СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт прочтения романа Ф.М .Достоевского "Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система образов, Система идей романа. Структура текста

Просмотр содержимого документа
«Опыт прочтения романа Ф.М .Достоевского "Преступление и наказание"»

Ф.М.Достоевский

«Преступление и наказание»

Роман-исследование

Почему убил? Почему признался? Почему воскрес?



1.Система образов



Герои жертвы преступлений

Лизавета Мать Раскольников Соня Дуня





Себя дочь старуху себя себя



2. Система идей романа.

Не убий! ----------убий человека---------самоубийство

Первоначальный замысел связан с названием «Пьяненькие». Объектом исследования этой социальной проблемы становится семья Мармеладовых и город в целом, в котором в каждом квартале было по питейному заведению. Другие социальные проблемы. Как и названия, такие, как убийство, проституция, кража, неравный брак, ложь, самоубийство.



Добро


100/1


Соня

Дуня

Помочь близким и далёким

«Нужно просто жить среди людей и быть добрым»

Зло


Лужин

Свидригайлов


1/100


Раскольников «разрешить кровь по совести»

Мармеладов



Достоевский полагал, что именно в натуре человеческой находятся добро и зло . Зло исходит из глубин духа человеческого. Каждый виноват в отсутствии света в душе, ибо это создаёт общую атмосферу в обществе. Наши злые слова и поступки незримо отпечатываются в душах окружающих, распространяются в пространстве и времени.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский даёт три возможных отношения к злу. Первый путь. Которым идёт часть человечества- это борьба со злом. Этот путь выбран Раскольниковым. Мир кажется ему несправедливым, и он выбирает путь борьбы. Раскольников проверяет свой «принцип». Недаром он несколько раз скажет: «Я не человека убил, я принцип убил!» Одновременно со старухой погибает и тихая, кроткая Лизавета, как и Соня , символ добра, любви.

Добро и зло одновременно пребывает в душе человека. И зло старухи , и добро Лизы находятся не где-то в мире, а в душе Раскольникова, и, совершая зло, он одновременно уничтожает в себе добро. Ненависть и злоба заполняет его душу, и мучается он . блуждает в поисках выхода.

Второй путь, который выбирает для себя человечество в большинстве своём,- это путь примирения. Такой путь избрали Дуня Раскольникова и её мать, Мармеладов. Христианская позиция отвергает примирение со злом. Примирение со злом доводит человека до такого состояния, что сопротивляться злу не достаёт сил. и человек погибает. Именно поэтому Мармеладов просит «распять», но «пожалеть».

Третий и единственный путь отношения к злу. По мысли писателя,- это преодоление зла в самом себе через Любовь. Персонажем, который указывает этот путь, выступает Соня Мармеладова-«вечная Сонечка».



Раскольников и «двойники»



Свидригайлов-----------своеволие ,безверие

Раскольников

Лужин--------разумный эгоизм







До преступления


Сон (злоба людей, убивающих лошадку)

жара

Комната-гроб

Кольцо( связь с семьёй)

Часы( земное время)













Преступление

Время на часах


Лестница по которой спускается

ТОПОР


КЛАД СТАРУХИ

После преступления


гроза


Евангелие

Крест





Достоевского определяет обилие символов и знаков. Символичны имена, предметный мир, пейзаж, цвет, числа.