились музыкальный руководитель – фея Гармония, воспитанники старшей группы – поисковая команда; воспитанники подготовительной группы – «разноцветные нотки» и исполнитель роли Умки. Инструктор по ФК и воспитатель по ИЗО-деятельности выступили в роли Белой Медведицы и Северного Сияния.

Для того, чтобы заинтересовать участников мы создали игровую ситуацию.

Музыкальный руководитель сообщил детям, что пропали ноты, которые росли на волшебном музыкальном дереве, и теперь невозможно ни спеть, ни станцевать, ни поиграть в оркестре: «Куда же они исчезли? Что могло произойти, как вы думаете?». Дети размышляли: «Наверное, их кто-то забрал и спрятал от нас». С помощью ИКТ (видеописьмо от Снежной Королевы, которая забрала ноты, спрятала и заморозила их), мы ввели детей в игровую поисковую деятельность. Для поисков музыкальных нот Снежная Королева предложила отгадать загадку и найти карту. Ориентируясь по карте, дети отправились в музыкальный кинотеатр, где отвечали на вопросы музыкальной викторины с использованием ИКТ «Угадай мультфильм по песенке». В «берлоге Белой Медведицы» выполняли новые задания: проходили по полосе препятствий, собирали «музыкальные пазлы» (изображения целых инструментов из разрезанных на части картинок). Дальше карта привела участников игры к следующему персонажу - Северному сиянию. Выполнили задание: раскрасили нотки в определенные цвета по цветам радуги. Вернулись в музыкальный зал, где детей ждало творческое и интересное задание: посмотреть музыкальный клип и озвучить его любым шумовым инструментом. За каждое выполненное задание игроки получали «ноту». Затем разместили все семь найденных нот на «музыкальном дереве». Кульминационным моментом явилось нахождение всех семи нот и появление на сцене «семи гномов – цветных ноток». В благодарность за «спасение», ноты исполняют песенку и угощают детей сладкими призами.

Таким образом, в ходе квеста у воспитанников происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения, так как в квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации).

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Необходимо отметить, что квесты помогают активизировать детей, и родителей, и педагогов. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств, ведь даже маленькие дети способны понимать, что конечный результат зависит от общих усилий. Поэтому каждый ребенок и старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды.

Таким образом, квест-игра одна из интересных технологий, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.


Список литературы:

  1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3)

  2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

  3. Гавришова Е.В., Миленко В.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10







2